Книжный вызов + Film challenge 2016: апрель-май. Пасхальный выпуск

May 19, 2016 12:19

Тему и настроение этого поста и всех книг и фильмов, о которых тут пойдет речь, замечательно передает картинка:




Самое главное, что приветствие "Христос воскресе" и праздничное, искрящее радостью пасхальное настроение актуально вообще всегда как минимум в течение сорока дней после Пасхи (а именно, вплоть до праздника Вознесения Господня), поэтому я хоть и припозднилась немного с этим отчетом - но все под контролем и еще не поздно последовать моему примеру, если вдруг :)

Сначала о книгах. Их в этом посте две, и обе прочитаны в первый, но не в последний раз.

Недели за две до Пасхи я решилась, наконец, прочитать давно намеченную книгу:

о. Александр Мень "Сын Человеческий" (1966).

Основная категория: 41. Книга с событиями в восточной стране (Израиль в I в. н.э.)
Дополнительно: 33. Книга, которую теперь ты будешь всем советовать (советую эту книгу всем, кто хочет познакомиться с евангельской историей, увидев ее в историко-культурном контексте) / 31. Документальная книга (собраны обширные исторические свидетельства и исследования, касающиеся описываемой эпохи)




Эту книгу читать как самостоятельное произведение, также как и финальный том "Истории религии" (в эту серию книг, главный литературный труд о. Александра Меня, входят также: «Истоки религии», «Магизм и единобожие» (о языческих культах Древнего Востока и библейской религии), «У врат молчания» (об индуизме и буддизме), «Вестники Царства Божия» (о библейских пророках), «Дионис, Логос, Судьба» (о религиях и культуре Древней Греции), «На пороге Нового Завета»).



(Фото: ru.wikipedia.org/wiki/Мень,_Александр_Владимирович)

Аннотация к книге: "«Сын Человеческий» - до сих пор одна из лучших книг для знакомства с Новым Заветом (в сущности, книга о. Александра носит научно-популярный характер) не только для христиан, но и для людей других вер, агностиков и атеистов.

В «Сыне Человеческом» о. Александр Мень стремится ясно и правдиво воссоздать евангельскую эпоху, донести до читателя образ Иисуса из Назарета таким, как Его видели современники. «Сын Человеческий» помогает лучше понять Евангелия, содержит богатые научные приложения, укрепляющие веру. По сути, книга представляет собой сводное изложение четырех Евангелий с привлечением богатого материала (лучшие комментарии и другие литературные источники - в библиографии указано 675 наименований), выполненное в художественной форме.

Отец Александр Мень так говорит о целях написания «Сына Человеческого»: «Авторов Нового Завета отделяют от нас почти две тысячи лет. Современному человеку бывает нелегко понять многие их намеки, обороты речи, а подчас даже самый ход их мысли, что вызывает необходимость в комментариях, которые давали бы ключ к Евангелию. ...Увидеть Иисуса Назарянина таким, каким видели Его современники, - вот одна из главных задач книги о Нем, если она строится по принципу историко-литературного синтеза. ...В ней автор не ставил себе исследовательских целей, а стремился лишь... просто рассказать о Христе. Рассказать на основании Евангелий, лучших комментариев к ним, а также других источников... Предназначена эта книга в основном для тех, что прочел Евангелие впервые или даже совсем незнаком с ним. Поэтому рассказ начинается с внешних событий, лишь постепенно приближаясь к темам более глубоким и сложным».

Текст книги для чтения онлайн и скачивания: predanie.ru/men-aleksandr-protoierey/book/67542-syn-chelovecheskiy/#description
А здесь - подарочное издание, иллюстрированное картинами В.Д.Поленова - цикл "Жизнь Христа" (по альбому из библиотеки о. Александра Меня): alexandrmen.ru/books/son_max/son_max.html
Другие книги автора, включая "Историю религии": alexandrmen.ru/books/index.html, а также: predanie.ru/men-aleksandr-protoierey/.

До прочтения я, почему-то, считала, что "Сын Человеческий" Меня - это именно художественный пересказ истории Иисуса Христа, но оказалось, что это, скорее, достаточно комплексное изложение евангельских событий с привлечением множества других источников, включая и апокрифы, и исторические свидетельства современников, и исследования историков и библеистов разных времен, создающее целостную картину эпохи, страны и общества, в котором жил, проповедовал, умер и воскрес Иисус.

Я сама являюсь еще очень начинающим читателем Евангелий (читала их не очень последовательно и часто обрывками), и цельной картины у меня никак не складывалось; к тому же, для понимания многих событий и, тем более, деталей, а также притч и образов в речи Иисуса просто необходимо определенная погруженность в контекст Иудеи начала I века и ее предыстории, чтобы попробовать увидеть Иисуса таким, каким Его видели апостолы и прочие современники - ведь между нами сейчас настоящая пропасть, не только временная, но и культурная.

Короче говоря, я читала эту книгу на одном дыхании. К Пасхе как раз добралась до событий Страстной недели и Воскресения... 
Настоятельно рекомендую всем, кто интересуется христианством и хочет познакомиться с евангельской историей, изменившей мир.
***

Дочитав Меня, почти сразу наткнулась на еще одну книгу о жизни и обстоятельствах эпохи Иисуса, на этот раз написанную не в академической, а в очень личной манере:

Филипп Янси "Иисус, которого я не знал" / Philip Yancey "The Jesus I Never Knew" (1996)

Основная категория: 39. Книга, в названии которой есть имя
Дополнительно: 33. Книга, которую теперь ты будешь всем советовать (опять же, советую всем, кто интересуется темой) / 41. Книга с событиями в восточной стране (Израиль в I в. н.э.) / 43. Книга, получившая какую-либо премию (Gold Medallion Book Award, ECPA Christian Book of the Year 1996 и еще парочка)
Кроме того, уже раздумываю, уж не эта ли эпоха - евангельские времена - теперь моя любимая? (тогда можно добавить к обеим книгам еще и категорию 48. Книга с событиями в твою любимую эпоху :) 




Книга меня затянула с самых первых абзацев, чего и вам желаю, поэтому приведу-ка я здесь эти самые абзацы:)

"Впервые я познакомился с Иисусом, когда был ребенком и пел «Иисус любит меня» в воскресной школе, молился перед сном «Дорогому Господу Иисусу» и смотрел, как учителя в Библейском Клубе двигают вырезанные фигурки по поверхности экрана. Иисус ассоциировался у меня со сладостями и золотыми звездочками за хорошую успеваемость.

Особенно запечатлелся у меня в памяти один образ из воскресной школы - написанная маслом картина, которая висела на бетонной стене. У Иисуса были длинные, развевающиеся волосы, каких я не видел у других людей. Его приятное лицо имело тонкие черты, его кожа была бледного, молочно-белого оттенка. Он был облачен в алое одеяние, и художник постарался передать игру света на складках ткани. На руках Иисус убаюкивал маленького спящего ягненка. Я представлял себя этим ягненком, осененным безмолвным благословением.

Недавно я прочитал книгу, которую пожилой Чарльз Диккенс написал с целью изложить жизнь Иисуса для своих детей. В этой книге возникает образ ласковой няни Викторианской эпохи, которая гладит мальчиков и девочек по голове и раздает советы вроде: «Ну, дети, слушайтесь маму и папу». Мне сразу вспомнился образ Иисуса из воскресной школы, образ, с которым я вырос: некто, несущий добро и утешение, не имеющий резких черт - эдакий Мистер Роджерс до начала эпохи детского телевидения. Когда я был маленьким, этот образ меня успокаивал.

Позднее, когда я посещал Библейский колледж, я столкнулся с другим образом. В те дни было популярно изображать Иисуса с распростертыми руками, парящим в позе, характерной для картин Дали над зданием ООН в Нью-Йорк Сити. Это был всеобъемлющий Иисус, Единый, заключающий в себе все, точка отсчета изменчивого мира. Детский образ пастуха, держащего на руках ягненка, проделал длинный путь до этого мирового символа.

Студенты, однако, говорили о всеобъемлющем Иисусе с шокирующей интимностью. Преподаватели призывали нас к «личным отношениям с Иисусом Христом», и во время церковной службы мы воспевали нашу любовь к нему в самых личных выражениях. В одной песне говорилось о том, как мы идем за ним по саду, где на розах еще не высохла роса. Студенты, торжественно заявляющие о своей вере, сбивались на фразы вроде: «Господь сказал мне…» Моя собственная вера во время пребывания там была подобна скептическому многоточию. Я был осторожен, сбит с толку, полон вопросов.

Оглядываясь на мои годы, проведенные в Библейском колледже, я вижу, что, несмотря на все благочестивые личные переживания, Иисус для меня становился все более далеким. Он стал объектом исследования. Когда я вспоминал список из тридцати четырех особых чудес Евангелий, я не мог припомнить, чтобы хоть одно из них изменило мою жизнь. Я учил заповеди блаженства, еще не столкнувшись с тем, что никто из нас - я в последнюю очередь - не мог понять эти таинственные слова, не говоря уже о том, чтобы жить по ним.

Немного позднее, в шестидесятые годы (которые, в действительности, коснулись меня, как и всей церкви, лишь в самом начале семидесятых), все было подвергнуто сомнению. Чудящий Иисус - само это выражение было бы оксюмороном в спокойные пятидесятые - внезапно появился на сцене, словно из космоса. Последователи Иисуса не были больше чистоплотными представителями среднего класса; появились неопрятные растрепанные радикалы. Либеральные теологи начали изображать Иисуса на плакатах в одном ряду с Фиделем Кастро и Че Геварой.

Я осознал, что, в сущности, Иисус всегда, включая изображения Доброго Пастыря времен моей воскресной школы и Иисуса Объединенных Наций из библейского колледжа, представал с бородой и усами, которые были строго запрещены в библейском колледже. Передо мной начали возникать неясные вопросы, которые никогда не приходили мне в голову в детстве. Как, например, попытка убедить людей в том, что они должны быть добрыми по отношению друг к другу, могла привести к распятию?"

Филипп Янси - современный американский автор, протестант по вероисповеданию (насчет конфессии затрудняюсь ответить; евангелист? баптист? это разные вещи или нет?:)).



Не так важна конфессия, как культурный бэкграунд; для современного русского читателя в этой книге встретится одновременно и много общего и близкого, и кое-что специфически американско-протестантское (особенно этих реалий автор касается в самом конце, и нам это скорее любопытно, чем актуально). Но я думаю, что эта книга, как и творчество Дороти Сэйерс и Клайва Льюиса, которых Янси часто цитирует, нужна и интересна представителем всех конфессий.

Очень искреннее, живое, честное и замечательно написанное произведение, в котором я вместе с автором еще и еще раз пыталась приблизиться к пониманию того, КТО же Он, какой Он, и что Он изменил в нашем мире и для нас. Иисус Христос... Он одновременно и открывается в христианской традиции, и скрывается за какими-то образами, иконами, словами, и необходимо сознательное и честное усилие, чтобы эти образы и слова о Нем зазвучали лично в тебе и обрели смысл именно для тебя. Книга Янси пробуждает ото сна, встряхивает, провоцирует на размышления и сопереживание заново прочитываемым и осмысляемым евангельским событиям, и поэтому это очень ценная книга.

Текст книги: predanie.ru/yansi-filipp-philip-yancey/book/69089-iisus-kotorogo-ya-ne-znal/
О книге на википедии (англ.): en.wikipedia.org/wiki/The_Jesus_I_Never_Knew
Сайт автора: philipyancey.com

Еще заинтересовала книга на актуальую для меня тему Ветхого завета: "Библия, которую читал Иисус". 
Другие книги автора: predanie.ru/yansi-filipp-philip-yancey/

***

Параллельно с чтением "Сына Человеческого", как раз на Страстной седмице, я решила посмотреть фильм итальянского режиссера Франко Дзефирелли (точнее, телесериал из 4 полуторачасовых фильмов), который тоже давно взяла на заметку. Дома у мамы был диск с ним, как раз с этой, запоминающейся, западающей в сердце обложкой, но я почему-то так и не собралась (не решилась?) посмотреть его тогда. А сейчас, значит, пришло его время. Кстати, этот фильм необыкновенно хорошо сочетается с книгой о.А.Меня.

4. Биография: "Jesus from Nazareth" / "Иисус из Назарета" (1977, Италия, Великобритания)

Категорию "биография" выбрала, воспользовавшись выбором этого слова в аннотации к фильму накинопоиске: "Жизненный путь Иисуса Христа от Рождества до Вознесения воссоздан здесь до мельчайших подробностей. Это биография реального человека, именно в этом качестве вызывающая интерес у жителя XX столетия с его повышенным интересом к собственной личности." 




Первая серия посвящена в основном событиям Рождества, поэтому пересматривать ее я буду в декабре этого года. Думаю, создатели фильма  "Nativity story" вольно или невольно вдохновлялись в том числе и фильмом Дзефирелли, мне показалось, есть много общего.

Вторая и третья серии включают в себя период от Крещения до Пальмового/Вербного воскресения, т.е. входа в Иерусалим. Мне особенно запомнилась сцена из второго фильма (в оригинале / на русском), где Иисус рассказывает притчу о блудном сыне; в фильме она звучит с особым смыслом, т.к. помещена в контекст конфликта между Петром и презираемым им мытарем Матфеем, в дом к которому, вопреки увещеваниям, отправляется вечером Иисус.

Оригинально подана история Иуды и мотивация его поступка - предательства своего Учителя. Можно сказать, что Иуда оказывается почти оправданным в фильме, точнее, основная ответственность возложена на человека, политика и "серого кардинала" Иерусалима (персонаж вымышленный), использовавшего Иуду как орудие и обманувшего. Мне самой близка версия о предательстве Иуды как попытке силой поставить Иисуса, в Котором он видел Мессию, в безвыходное положение, чтобы он не медлил больше и проявил себя во всей славе, и устроил, наконец, Царство Божие прямо здесь и сейчас, и немедленный экстерминатус врагам Израиля.

Последняя, четвертая серия - Страстная неделя: Тайная вечеря, суд, распятие, и воскресение. Великолепная сцена разговора с Пилатом. И Иисус после бичевания в багрянице и терновом венце... 


Это был мой первый фильм об Иисусе, но мне сразу верится, что он - самый лучший из всех, когда-либо снятых. Ну, или один из. Я не смотрела нашумевшие "Страсти Христовы" - просто боюсь смотреть, ибо не переношу реалистичных сцен страданий и насилия, и на других фильмах Гибсона уже обожглась. Но можно показать все это и без трэша и кровищи.

Вообще, сложнейший вопрос - как показать на экране Христа? вообще, допустимо ли это? С традиционной православной точки зрения, скорее, нет... хотя Иисус - и Бог, и Человек, и как человека мы можем его пытаться изобразить - хотя и тут православие предпочитает икону, а не портрет... идея же сыграть Его какому-нибудь актеру воспринимается опасно близкой к кощунству, и можно понять, почему. Тем не менее, попытки экранизировать Евангелия предпринимались с начала киноэпохи, а в наши дни визуальной культуры "видео-евангелие" и вовсе кажется неизбежным. Но кто может сыграть Христа? и как это делать?

Согласна с одним из отзывов на кинопоиске, что Иисус в исполнении Роберта Пауэла в фильме итальянца-католика Франко Дзефирелли - почти по-православному иконографичен и мистичен. И очень, до дрожи, до мурашек, реален. Пишут, что пришлась кстати способность актера смотреть очень долго не моргая...

Напоследок, нельзя не отметить Оливию Хасси (в другом фильме того же режиссера сыгравшую Джульетту) в роли Марии, причем, она умудрилась сыграть ее одинаково достоверно и юную, в сценах Благовещения и Рождества, и три десятка лет спустя у креста...



И еще: неожиданным оказалось, что один из авторов сценария - Энтони Берджес, более известный скандальным произведением "Заводной апельсин". Он же, кстати, и автор "Влюбленного Шекспира", экранизацию которого я очень полюбила (а вот фильм Кубрика про "Апельсин" смотреть не хочется). Попробую познакомиться с его творчеством по книгам: "Человек из Назарета" / "Man of Nazareth" (по ссылке полный текст; книга написана в 1979 году на основе сценария к фильму Дзефирелли) и "The Kingdom of the Wicked" (1985, на основе сценария к телесериалу об апостоле Петре - "Наша эра" / "A.D."). Кстати, есть еще книга "Moses: A Narrative" (1976) - в свою очередь, на основе сценария к телесериалу "Моисей Законодатель" / "Moses the Lawgiver", и все вместе они образуют библейскую трилогию. Все очень интересно!

***
50. Фильм, снятый на Востоке: "Gospel of John" / "Евангелие от Иоанна" (2014, США, Великобритания, Марокко) - съемки фильма проходили в Марокко (традиционном месте съемок библейских сюжетов благодаря девственной природе, схожей израильскими ландшафтами), большинство актеров - местные жители, и все герои говорят на арамейском языке. Восток? Восток!




Я случайно увидела трейлер фильмаyoutu.be/6K5E5jUMpuM (а точнее, его самое начало), и с тех пор задалась целью его найти и посмотреть, что вскоре мне и удалось. Фильм представляет собой полную экранизацию Евангелия от Иоанна, в которой все актеры говорят на арамейском языке, а на фоне этого читается сам текст Евангелия. В английской версии фильм вышел с двумя альтернативными звуковыми дорожками - текст в разных переводах. В трейлере к фильму - самое начало, от слов "В начале было Слово..." и до "тьма не объяла его".

Этот фильм снят в рамках проекта создания "визуальных Евангелий" в аутентичной форме -www.lumoproject.com. На сайте проекта и на его канале на www.youtube.com есть видеоматериалы об идее, создателях и съемках фильма. Также были сняты экранизации трех других Евангелий, но пока выложили только трейлер к "Евангелию от Луки". 
Отдельные сцены из фильма можно найти также здесь: www.bible.com/ru/videos/2/series.

Арамейской речи почти не слышно - она остается на заднем плане, но звучит она очень по-восточному и похоже на арабский и другие языки этого региона. Все актеры - и марокканцы, и британец с тамильскими корнями Селва Расалингам в роли Иисуса, тоже очень восточные, говорят эмоционально, активно жестикулируя... Это одновременно и достоверно, и непривычно - особенно по отношению к Иисусу... особенно по контрасту с его образом в "Иисусе из Назарета".



Создатели фильма говорят, что он снимался в том числе как обучающий, иллюстративный материал для занятий в воскресных школах, и образ, созданный смуглым брюнетом Селвой, намного ближе и понятнее для детей и взрослых из африканских и азиатских стран, чем голубоглазые и светлокожие европейские изображения Христа.

Этот фильм я смотрела непосредственно перед Пасхой, после того, как неожиданно быстро закончился шестичасовой фильм Дзефирелли. Он одновременно контрастировал с ним, и дополнял его. Скажу честно, немного сбивала и даже смущала такая трактовка Христа, но, в конце концов, кинообраз, как и книга о Нем - это всегда немного икона, условное изображение, необходимое для любого осмысления и разговора. Фильм тоже буду пересматривать.

А также наметила на будущее, может быть, перед следующей Пасхой, еще несколько фильмов об Иисусе, в частности:

- два фильма о детстве Иисуса - теме, о которой очень скупо сообщается в канонических Евангелиях, поэтому наверняка в фильмах привлечены апокрифические, но рискну: старый итальянский телефильм Ребенок по имени Иисус / Un bambino di nome Gesu (1987) и совсем новый американский Юный Мессия / The Young Messiah (2016) - Mary, Mother of Jesus (1999)  - земная жизнь Иисуса Христа глазами Матери его Марии, с Кристианом Бейлом в роли Иисуса
Jesus /  Иисус (1979) - фильм, снятый по Евангелию от Луки; интересен также тем, что съемки проходили в Израиле, и все актеры, кроме Брайана Дикона в главной роли - израильтяне
Евангелие от Матфея / Il vangelo secondo Matteo (1964) - легендарный фильм, снятый в полудокументальной манере, с непрофессиональными актерами, в черно-белом изображении, - скандально известным режиссером Паоло Пазолини - геем, атеистом и марксистом... вдруг вдохновившийся евангельской историей и снявшим фильм, одобренный в Ватикане. Об этом фильме рассказывает Филипп Янси в своей книге об Иисусе, он-то меня и заинтересовал...
Евангелие от Иоанна / The Visual Bible: The Gospel of John (2003) - История жизни Иисуса, описанная его учеником Иоанном…это, наверное, один из самых светлых евангельских фильмов, и Иисус здесь, в очень неожиданном исполнении Henry Ian Cusick aka Дезмонд из LOST - часто смеющийся, светло, заразительно и обезаруживающе улыбающийся... 
Убийство Иисуса / Killing Jesus (2015) - история жизни Иисуса из Назарета через призму различных конфликтов в Великой Римской империи

Вот, кстати, интересная нарезка из фильмов о Христе, снятых в разных странах с 1903 по 2014 годы (не все охвачены, но значительная часть точно!): youtu.be/7achD62V8TM
Более или менее полный список: ru.wikipedia.org/wiki/Фильмы_об_Иисусе_Христе
Блог на английском, кажется, полностью посвещенный кинематографии Христа: jesusfilms101.com

Буду очень рада, если поделитесь своими впечатлениями и рекомендациями!

***

Сразу после Пасхи добрый ангел мне показал вот этот фильм - совсем новый и замечательно пасхальный:

8. Фильм этого года: "Risen" / "Воскресший" (2016, США)




Аннотация к фильму, конечно, сразу заинтриговала: "33 год н. э. Римскому трибуну в Иудее дано задание найти пропавшее тело распятого накануне еврея, который, судя по слухам, воскрес..." - а из трейлера и отзывов было ясно, что скептически настроенный римлянин, не на шутку озадаченный этой детективной историей, в итоге станет "не неверующим, но верующим". Скептически настроенные зрители в отзывах были этим фактом зело недовольны, мол, как же так, Пасха не отменяется... Еще отмечали неадекватность апостолов, уже узнавших о Воскресении - но тут я могу сказать из личного опыта, что настоящее переживание Пасхи именно к такой бурной, незамутненной и со стороны наверняка странной радости и приводит! :) Что уж говорить о тех, для кого все это было в первый раз. Замечательный фильм для продолжения и поддержания пасхального настроения, всем рекомендую!

А в этом кадре оказалось сразу два кино-Иисуса: уже упомянутый выше Селва, на этот раз во второстепенной роли апостола Иакова, и сыгравший в этом фильме Иисуса новозеландец (маори) Клиф Кёртис, создавший тоже довольно аутентичный восточный образ.



***

Следующие два фильма будут вне категорий, они входят в серию из четырех телевизионных фильмов под общим названием "Gli amici di Gesù" / "Close to Jesus'' / "Друзья Иисуса" наряду с фильмами "Иосиф из Назарета" (речь идет о св.Иосифе Обручнике, муже Марии и приемном отце Иисуса, и, очевидно, о событиях Рождества, поэтому просмотр отложу до декабря) и "Иуда" (который я тоже посмотрю, возможно, ближе к следующей Пасхе, т.к. сейчас совсем не хочется снова погружаться в события Страстной недели и печальную историю ученика-предателя).

***

"Tommaso" / "Фома" (2001)



Аннотация: "После распятия Иисуса ученики его вынуждены скрываться в Иерусалиме. Тело Иисуса снимают с креста и переносят в гробницу влиятельного человека, Иосифа из Аримафеи, под строжайшей охраной римлян. Фома очень переживает случившееся, он хватается за то единственное, что, как ему кажется, он может сделать - достойно похоронить Иисуса, но тело бесследно исчезает. Фома начинает поиски, делая все, что в его силах, и рискуя на каждом шагу жизнью. Он так поглощен этой важной задачей, что уже не может воспринять ничего другого."

Этот фильм немного перекликается с предыдущим, только история мучительных поисков пропавшего тела Иисуса и внутренней борьбы веры с неверием / недоверием / страхом поверить снова и ошибиться показана в лице ученика Христова, Фомы. Надо сказать, что сыграна эта история совершенно замечательно. А я приурочила ее просмотр к второму воскресению после Пасхи, когда как раз и вспоминается история уверования Фомы.

Резко не понравился в этом фильме апостол Иоанн (к образу которого я отношусь довольно ревниво, надо сказать - а тут он получился какой-то ужасно смазливый и вообще... :), но он появляется только эпизодически; внезапно, оказалось, что его играет турецкий актер Mehmet Günsür, которого поклонницы могут узнать по ролям в "Unutursam fısılda", "Ask Tesadüfleri Sever" и "Великолепном веке". Актер, играющий во всей этой серии Иисуса, Danny Quinn, тоже показался мне неудачным выбором, но это стало особенно заметно в фильме про Магдалину.

Еще на тему апостола Фомы: серия в документальном сериале "Апостолы": youtu.be/HRGuuEMo4m4 
А также два поста 3axap-kap-kap3axap-kap-kap.livejournal.com/122765.html и  3axap-kap-kap.livejournal.com/123047.html
А также, отчасти, статья, которую я привела  в прошлом посте.

***

"Maria Maddalena" / "Мария Магдалина" (2000, Италия, Германия)




Этот фильм я, вдохновленная "Фомой", решила посмотреть в следующее воскресенье, посвященное как раз женам-мироносицам,
женщинам-ученикам Иисуса, оказавшимися самыми верными даже после того, как, кажется, вера оказалась тщетной, а ожидания обманутыми... Но оказалось, что фильм намного уступает "Фоме", несмотря на тех же создателей. Начался как история о драме женской судьбы в жестоком мужском мире, но тема осталась не до конца раскрытой, и счастливый для Магдалины финал - встреча и принятие Христа наступил как-то смазано и недостоверно.

А вот, зато, хорошая серия про Марию Магдалину в сериале "Апостолы": youtu.be/INoQeOTrEq8 (в т.ч. напоминается о том, что несмотря на традицию отождествления Магдалины с кающейся грешницей (блудницей?), омывающей ноги Иисуса слезами, или же с женщиной, взятой в прелюбодеянии, или с той, что помазала Его драгоценным миром - на это нет оснований в евангельском тексте...)

***

23. Фильм с номером в названии: "The Fourth Wise Man" / "Четвертый волхв" (1985, США)

Этот старый телефильм снят по книге Генри ван Дайка - "История иного мудреца" / "The other wise man", о чем я узнала благодаря отзыву на кинопоиске. Книгу нашла (причем в оригинале и электронном формате, спасибо проекту Гутенберг!) и обязательно прочитаю - думаю, уже ближе к Рождеству.
 



Фильм замечательный, как, думаю, и книга. И в самом деле, почему мы так уверены, что волхвов, пришедших с Востока, было трое? А если и так, то почему бы не предположить, что были и волхвы, которые тоже хотели отправиться в путь, чтобы поклониться Младенцу, но по каким-то причинам не добрались до Вифлеема вовремя? В книге ван Дайка и ее экранизации рассказана история как раз такого человека, четвертого волхва, воплощающего образ человека в поисках смысла и истины. Очень драматично и трогательно показано, как он все-таки находит то, что искал, причем тогда, когда, казалось бы, все потеряно безвозвратно... Иногда обманутые ожидания оборачиваются совершенно обратным - исполнением всех чаянных и нечаянных стремлений! Вспоминаем притчу об агнцах и козлищах :)

Кстати, оказалось, что Генри ван Дайк также является автором слов известного гимна "Joyful, Joyful We Adore Thee" (1907) на мотив бетховенской "Оды к радости"... а также - вот этого краткого, но емкого стихотворения:

Time is
Too Slow for those who Wait,
Too Swift for those who Fear,
Too Long for those who Grieve,
Too Short for those who Rejoice;
But for those who Love,
Time is not.

Время
Слишком медленно течет для тех, кто Ждет,
Слишком быстро бежит для тех, кто в Страхе,
Слишком долго тянется для тех, кто в Горе,
Слишком коротко оказывается для тех, кто в Радости,
Но для тех, кто Любит,
Время - не существует.
  This entry was originally posted at http://meladan.dreamwidth.org/618918.html. Please comment there using OpenID.

синема, book challenge, film challenge, копилка чужих мыслей, литература, о вечном и важном

Previous post Next post
Up