"Племя троянское лучник отличнейший вел Ликаонид, Пандар, которого Феб одарил сокрушительным луком."
"«Зевсова ж дочь, Антенорова сына приявшая образ,
Мужа Лаодока храброго, в сонмы троянские входит,
Пандара, богу подобного, ищет, кругом вопрошая;
Видит его: непорочный и доблестный сын Ликаонов,
Пандар, стоял и при нем густые ряды щитоносцев,
Воев, пришедших за ним от священных потоков Эсепа."
34. По Гомеру, Пандару случилось сыграть роковую роль в ходе Троянской войны: по наущению Афины он своей стрелой убивает Менелая во время перемирия, которое иначе привело бы к выдаче Елены и завершению войны.
"Став близ него, устремила богиня крылатые речи:
"Будешь ли мне ты послушен, воинственный сын Ликаона?
Смеешь ли быстрой стрелою ударить в царя Менелая?
В Трое от каждого ты благодарность и славу стяжаешь;
Более ж всех от Приамова сына, царя Александра.
Так, от него ты от первого дар понесешь знаменитый,
Если узрит он, что царь Атрейон, Менелай браноносный,
Свержен твоею стрелой, на костер подымается грустный.
Пандар, дерзай! порази Менелая, высокого славой!
Прежде ж обет сотвори луконосцу ликийскому, Фебу,
Агнцев ему первородных принесть знаменитую жертву,
В отческий дом возвратяся, в священные Зелий стены".
Так говоря, безрассудного сердце Афина подвигла."
35. А мы погружаемся в лес, где за старыми чинарами виднеются древние ликийские памятники. С южной стороны круглой скалы, на вершине которого был построен самый древний, верхний акрополь, расположен некрополь со скальными гробницами.
36. Не знаю, как выглядело место перед некрополем во времена, когда в гробницах хоронили ликийских царей, но в наши дни нагроможденние камней и скал, журчащий между ними ручей, листва под ногами и вековые чинары над головой, сквозь ветви которых просачивается солнечный свет в последние часы перед сумерками - все это производит загадочное, мистическое, романтическое - в общем, совсем не кладбищенское впечатление.
37.
38. Воду в наше время выпускают из-под скал организовано, по трубе. Но канал здесь был вырублен еще ликийцами.
Муж, попавшийся в кадр:), почему-то решил принять молитвенное положение :)
39. Сама я (может, все еще под впечатлением от жуткой дороги в гору) решила не лезть к самым гробницам, ограничившись парой кадров снизу. Кроме тех, что видно отсюда, есть еще немало гробниц дальше на юг, но в разных источниках пишут, что пробраться туда непросто, но стоит того. Фасады ликийских скальных гробниц дают представление о деревянной архитектуре их жилых зданий, от которых сохранились только каменные фундаменты. Примеры современных сооружений, похожих на ликийские жилища, можно посмотеть
тут (как по мне, не так уж и похоже, но люди, наверное, знают, что говорят)
Внутри некоторых скальных гробниц сохранились интересные рельефы с изображениями не только людей и сцен из общественной и личной жизни, но и своеобразными портретами ликийских городов! Конечно, эти изображения очень условны, но по ним можно составить представление о том, как эти города могли выглядеть. На картинке в нижнем левом углу по узнаваемым силуэтам гробниц угадывается Ксантос ;)
(картинка отсканирована из книги одного турецкого археолога, посвященной Ликии)
Фотография рельефа с изображением Ксантоса (если это действительно он) с сайта
www.lycianturkey.com Другой рельеф:
Надпись на ликийском языке:
40. Времени у нас не так много, поэтому более тщательного исследования не устраиваем и отправляемся дальше.
41. Точнее, возвращаемся из леса к развилке у входа в музей и идем в противоположную сторону, на север.
42. Чинары прощаются с нами ;)
43. Встретили по пути симпатичную и улыбчивую :) собаку, которая стала нашим гидом.
44. В погоню за белым кроликом ;)
45. Хотя город был населен до IX века н.э., множество древних сооружений Пынары и многих других городов Ликии было разрушено землятрясениями в 141 и 240 гг. н.э. После первого землетрясения известный ликийский благотворитель Опрамоас выделил городу 5000 динариев на восстановление общественных зданий.
46. Снова оказываемся в зачарованном лесу.
47. Еще немного исторических фактов, чтобы не скучать по дороге. После карийско-персидского владычества V века до н.э. жители Пынары (как и другие ликийские города) открыли ворота свеого города Александру Македонскому, приветствуя его как освободителя. После смерти Александра город попал под власть Пергама, а в 133 до н.э. вошел в состав Римской империи, достигнув в этот период значительного процветания.
48. С IV века Пынара принимает христианство и становится центром епархии в составе Византии, а к IX веку постепенно теряет свое значение и в конце концов оказывается окончательно покинута, как и многие древние поселения в эпоху разорения побережья арабами.
49. До самого театра (и дальше) можно проехать на машине, если у вас, как у нас, не так много времени на прогулку по городу.
50. Плиний после посещения Пынары назвал ее жителей "люди-птицы", впечатленный гробницами, вырубленными в отвесном склоне скалы высотой 450 м, которые мы видели еще с дороги. Эти гробницы соединены двумя рядами ступеней, они относятся к самому раннему периоду истории города. "Да, были люди в это время, не то, что нынешнее племя", - страшно даже представить, сколько времени и сил (и риска для жизни) стоило вырубить столько "окошек", имея в распоряжении только веревочные лестницы, спускавшиеся с плоской вершины скалы.
51. Вид в сторону долины.
52.
53. Среди камней и листвы удалось рассекретить одного местного жителя!
54.
55. Лесная флора тоже интересна, из здоровенной луковицы проклевывается что-то...
56. Вдоль дороги встречаются в беспорядке руины и фрагменты древних сооружений. Крышка от небольшого саркофага...
57.
58. В 1957 г. произошло еще одно сильное землетрясение, и каменные глыбы разрушенных зданий сместились ниже по склону холма.
59. В Пынаре существовало два акрополя, "верхний" (более древний и защищенный крепостными стенами вплоть до византийских времен) и "нижний" (построенный позднее, когда стало не хватать места в "верхнем").
На этом фото видны скальные гробницы, раположенные примерно на уровне "верхнего" акрополя:
Те же гробницы поближе (фото с сайта
www.lycianturkey.com, по ссылке есть еще несколько фотографий сооружений "верхнего" акрополя):
60. С нижнего акрополя открывается потрясающий вид на долину и театр в греческом стиле, полукругом опирающийся на склон удачно оказавшегося рядом холма ;)
61. Театр был построен во II веке до н.э. и прекрасно сохранился до наших дней.
62. Запечатлелись на его фоне с мужем и Once
tortuga11. Сейчас вот смотрю на свою физиономию - какая же я была загорелая в конце летнего сезона! За прошедшую долгую зиму я уже забыла, что можно быть другого цвета, чем майонез :)
63. Солнце заходит, и мы оказались напротив театра как раз вовремя, чтобы застать его последний теплый свет.
64. 27 рядов сидений вмещают 3200 зрителей. Жаль, что не было времени спуститься к театру...
На моих фотографиях плохо получились горы на горизонте, поэтому вот фото из книги про Ликию (как-нибудь надо сделать презентацию моих печатных источников, а то ссылаюсь на них постоянно!)
65. Еще одно фото на память. В этом ракурсе удачнее вышли горы на заднем плане.
Напротив театра находятся руины сооружений "нижнего" акрополя: вот этот саркофаг-гробница (фото из той же книги)
А также руины одеона, бань и... храма Афродиты. Фото с сайта
www.lycianturkey.com:
Почему Афродиты? Ну ясно же: колонны - и те в виде сердечек...
А пытливые исследователи еще и другие символы любви и плодородия разглядели:
Где-то там есть еще гробницы в ассортименте:
66. Ну а нам пора в путь...
67. Курс на Фетхие. Добраться б до темноты да найти себе пристанище на две последующие ночи. Ох, как же я люблю состояние путешествия! Даже виртуальное воспоминание о нем приносит несказанное удовольствие. Надеюсь, что не только мне, но и моим читателям, раз есть таковые ;)
Продолжение следует. Следующая остановка - Фетхие!
This entry was originally posted at
http://meladan.dreamwidth.org/429594.html. Please comment there using
OpenID.