Anything Challenge 2020-2021: Турецкие фильмы и сериалы

Feb 11, 2021 16:25


ЖЖ нынче научился напоминать о старых постах за текущий день, и у меня получилась пестрая подорка - 2008 (репост про христианское), 2014 (про осенний Е-бург) - и прошлогодний пост про турецкое кино. Я решила, что это знак, и надо продолжить традицию и написать про то, что я посмотрела на турецком за прошедший год. Список, впрочем, не длинный, но не буду откладывать, пока накопится еще что-то. Кстати, интересно, что все в этом списке свеженькое, 2020 года выпуска! Редко у меня так единообразно бывает :)

"Bir Başkadır" / "Ethos" / "Мы встретились в Стамбуле" (2020, Турция)



2021 Book&Cinema challenge: 47. История исцеления

Самое сильное впечатление оставил этот сериал, вышедший недавно на Netflix. Обратила на него внимание после нескольких упоминаний во френдленте, долго откладывала... а потом вдруг просмотрела все восемь серий за один вечер (превратившийся в ночер:)

Сериал пришелся мне очень кстати - как и его героям, мне как раз очень надо было как-то выразить и выплеснуть разнообразные эмоции. Для меня это оказалась история про экзистенциальное одиночество каждого из нас (которое в последнее время меня накрывает:). Непонятно, что с ним делать. Хочется сказать, что эти непреодолимые стены между людьми преодолевает любовь, и хотя бы отчасти это так - но каждому надо суметь выйти за собственные стены, чтобы там встретить Другого. Классно показано, что одиночество и непонимание не обусловлено только социальными различиями (которые, конечно, сами по себе представляют очень мощные стены): люди одного круга и в одной семье точно также далеки друг от друга.



Кто же встретился в Стамбуле - городе, представляющем собой маленькую Вселенную и энциклопедию Турции, собрание всех ее бед и успехов, горестей и радостей, с невероятной концентрацией людей, чувств и противоречий?

Главная героиня, через которую пересекаются миры разных героев из почти непересекающихся обычно социальных кругов - молодая девушка Мерьем из консервативной провинциальной семьи. Она обращается к врачу после неоднократных обмороков и оказывается на приеме у психолога - одинокой женщины средних лет Пери из богатой стамбульской семьи, учившейся заграницей и чувствующей себя "очень, очень далекой от народа", но с этой новой пациенткой вынужденной выйти за свои привычные рамки.



Мерьем - на первый взгляд скромная до забитости, неуклюжая в абсолютной "негламурности", почти не выходящая из "пузыря" своего квартала и семейного уклада, все вопросы привыкшая сверять с авторитетом старшего брата и местного "ходжи" - религиозного пастыря, имама на пенсии. Но постепенно раскрывается ее внутренняя сила, сообразительность, находчивость и неверояное обаяние. Блестящая актерская работа (не говоря о сценарии) - но это касается и всех остальных героев.



А что же "ходжа", слову которого так верят обитатели квартала на задворках дальнего стамбульского района Бейкоз? Он не очень-то похож на властного и мудрого властителя умов. Ему поверяют мучительные тайны и проблемы - а он всем рассказывает одну и ту же бессмысленную притчу про цветочек. С самыми благими намерениями, впрочем... При этом, как доходит до дела, ситуации, когда ему самому нужна помощь - помочь ему оказывается некому. Думаю, в его образе можно узнать множество других - сельских батюшек, допустим, вдруг назначенных народом духовным лидером и авторитетом, и не решающихся или не спешащих от этого отказываться, но не в состоянии оправдать завышенные ожидания и на поверку - самых обычных простых людей со своими личными, маленькими мечтами, радостями и горестями. На самом деле все, что ему хочется - просто пить чай на бережку, путешествуя в своем старом караване. "Также как все, как все, как все..."



Бравый командо Ясин, авторитарный старший брат Мерьем, в доме которого она живет, помогая ухаживать за детьми и по хозяйству - обстоятельствами и самим культурным кодом вынужденный играть роль мачо, вспыльчивый и конфликтный, чуть что перегибающий палку и готовый броситься на весь мир с кулаками - на самом деле романтик в душе, хрупкий, как и все люди, не в силах переживать годами семейную драму - его жена не в себе, в глубокой депрессии, с многочисленными попытками суицида, младший сын никак не заговорит, а он вынужден зарабатывать охранником в ночном клубе, непонятной ему обители городского разврата.



Рухие, годами погруженная в переживание травмы, преследующей ее с юности. Замкнувшаяся в себе, не в силах докричаться до близких и получить адеватную помощь, она все-таки решается добраться до места, где случилось событие, изменившее ее жизнь, и закрыть гештальт. Удивительно сложна и сильна человеческая психика.



И еще много персонажей со своими историями и личной драмой - курдская семья с больными сыном и конфликтующими дочерьми; богатый прожигатель жизни, пытающийся заглушить свое одиночество и депрессию в постели со все новыми подругами; актриса мыльной оперы сомнительных художественных достоинств, но у которой есть чему поучиться психологу. Почти с каждым персонажем сработала эмпатия (кроме насильника, конечно).

Дальше совсем спойлеры.

В одном комменте прочитала мысль, что все вроде хорошо в финале, но непонятно, как так быстро исцелилась Рухийе, и неочевидно, что теперь у них дома все будет хорошо, ибо муж таки психопат, кидается на женщин с кулаками, не говоря уже о реальных обидчиках. Допустим, Рухийе удачно завершила гештальт, но врачу показаться ей все же не мешало бы, - как и ее мужу Ясину проработать управление гневом и, наверное, посттравматическое расстройство, если он был в боевых действиях.

Мне кажется, концовка получилась не очень правдоподобная, но очень сентиментально-турецкая. Но после такой бури эмоций зрителю просто необходим хороший финал - хотя бы для этих героев. Впрочем, так до конца и непонятно, отчего Мерьем то и дело теряет сознание. Вроде как - от невысказанных, невыраженных чувств; и если оттого, что ей не с кем поговрить, то любитель Юнга (с которым я на данный момент себя сассоциировала :) точно эту лакуну заполнит, будем надеяться.

Интересно, будет ли второй сезон... А пока можно будет отложить для пересмотра на будущее. При первом просмотре во мне открылись какие-то колодцы и я прорыдалась, как давно не случалось. Понимаю, что это сомнительная рекомменадция - я сама редко хочу смотреть кино, над которым все рыдают, но когда все же случается - это очень терапевтичный процесс.

Кстати, очень интересный саундтрек - все композиции подобраны тут. Вперемешку - европейские и турецкие ретро композиции.

***

Еще к слову о сериалах: посмотрела второй сезон сериала "Atiye", о котором как раз писала ровно год назад. Превый сезон меня впечатлил больше, но и второй вполне интересно развивает эту фантастическую историю. Плохиши опять замышляют, главная героиня посещает новую туристическую достопримечательность - Каппадокию (напоминая мне лишний раз, что я до сих пор та не побывала, а еще блогер!)... а я по прошествии всего пары месяце по просмотру не могу вспомнить, чем дело кончилось. Тем не менее - смотрибельно и атмосферно, так что дерзайте, кому интересно поглядеть на Турцию в мистическом тумане.

А вот блокбастер про супергероя "Hakan: Muhafız" забросила - хороший и бодрый там только первый сезон, а к третьему совсем какая-то лажа пошла. Но, может, еще попробую.

***

"Aşk tesadüfleri sever 2" / "Любовь любит случайности 2" (2020, Турция)



2020 Geo Challenge: 4. Герой переезжает в другую страну или город / 17. Возвращение на родину

Этот фильм тоже до слез довел - расстрогал сильно, потому что очень у меня отзываются истории интернациональной любви, преодолевающей препятствия. Никакой связи с историей первого фильма с таким названием сюжет не имеет, так что можно смотреть самостоятельно. Перекличка с историей первого фильма только в темах любви и встречи через годы, через расстояния, и финальная сцена в больнице. А сюжет этого фильма - нарочно не придумаешь, ибо основан на реальной истории любви девушки из турецкой семьи и юноши из семьи стамбульских греков, турецкие Ромео и Джульетта с не менее драматичной юностью, но с счастливым концом.

После военного конфликта между греческим и турецким населением на Кипре в Турции начинается волна национализма и погромы греческих кварталов и магазинов, в итоге оставшиеся в Стамбуле греки вынуждены уехать в Грецию - вроде бы на время, а оказывается, практически навсегда. Так оказываются разлучены главные герои, Сема и Нико. Они создадут другие семьи, у них родятся дети, но годы спустя им суждено будет снова встретиться - причем посредством их детей, ничего не знающих о прошлом родителей. Контрастно выглядят истории любви и переживаний в поколениях детей и родителей - причем не в пользу детей...

Прочитала статью о прототипах Сема и Нико - их зовут Гюльчин и Костас, и их история, конечно, немного отличается от рассказанной в фильме, но суть та же - первая любовь и помолвка, разлука и разрыв, брак, случайная встреча спустя годы, воссоединение. Радостно было узнать, что и в реальности эти люди нашли друг друга и получили возможность "долюбить и допеть". Интересно, что дочь Гюльчин от первого брака впоследствии повторила историю матери и тоже вышла замуж за "бывшего турецкого" грека. Дружба народов, и больше, чем дружба - на том мир и стоит до сих пор, просто чудом! Make love, not war.

Прекрасный ностальгический и романтический саундтрек, в частности, дивная песня - иначе, чем турецким словом nefis (изысканно-вкусный) и не скажешь - "Bir rüya gördüm dün gece" (Вчера ночью я увидела сон) - мелодия знакомая, потому что это римейк песни нидерландской группы Mistral, совсем по-другому звучащей в оригинале. Вот она в турецком исполнении с пластинки:

image Click to view


А это клип из фильма, отлично передающий его атмосферу. Мне, конечно, больше всего понравились именно эпизоды с юными влюбленными в 60-х.

image Click to view



Раз уж на то пошло, еще и вот эту поставлю:

image Click to view



***
"Yarına Tek Bilet" / "One-Way to Tomorrow" / "Билет в одно завтра" (2020, Турция)



2021 Book&Cinema challenge: 14. История любви или дружбы двух чудиков

Название было бы точнее перевести на русский как "Один билет в завтра" либо "Билет в одну сторону на завра" либо "в завтра" (последний вариант обыгран в английском названии). Турецкий римейк шведского фильма "Hur man stoppar ett bröllop" / "Как остановить свадьбу" (2014). 99% действия происходит в поезде Анкара-Измир, так что побочным эффектом может оказаться страстное желание железнодорожной романтики :)

Вроде бы довольно простой (и предсказуемый) романтический сюжет: двое незнакомцев встрачаются в одном купе на 14 часов дороги, и оказывается, что они едут на одну и ту же свадьбу, и оба были в прошлом связаны с женихом и невестой... так что до прибытия в Измир им предстоит разобраться со своими чувствами, разбитыми сердцами и, разумеется, влюбиться друг в друга и закрыть гештальт :) Но мне в фильме прямо все понравилось - и съемка, и игра актеров, и саундтрек, и атмосфера. Провела приятный вечер! Осталось только повторить их маршрут, а то я ни разу еще не каталась на турецком поезде.

***
"Eltilerin savaşı" / "Война невесток" (2020, Турция)





2020 Geo Challenge: 51. Действие в Турции

Незамысловатая и очень турецкая комедия, но очень удачная и правда смешная (впрочем, кто-то может воспринять в духе "кто в армии служил, тот в цирке не смеется" - если сам в тесном контакте с подобными родственницами или соседками, но для меня это все безобидные истории про инопланетян). Продолжает тему родственных отношений, начатую в "Золовке" - с той же самой феерической Gupse Ozay в главной роли и в качестве сценариста, конечно. Под соусом "народной комедии" подается в итоге незлобный стеб над дурацкими социальными установками. А по сюжету: младший брат наконец-то женится, но жена старшего брата, с которыми молодые соседи по лестничной клетке, начинает дико ревновать и пытаться всеми силами выжить новоявленную невестку. И тем не меннее, к финалу снова все удастся успокоиться, понять и принять друг друга :)

This entry was originally posted at https://meladan.dreamwidth.org/714279.html. Please comment there using OpenID.

сериалы, türkiye мое, синема, film challenge, anything challenge

Previous post Next post
Up