Нескольку месяцев назад был у нас такой случай.
Разговариваем с дочерью перед сном (как мы любим)
И вдруг она начинает плакать. Да нет, какое там плакать. Натурально рыдать.
Я в недоумении, спрашиваю, что такое. А она рассказывает, что в последний приезд к бабушке и к дедушке, у них с дедом случился спор. И дед настаивал, что чтобы научиться писать, ребенку нужно _каждый_ деть стоять на голосе, опираясь макушкой на кактус писать по странице текста.
"Или она никогда не научится писать хорошо, да и какая она после этого школьница, если не старается, ведь в старших классах ей нужно будет писать по десять страниц". (с)
Ее домашка по письму тогда состояла из нескольких строчек с буквами. Их аккуратное выписывание требовало значительного сосредоточения, внимания и трудолюбия. Дочь с этим справлялась.
А дедушка предлагал ежедневно под страхом фиаско делать работу, которая в пять раз больше тогдашней ее школьной нормы. Что было равнозначно предложению убиться апстену.
Тут любой бы зарыдал.
Это был классический ужастик советского устрашения.
А я эти ужастики хорошо уже знаю. В них куча обесценивания ежедневного ребенкиного труда.
Куча эта приправлена обещанием грядущего грандиозного провала. И в конце - вишенкой на торте - висит цель, абсолютно не отвечающая реальным целям и задачам этого возрастного и школьного периода.
И дальше, мы с Сашкой весь этот кошмар стали разбирать.
Сашка сама была возмущена, и говорила, что дед предъявляет к ней требования, как к пятикласснице. Но ее пугало, что возможно "жираф бо-о-о-льшой и в целом прав?".
Как же самому себе объяснить, что жираф большой, рухнул с дуба но он не прав?
Для этого очень нужна:
- Опора на базу.
- Поддержка.
- Возвращение себе реальных целей.
- Критический взгляд на слова старшего родственника.
Но это в теории. А в жизни я Сашку обняла, взяла на ручки, сказала, что слышу ее возмущение, что я с этим возмущением согласна. Что на родительском собрании (прошедшим как раз за день до этого) ее любимая учительница Сашку хвалила, что она считает, что Сашка отлично справляется, и что сашкина задача - выполнять задания учительницы, а не задание деда.
Что прописывание страницы текста никак не приблизит, а тольку уведет в сторону от ее цели. А какая у нее цель?
Мочь написать страницу чужого текста? Нет.
А какая тогда?
Общаться и дружить с одноклассниками? Да.
Знакомиться с программой первого класса и выполнять задания по разным предметам? Да.
Пройти девятимесячный путь со своим классом и превратиться во второклассницу? Да.
Играть и бегать, когда после уроков они идут на прогулку? Да.
Танцевать и петь, когда им врубают музыку на танцевальной перемене? Да.
Мастерить технические механизмы на робототехнике? Да!!
Играть в лего и конструировать на продленке, рисовать и экспериментировать на кружке Изо, кататься на коньках по выходным? Да!
Читать со мной в обнимку по вечерам? Да!
Разбирать математические задачки с папой? Дурачиться, играть и разговаривать с ним? Да!!
Я спросил, а нравятся ли ей ее цели? Справляется ли она с ними?
Приведут ли они к желаемым для нее результатам и росту?
Она снова ответила да.
А это значит что?
А это значит, что мы идем в правильном направлении, а путь, указанный дедом - ошибочный. Неверный. Нам не подходит. И мы туда не пойдем.
Почему мы?
Потому, что у нас, родителей, и у наших детей общий путь. У каждого свои задачи на этом пути.
И важно делать свое, и только свое. И важно поддерживать друг друга :)
Короче, мы отлично пообщались в тот вечер.
***
А теперь самое интересно.
Вчера Сашка, доделывая свою домаху, говорит, мол, вот я решаю свои задачи, и мне легко и хорошо.
Я справляюсь. А эта дедова страница, это так ужасно сложно! Какое счастье, что мне не надо ее выписывать!
А я постояла, помолчала.
Взяла ее прописи. И говорю, мол смотри.
- Ты, Саш, сейчас написала вот отсюда и вот досюда. Это сколько?
- Это... страница.
- Ага. А в прошлы раз ты писала вот отсюда и вот досюда. Это сколько?
- Это.. две страницы, - Сашкин голос упал до шепота.
- А на прошлой неделе, помнишь, ты проболела и догоняла, тебе твоя учительница дала задание на несколько дней, а ты сделала за раз. Вот тут, смотри, сколько страниц было?
- Три.
- А если с математикой считать?
- Четыре...
- Четыре страницы. За день?
- За день... Но, мам! Я думала, я так смогу только в старших классах!!
- Ага. А можешь уже сейчас. Круто, правда? :)
***
Иногда, мы сами не замечаем, как добираемся до, казалось бы, пугающих высот.
И это правда важно, остановиться и сказать себе: когда-то меня это дело пугало, а теперь я это могу.