Оригинал взят у
aksik в
Девочки и гендерные роли, смена ролей дождались про девочек :)
Что случается с представлениями о мужском и женском образах у девочки?
Вот мама привела девочку первый раз в группу, девочка прячется за ее юбку. Что ей говорят? "как тебе не стыдно!". Хотя застенчивость всегда была женским положительным качеством и ценилась.
Вернемся к воспитательницам: какие девочки наиболее положительно оцениваются? Всегда стремятся помочь, любят выступать или рассказывать стихотворения, бойкие, не стеснительные, инициативные, активные. Это кто? Это мужской образ с маскулинной активностью! К тому же, девочке приходится подсознательно "сражаться" за внимание "главного взрослого" - воспитательницы. В условиях семьи, даже очень многодетной, невозможно представить ситуацию, когда столько сверстников. Даже если очень много детей в семье, то за исключением случаев двоен-троен, это разновозрастные дети, а значит, у них разные потребности. Но здесь целая большая группа сверстников с одинаковыми эмоциональными потребностями. Дети вынуждены подсознательно соревноваться за "место под солнцем" - внимание воспитательницы. Поэтому девочка формирует скрытую агрессию - это ЕЕ воспитательница, ЕЕ подружки и т.п. такая воинствующая позиция не свойственна женскому образу - в семье девочки как раз проявляют заботу по отношению к маленьким.
Может, и сами того не желая, воспитательницы и учительницы в начальной школе "подыгрывают", выталкивая девочек на активную позицию, превосходящую мальчиков. Мальчики (в целом) чаще начинают устный ответ примерно так: "Ну это... там такое...это...", на что педагог говорит: "Петров! Сначала подумай, а потом отвечай!", и тут встает девочка и - бал-бал-бал-бал-бал - звонким и четким голосом. В садике скорее девочка вызовется выступать, петь и рассказывать стишки на утреннике, нежели мальчик. Да и воспитательницы скорее поставят девочек на "ведущие" роли, нежели мальчиков.
Про начальную школу мы уже поговорили - что программа в целом не рассчитана на то, что дети бывают разного пола и среди них встречаются и мальчики. Нейропсихологи утверждают, что к первому классу разница в развитии между мальчиком и девочкой примерно в год! Представьте, какая это огромная разница для эмоционального развития! То есть, с 6-летними девочками должны бы учиться 7-летние мальчики. Да еще и физически зачастую девочки превосходят мальчиков-ровесников. Мальчик что-то нашалил, смял девочке тетрадку и еще что, а она его берет за шкирку, как котенка, и лупит линейкой - она ж его на голову выше и в полтора раза шире в плечах! Какой же это образ защитника? Как быть за "каменной стеной"?
То есть, девочка мало того, что стоит на более активной и успешной позиции в течении НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ по сравнению с мальчиком, она получает черты маскулинного образа и учится подавляющей и опекающей модели поведения. Модели поведения заменяются на чисто противоположные. Она постоянно демонстрирует свое превосходство над мальчиком, она "вхожа во власть" - воспитательница и учительница к ней более благосклонны; если учительнице некогда - девочка проверит, сделана ли домашняя работа у соседа по парте и поможет ему найти и исправить ошибки. В общем, девочка выносит следующие подсознательные установки: женщина главная, сильная, независимая, она все может, а мужчина это такое убогое сознание, которого нужно за ручку вести и за которого нужно все проблемы решать. Что из этого получается в будущем? В семье ссоры, и вместо конструктивной работы женщина думает: "да ладно, сама справлюсь, ерунда какая, подумаешь - муж! подумаешь - развод!". Образ мужа как таковой совсем не имеет ценности.мужа вообще подбирают из жалости (не он завоевывает женщину, а она его пожалела и взяла), а если "плохо себя ведет" - выкидывают. Зато женщина - она ого-го, и коня на скаку, и что угодно. Представления о семейных ролях и моделях поведения мужчины и женщины закладываются в раннем и дошкольном детстве, как раз тогда, когда окружение заставляет мальчика и девочку меняться ролями.
Posted via
LiveJournal app for iPad.