В субботу были на выставке навигационных карт знаменитого
османского адмирала и картографа Пири Реиса XVI века. В честь 500-летия создания его карты мира (1513), 2013 год объявлен ЮНЕСКО годом Пири Реиса.
Выставка проходит в культурном центре им. Erdem Beyazıt (это был такой
поэт, писатель и политик, оказывается), в районе Kepez на Sakarya bulvarı через пару кварталов от больницы Dünya Göz Hastanesi. Вход бесплатный, выставка небольшая, прямо в холле, представлены репродукции знаменитых карт. Закрытие
29 марта (упс, уже сегодня! протянула с написанием этого поста...).
Хе-хе, на афише внизу, под эмблемой районной администрации - гениальная подпись: "Кепез - моё всё" :)
(Кепез - один из четырех крупных районов (ilçe) Анталии (вместе с Коньяалты, Муратпаша, где находится
район и одноименный пляж Лара, и Аксу), нежно любимый правящей партией включающий в себя наряду с новыми районами с современной инфраструктурой также и бедные старые кварталы, деревни да трущобы, поэтому эта фраза звучит особенно гордо :)
Пири Реис (1465-1554) известен благодаря своим картам и схемам, собранным в «Китаб-и-бахрие» («Книга морей», то есть «навигационная книга»), которая содержала чрезвычайно точные и подробные навигационные схемы важнейших городов и портов Средиземного моря. Кроме этого, он является автором одной из первых карт мира, вот ее фрагмент:
Карты Пири Реиса поражают не только художественностью и стилем, но и, как и положено картам, навигационной точностью, небывалой для его времени.
Фотографии в альбоме «
Выставка карт Пири Реиса»
Meladan на Яндекс.Фотках
+ 76 картинок с выставки, а также масонские тайны и закат в Кепезе в подарок досмотревшим ;)
3. Вот как выглядит здание культурного центра, где размещается выставка: когда я впервые его увидела, хотелось протереть глаза при виде такого количества восьмиугольных звезд, уж не
масонская ли ложа тут расположилась среди бела дня? (на синагогу сразу думать перестала, помня, что
звезда Давида все-таки шестиугольная)
Не знаю, как насчет масонов и прочих тамлиеров, которые, как известно, всегда при месте (с) - но при дальнейшем изучении вопроса я узнала, что восьмиугольная звезда как символ встречается в самых разных контекстах, включая
исламский: "Восьмиконечная звезда символизирует восемь ангелов, поддерживающих управляющий миром престол. Они соответствуют восьми группам букв арабского алфавита, а также восьми главным направлениям. Нередко восьмиконечные звезды можно встретить в восточных орнаментах".
Кроме того, "8-конечная звезда образуется в результате сочетания прямого и косого крестов или квадрата с ромбом. В последнем случае она символизирует проекцию небесного мира (ромб) на материальный (квадрат), их взаимопересечение. Такой 8-конечная звезда пишется на православных иконах «Спас в силах», «Неопалимая Купина», изображается в декоре исламской архитектуры. В древнеиндийских градостроительных трактатах есть планы восьмиугольных городов, таковы же многие цитадели Европы. Предположительное святилище Перуна в Киеве было окружено восемью кострищами, расположенными по направлениям 4-х основных сторон горизонта и 4-х промежуточных.
В древнерусском искусстве Господа Саваофа и Святого Духа изображали с восьмиугольным венцом - знаком несотворенности, бесконечности. Восьмиугольник - промежуточная фаза между кругом (символом Эдема, начала земной жизни) и квадратом (Небесным Градом конца Истории). Восьмиугольник как бы свидетельствует о невозможном, но вполне реальном превращении квадрата в круг - трудноуловимом миге конца времен, выходе за пределы истории в жизнь вечную. Ту же идею спасения души из колеса времени несет восьмиконечная звезда, помещавшаяся на христианских надгробиях между «альфой» и «омегой» (первой и последней буквами греческого алфавита)."
(
Источник, где есть также 2 картинки с такой звездой в разных контекстах: в армянских хачкарах и на престоле царя-первосвященника Мельхиседека в средневековой мозаике в Равенне)
В общем, звезды танцуют рисуют все! Можно не беспокоиться пока о тайнах мировой закулисы и гулять дальше.
4. Здание в других ракурсах, но всегда в одних и тех же звездах. Интересно, конечно, что именно хотел ими сказать аффтар. Кто-нибудь знает?
5.
6. Внутри тоже звезды. Но мы потихоньку переключаемся на карты и их автора...
7. Контора Автор пишет...
8. Итак, знакомьтесь, Мухиддин Пири Бей, знаменитый турецкий моряк, картограф, географ и исследователь. Дата его рождения точно не установлена, но по некоторым свидетельствам ее определяют как 1465 год. Пири Реис родился и вырос в Гелиболу, но его семья происходила из Карамана в Центральной Анатолии. В воспитании мальчика и его последующем становлении как моряка, картографа и исследователя большую роль сыграл его дядя Кемаль Реис (reis означает капитан, предводитель), известный в османской морской истории этого периода как важнейшая фигура после знаменитого
Барбароссы.
До 1492 года Мухиддин Пири вместе со своим дядей ходил в разведку :), а также в культурные походы пиратские рейды (а в то время моряки обычно, не стесняясь, совмещали приятное с полезным - географические исследования с отъемом средств и свободы у встречного населения :) вдоль берегов Испании и Восточного Средиземноморья, а затем поступил на службу к султану
Баязиду II.
9. Став капитаном военного флота, Пири Реис принял участие в войне с Венецией за сферы влияния в Средиземном море, не забывая собирать информацию о виденных им островах. После смерти своего дяди в 1510 году Пири возвращается в Гелиболу и приступает к написанию своей знаменитой Kitab-ı Bahriye - Книги морей, содержащей карты, географические данные и накопленные им за годы плаваний наблюдения о разных уголках Средиземноморского побережья.
Далее пересказ его жизнеописания буду продолжать, перемежая с фотографиями фотографий репродукций его карт. Много знакомых мест, которые в такой подаче видишь в новом свете: вот, например, побережье между портом
Финике и бухтой Адрасан, и мыс с маяком Гелидония посередине. Мы там побывали в
ликийскую поездку осенью 2011 года, но до этих мест я еще не добралась в своих рассказах, только
кратко упомянула.
10. В 1517 году, в правление сына Баязида, султана
Селима I (Yavuz Sultan Selim), Пири Реис в качестве адмирала османского флота принял участие в завоевании мамлюкского
Египта. XVI век был апогеем роста и стремительной экспансии империи, и Пири Реис застал трех великих султанов: Баязида, Селима и Сулеймана Великолепного. При Сулеймане он продолжил военные подвиги в походе на Родос в 1523, а в 1546-1552 командовал османским флотом в Красном море и Персидском заливе.
11. Последний, 1552 год, стал для адмирала-картографа роковым. После осады португальской крепости на острове
Ормуз (между Оманским и Персидским заливами), завершившейся капитуляцией португальцев, флотилию из 30 кораблей пришлось оставить в порту Басра для ремонта и отдыха, и в Египет Пири Реис вернулся лишь с двумя кораблями, груженными добычей (третий был освоен потонул по дороге). Из-за этой добычи (которую Пири не хотел делить с местными властями), а также, как водится, всяких грязных политических интриг, против адмирала выступили разные деятели, убедив султана Сулеймана казнить Пири Реиса, обвинив его в провале кампании и, наверняка, других смертных грехах.
12. За свою долгую (больше 80 лет), насыщенную и плодотворную жизнь Пири Реис написал несколько книг по морскому делу, включая "Книгу морей" с 265 (!) картами и описаниями берегов Средиземного и Эгейского морей, настоящий путеводитель для моряков.
Продолжаем путешествовие во времени и пространстве.. Вот Манавгат и полуостров
Сиде (река слева, должно быть, наша Аксу на границе современных Кунду и Белека!).
13. Побережье Мармариса
14. Остров Хиос (по-турецки Сакыз) и побережье Чешме и Измира.
15. Острова Имралы и Мармара в Мраморном море
16. Онур изучает карту Анталийского побережья. Пири Реис изображен на портрете слева.
17. Острова Корсика и Сардиния.
18. А это не знаю, что :) Почему-то не сфотографировала надпись. Просто полюбуемся на великолепие и стиль линий гор и побережья. Конечно, на картах XVI века все еще очень условно, но требованиям моряков работы Пири Реиса отвечали отлично, давая точные представления о направлении движения благодаря многочисленным позиционирующим линиям, обозначениям сторон света, направлений и расстояний.
19. Побережье в районе города Салоники
20. Уже знакомая нам карта
побережья у Аланийской крепости.
21. Аланийская крепость и Красная башня.
22. Маленький хоббит тоже запечатлелся на фоне берегов Анталии XVI века :)
23. Анталья крупным планом. Крепость справа -
Калеичи, а слева изрезанное бухтами и скалами побережье
Кемера.
24. И снова хоббит ;)
25.
Каш и остров
Меис (он же Мегисти или Кастелоризо).
26. Побережье Фетхие.
27. Фетхие крупным планом
28. Пролив Дарданеллы (по-турецки Чанаккале)
29. Особенно мне нравятся нарисованные кораблики :)
30. Две крепости друг напротив друга, должно быть, стоят на месте древних городов
Абидос (он же Геллеспонт) и Сест. Поправьте меня, если это не так.
31. Кроме Kitab-ı Bahriye - Книги морей с картами Средиземноморья, Пири Реис является также автором одной из первых карт мира, от которой сохранился лишь этот фрагмент с Атлантическим океаном.
Карта была создана в 1513 году, всего через 21 год после путешествия Колумба, и с высокой точностью показывает части западного побережья Европы и Северной Африки. Также легко узнаваемо побережье Бразилии и восточная оконечность Южной Америки, а также различные острова Атлантического океана, включая Азорские и Канарские острова (как мифический остров Антилия). Многие считают, что карта содержит элементы южного континента, что считается доказательством осведомлённости древних картографов о существовании Антарктиды.
В работе над картой Пири Реис использовал сведения из самых разных источников: древние карты эпохи Александра Македонского и уцелевшие материалы из Александрийской библиотеки, а также современные ему карты португальских исследователей, включая те, которыми пользовался и Колумб.
Подробнее об этой карте можно и нужно
почитать в википедии.
32. В карте мире Пири Реис дал волю художественному таланту и воображению... Кроме кораблей и линий побережья, в его мире разгуливают самые разные звери и чудища. Просто заглядение!
33. По легенде, когда Пири Реис преподнес свое творение султану, тот произнес: "До чего же мир мал!", а потом, указав на восточную часть карты, заявил, что вся она будет в руках Османской империи.
34.
35.
36. Чтобы оценить точность древнего картографического шедевра, рядом повесили гораздо менее увлекательную современную карту мира.
Можно и так сравнить, еще нагляднее:
(источник -
вики)
37. Возвращаемся в родное Средиземье :) Остров Кипр
38. Кипр тоже предлагают сравнить с современной версией.
39. Египет. Каир и река Нил
40. Каир ближе
41. Кораблики
на арабский лад (с косыми "латинскими" парусами).
42. Ливия,
Триполи (Trablus).
43. Еще один портрет Пири Реиса.
44.
Саросский залив в северной части Эгейского моря, с юга от полуострова Галлиполи, по другую сторону от которого пролив Дарданеллы.
45. Испания, Аликанте.
46. Аликанте крупнее
47. Все еще Аликанте
48. Венеция. Не знала о крепостных укреплениях на косе, отделяющей Венецианскую лагуну от моря. Везде пишут, что "крепостными стеными для города стало море". Пока нашла единственный
источник, в котором упоминаются эти стены:
"Начиная с XII века венецианцы последовательно проводили работы по строительству каналов, дамб и отводу рек в Адриатику в обход лагуны. К XVI веку территория города почти полностью была избавлена от болот - источников сырости, рассадников малярии. Лагуна все больше стала наполняться морской водой.
С морем тоже приходилось вести борьбу. Натиск морских волн время от времени разрушал песчаную косу, отделяющую лагуну от моря. Венецианцам приходилось укреплять ее берега. Первые защитные стены были построены в XIV веке и периодически укреплялись. В XVIII веке вместо старых стен начали возводить сохранившиеся до наших дней «мурацци» - укрепления длиной более 5 км, сооруженные из земляных насыпей и больших каменных блоков. Они строились 39 лет и были завершены за 15 лет до захвата города Наполеоном."
Есть тут знатоки Венеции, кто может просветить? :)
49. Венеция крупным планом.
50. Стамбул. Пролив Босфор, Золотой Рог и острова в Мраморном море.
51. Стамбул крупнее
52. Эгейское побережье и острова
53. Я теряюсь в этой красоте..
54. Египет, Александрия.
55. Александрия
56. Пролив Гибралтар и, вероятно, города Гибралтар (справа - на европейской стороне) и Сеута (слева - на марокканской).
57. Сеута
58. Гибралтар
59. Получилось размыто, но хоть так. Черное море. На севере бросается в глаза причудливой формой полуостров
Крым.
60. Крым покрупнее
61. Остров Сицилия
62. Сицилия
63. Италия, Генуя
64. Генуя в другом ракурсе
На этом с картами у меня все.
В википедии можно посмотреть хорошие сканы некоторых других карт Пири Реиса.
65. Кроме карт, на выставке была также представлена модель галеры, средиземноморского парусно-гребного военного корабля - работа турецкого мастера макетов судов по имени Ümit Durak.
66. Галеры (по-турецки смешно назваемая "кадырга" :) - корабли с длинным узким корпусом, благодаря парусному вооружению и несколькими рядами весел достигающие большой скорости и маневренности. Они составляли основу османского флота вплоть до XVIII cтолетия.
Обычные размеры турецкой галеры: 42,4 м в длину, 5,5 м в ширину, 4,5 м в высоту с кормы и 2,5 м в высоту со стороны носа. Команда состояла из капитана, 2 рулевых, 2 парусных мастеров с подмастерьями, 2 плотников, 2 мастеров по веслам, 2 мастеров по канатам, 20 матросов, 190 гребцов и 100 солдат.
67. Благодаря высокой маневренности, обеспечиваемой гребцами, галеры были самыми распространенными кораблями в Средиземноморье. Во время атаки вражеские корабли потопляли, врезаясь в их борта тараном. Низкая посадка делала галеры сложной целью для артиллерийского огня.
68. Капитанский мостик находился на корме и всегда был богато украшен.
69. Главное оружие на галерах, пушки, располагались на носу.
70. Размеры этого макета: длина 108 см, ширина 17 см, выполнен в масштабе 1:60, год создания 2012.
71.
72.
73. На улице нас ждал красивый закат.
74.
75.
76. Турецкий флаг патриотично подсветило турецкое солнце :)
77.
78.
79. На обратном пути обратила внимание на шедевр жилой архитектуры Кепеза :)
80. Нетривиальная планировка, мне кажется :)
This entry was originally posted at
http://meladan.dreamwidth.org/416879.html. Please comment there using OpenID.