Сукхасана - «удобная поза».
«Нет разума для несобранного
и нет для несобранного творческой мысли;
для не имеющего творческой мысли нет мира,
а для не имеющего мира - откуда быть счастью?»
Бхагавагита
Итак, День йоги в моем фитнес-клубе. Не в моем, конечно - в том, который я посещаю. Наблюдаю за собой, клиентами и инструкторами. Главный вопрос - зачем все эти люди (включая меня) сюда пришли и чем в результате занимаются.
Начну с себя. Основная цель - познакомиться с методикой подачи практики Цигун (единственная не-йогнутая практика во всем сегодняшнем списке) в клубе, но в расписании Цигун был после Мантры и Аштанги. Поскольку второй моей задачей было нагрузить тело на три часа, решила посетить все эти классы.
Первым разочарованием была Мантра. Откуда разочарование? Оттуда - были ожидания, и они не оправдались. Мантра обещала (ну, т.е. я так себе напредставляла исходя из того, что пришла в фитнес-клуб) гармоничный час вибраций, практических занятий, а деле вылилась в часовую плохо структурированную лекцию о йоге (что можно рассказать за час о йоге?!!) с проигрыванием (а вовсе не пением!!!) двух-трех мантр.
Наблюдаю за тренером. Искренняя жажда догнать и причинить добро людям сквозит в каждом ее слове, бессистемный набор информации так и распирает бедняжку, вырываясь наружу не менее бессистемным потоком пустых слов, не подкрепленных пережитым знанием. Ловлю себя на том, что жалею ее - немолодую женщину, трактующую йогу с позиции светско-обрядового христианства. Вместо того, чтобы встать и уйти, пытаюсь ей помочь, привести примеры удобоваримые! Она же меня об этом не просила! Таким образом, я принимаю ту же позицию добропричинителя. А пришла, собственно, зачем? Совсем не за этим. Выписываю себе минус на самооценку и досиживаю час, наблюдая за остальными участниками.
Вижу, что поначалу народ тоже обескуражен, но постепенно втягивается, сличая свои представления о мантре с тем, что им пытаются донести, находят много общего, упокаиваются - все довольны, час прошел - как год пустой (царь женился на другой).
Вторая часть Марлезонского балета - Аштанга-виньяса. Ну, ту особый разговор. Если предыдущий оратор по крайней мере людей замечала, то эта йога прошла как спектакль одного актера. Практику тренера наблюдали посетители, по степени неуклюжести подготовленности присоединяясь к ней разными местами. Тренер, не видящий подопечных - это самое худшее, что может быть в тренировке. Она грациозно принимает различные асаны одну за другой, в хорошем таком темпе, приговаривая: «Мы никуда не торопимся» вперемешку с «Час на йогу - это очень мало», рассказывает и показывает, предлагает повторить, и за весь час ни разу - ни разу! - не подошла ни к одному из нас и не поставила позу. Словом, эта тренировка была вполне заменяема любым видеоуроком, или даже упражнениями из книжки.
А что я? Сначала в душе возмутилась, есссно. Но пыхтела как могла в попытке хоть немного размяться - раз. Во-вторых, вспомнила замечательный рассказ. Правда, рассказчика не помню, но смысл был таким нравоучительным, что так и подмывало рассказать его самоуверенной учительнице актрисе девочке. Однако справилась! - один раз ведь встряла с советами, второй раз выдержки хватило промолчать.
Да, рассказ такой. Рассказчик длительное время посещал спортзал, и заметил там регулярно тренирующегося молодого - лет 35, мужчину. Этот посетитель был примечателен не только хорошим телосложением, осанкой и спокойствием, но и нетипичной методикой тренировки - он приходил и всегда делал одно и то же движение руками. Да, каждая его тренировка состояла из одного упражнения - на протяжении всего времени он делал некое движение руками, одно и то же. Наш рассказчик, такой же добропричинитель, как я, подошел как-то и полюбопытствовал: «Вы в такой прекрасной форме, а делаете всегда одно простое упражнение. Может, вам подсказать что-нибудь новенькое?» На что странный посетитель с улыбкой ответил: «Молодой человек, мне семьдесят лет, зачем мне искать что-то лучшее, если лучшее для меня уже есть?»
А что клиенты? Старались изо всех сил. Теперь мне было жаль именно их. В свое время я нажила серьезные проблемы с позвоночником, занимаясь Хатха-йогой по «самоучителю» - самиздатовской книжке. Только попав в руки опытного тренера, я поняла, что я натворила тогда, в молодые годы, безжалостно эксплуатируя природную гибкость в неправильно поставленных асанах, да еще и гордилась - ах, как у меня все замечательно получается! А с таким нарциссически организованным тренером могло быть еще хуже - занимаешься ведь «под руководством», значит, кто-то берет ответственность за твою безопасность. А этот кто-то только собой и любуется!
После балета йоги наступило приятное удивление, то, за чем я пришла - Цигун - вел вполне внятный юноша, понимающий, зачем он здесь, и знающий предмет. Без лишних прений объяснил этику поведения на занятии, и вперед! Выполнение каждого упражнения контролировал у каждого участника тренировки. Правильное состояние, грамотно подобранные упражнения для начинающих. Браво, Андрюша!
Ну, я пыхтела, да. Несмотря на то, что ничего не получалось сделать правильно, выдала себе плюс - во-первых, что дождалась того, за чем пришла, во-вторых, за смелость. Теперь хочу заниматься этим почаще.
Обще впечатление можно выразить так - сожаление. Эта несбыточная идеальная мечта о профессионализме профессионалов - моя вечная боль. Вся эта мода на «духовность» никакого отношения к последней, естественно, не имеет. Ребята, ну давайте уже в фитнес-клубах телом заниматься! Упражнения из Хатха-Йоги вполне подойдут и без философии, если их грамотно поставить у клиента - будет большая польза. Цигун работает без всякой мистики, точно. А вот морочить себе, а главное - клиентам - голову плохо разученной информацией, безжалостно вырванной из контекста… Знаете, можно вспомнить кришнаитов с их попыткой быть социально привлекательными и в то же время оставаться маргиналами на фоне Невского проспекта - то ли смешно, то ли грустно, уж сами выбирайте.