Пару недель назад я посмотрела новую экранизацию Эммы 2020 года, а потом решила, что надо все-таки переступить через себя и посмотреть экранизацию Гордости и Предубеждения 2005 года (ту, что с Кирой Найтли).
1. Эмма.
Я очень люблю
экранизацию от 97 года с Гвинет Пэлтроу, Джереми Нортемом и Эваном Макгрегором.
Мне кажется, она идеальная. Мне нравятся костюмы, хотя они не слишком навороченные, нравится каст и нравятся диалоги. Вообще, все нравится там. И я очень люблю стиль, в котором снимали костюмные фильмы в 90е. В общем, я ее смотрела раз пять, и всегда с удовольствием.
Новая экранизация мне понравилось только одним - там офигенные интерьеры и женские костюмы!!!! Просто услада для глаз - хочется останавливать каждый кадр и рассматривать все мелочи. Шляпки! Вышивки! Кружева! Защипы и отстрочка!
Настолько, насколько впечатлили женские костюмы, мне не понравились мужские. Они какие-то.... полиэстеровые, ненастоящие.
Хотя вроде бы сделаны тоже с большим вниманием к деталям. Но какие-то гротескные, неестественные. Мы тут про провинциальных джентри или про лондонских франтов вообще?
Мне очень не понравилась работа оператора. То есть, я понимаю, что сейчас так модно - дергающаяся картинка, обрывочные фразы, быстрые смены кадров, наезжающий крупный план, голые сцены "ни о чем". Но надоело до чертиков. Пора уже какие-то новые приемы искать, по-моему. И из-за этой мелькающей картинки очень сложно воспринимать сюжет. Если книгу не читал, то, наверное, половина смысла мимо.
И мне не понравился кастинг главных персонажей. Вот второстепенные все более менее удачные, а Эмма и мистер Найтли так себе. В книге подчеркивается разница в возрасте и, тем не менее, гармоничность обоих персонажей. А тут Найтли не воспринимается "старшим товарищем", разумным и уравновешенным. Вообще он какой-то нелепый немного.
старые и новые Эмма и Найтли
Ну и Эмма мне внешне очень не нравится. В некоторых ракурсах она прямо немного пугающая, как
белка-мутант из мультфильма про Груффало. А! зато мне понравились отсылки к эпохе - старинные песни в качестве звуковой дорожки, девчачьи игры того времени и т.п. Такие всякие мелочи очень интересно замечать.
2. Гордость и предубеждение.
Я недавно
писала и советовала книгу о том, как снимали экранизацию BBC 1995 года. Ее я смотрела раз пятнадцать, наверное. Экранизацию 2005 года я долго отказывалась смотреть, потому что слишком хорошо себе представляла всех персонажей, и не готова была к новому прочтению.
Но после Эммы решила, что надо закрыть пробел, и, таки, посмотрела.
И это просто аааааааа и ээээээээээ. Я не понимаю, откуда у этой экранизации такая куча положительных отзывов, как ее могли выдвинуть на Оскара, и как вообще можно было настолько небрежно отнестись к священному для миллионов женщин мира материалу!!!!
Во-первых, кастинг. Мне очень нравится Кира Найтли, но худшей актрисы на роль Лиззи сложно было придумать. Даже девушки, которые играли остальных сестер (кроме, разве что, Лидии, которая тоже совсем мимо роли), подошли бы на эту роль лучше. Розамунд Пайк, которой досталась Джейн (и эта роль ей тоже отлично подходит, она просто идеальная Джейн), и то подошла бы для Лиззи лучше, чем дерганая и истеричная Кира. А вот из Киры отличная бы Китти получилась, или даже Лидия.
У меня чуть глаза не выпали на сцене ассамблеи в Меритоне, где Лиззи глупо гогочет, когда мимо нее проходит мистер Дарси. Лиззи????? гогочет?????
Мистер Дарси весь фильм страдает то ли от больного зуба, то ли от несварения желудка, то ли от затянувшейся депрессии. С печальным лицом и тоской в глазах он перемещается из сцены в сцену. Так, что хочется немедленно отправить его на диспансеризацию.
Мистер Коллинз внезапно не вызывает никакого отвращения или брезгливости. Наоборот, его жалко и за него все время обидно - он ведь на самом деле хотел поддержать семью Беннетов и жениться на одной из дочек-бесприданниц. Типа моральный долг выполнить. Держался во всех сценах спокойно и достойно - простой такой сельский священник, старается, как умеет.
В общем, прямо новое прочтение мистера Коллинза - и вдруг почему-то непонятно, за что его так прокатили.
старый и новый мистеры Коллинзы
Зато мистер Бингли прямо идеальный получился! Джейн и Шарлотта мне тоже понравились. И Викэм, кажется, хорошо подошел, мне понравился даже больше Викэма с BBC. Ну и Джуди Денч в роли Леди Кэтрин де Бург великолепна, конечно (Денч, кажется, удаются все роли). Жалко, что остальных сестер Беннет практически не показали в фильме, и многих других персонажей тоже сильно сократили, но понятно, что в два часа фильма много не впихнешь.
И мое "любимое" - костюмы и обстановка. Вообще они молодцы, что действие оставили там, когда оно задумывалось Остин - в последнем десятилетии 18 века. И мне понравилось, что они обратили внимание на "переходный" период от корсетов и высоких причесок к высоким талиям и прозрачным кисейным платьишкам классицизма. Но вообще к костюмам отнеслись безобразно - они скорее "по мотивам" реальных костюмов эпохи, очень небрежно сделаны. Юбка длинная, талия завышена? Сойдет! Кажется, будто на консультантах по костюмам сэкономили.
Но ладно костюмы. Шляпки! Элизабет Беннет появляется на улице с распущенными волосами и без шляпки! Она, конечно, была девушка с характером и мнением, но чтобы вот так вот, без шляпки появиться в обществе - это был бы скандал на всю округу, сравнимый с побегом ее сестры с офицером. А Лиззи все баллы в обществе (и от Дарси) получала за благоразумие.
Это Лиззи вышла типа в город на шоппинг
Мистер Дарси является делать предложение в рубашке с расстегнутым воротом, из которого торчит волосатая грудь!!!! И в таком же расхлистанном виде направляется просить руки Лиззи у мистера Беннета. Рано утром, прямо из болота, где он полночи бродил с Лиззи наедине. Вот такие манеры и вот такое воспитание в этих ваших Англиях. Я так понимаю, что это было алаверды Дарси в мокрой рубашке из фильма 95 года, но из мокрого Дарси получился секс-символ, а тут какое-то недоразумение.
зацените выражение лица "палец прищемил, но держусь изо всех сил и не морщусь"
Ну и диалоги. Джейн Остин бы, наверное, упала в обморок от простых нравов и прямолинейных высказываний всех участников повествования. А финальная сцена, где Лиззи небрежно треплет по голой коленке Дарси - наа ней Остин в гробу перевернулась раз семь, не меньше.
Все эти небрежности очень бросаются в глаза на фоне экранизации 95 года, для которой выкорчевывали цветы из сада, потому что в искомую эпоху такие не сажали. То есть, всегда можно сослаться на то, что режиссер "так видит". Но если ему пофигу на эпоху, костюмы, нравы и речь, то можно просто перенести все в настоящее время и не заморачиваться особо (кстати, таких фильмов тоже достаточно, одна Бриджет Джонс чего стоит, и даже в Болливуде что-то на тему снимали).
В общем, не могу сказать, что зря посмотрела. Но можно было бы и не смотреть.