mem

Улицы разбитых фонарей. Первый сезон

May 12, 2015 01:06

Копирую на всякий случай из фейсбука пост-эссе про "Ментов".
Автор - Сергей Мохов.

После распада советского союза коммуникационное поле выглядело голо, холодно и не дружелюбно к новым гражданам России. Показывать стало можно "всё", но вот откуда взять это "всё" было совершенно не понятно. В добавок ко всему, непонятно было и то как на это "самое всё" отреагируют зрители. Поэтому новоиспеченные продюсеры решили массово закупать латиноамериканские сериалы (они очень дешевые, ну не прилично просто) и эксперементировать с картинкой.

В советской же киноиндустрии сериалы не снимали. Вообще. Были попытки создания многосерийных фильмов вроде "Место встречи изменить нельзя", "Гардемарины, вперед" и еще что-то там про мушкетеров. А вот сериалы, то есть разбитое повествование, синхронизация по времени, акцент на вербальном - вот этого всего не было. Не сложилось как то.

Таким образом, к 1995 году российское тв обладало двумя важными характеристиками - не умение и не знание как делать сериал и массовая закупка и трансляция низкосортных сериалов из латинской америки.

В этот момент, сын А. Капицы, увлекся чтением питерского детективного автора А. Кивинова - бывшего милиционера, который писал короткие повести с "ну очень интересными сюжетами и описаниями". С этими повестями К. Капица пришел к папе и предложил с этим что-то сделать. Капица старший давно вынашивал идею ментовского сериала и поэтому с радостью взялся за это дело. До этого он, кстати, привез и довольно бодро продал РТР "Санту Барбару".

Так вот А. Капица решил это во чтобы то ни было экранизировать повести А. Кивинова и пригласил для этого дела режиссера А. Рогожкина. Думаю, представлять его не надо. Поразмыслив, они для полноты картины позвали еще и модного питерского саундрежиссера, который писал весь питерский рок, - А. Сигле и в этой замечательной компании решили начать снимать. По сути, снимать сериал, что называется, "в полку".

Денег им, понятное дело, никто на это не дал. РТР вроде как хотело заказать пилотные серии, но что-то не срослось и от идеи отказались. Поэтому снимали дешево и сердито - пленка свема, которая придавала очаровательный серый колорит картинке, отсутствие дублей, отсутствие студийной озвучки, естественный реквизит. Когда смотришь первые серии, то создается полное впечатление того, что ты смотришь старую VHS кассету родителей и все происходящее это всего лишь документальная съемка. Дополняет это очень вольное обращение с кадром оператора, долгие панорамные планы, акцентирование на мелких деталях. То, что сам А. Рогожкин назвал "вкусная и сочная среда, которую нельзя обойти вниманием". По мнению самого режиссера, задача съемочной команды заключалась в том, что бы не мешать камере работать, снимать то, что она видит, то как оно все есть на самом деле.

Первый сезон отличает отсутствие сюжетов. Напрочь. Вроде бы происходит убийство. Вроде грабеж. При это длиннющие планы того, как ментовку затопляет гавном, того как Казанцев принимает заявления о пропаже собачки, того как Ларин страдает от экзистенциального кризиса. А. Рогожкин говорил, что такое ощущение (отсутствия центральных сюжетов, смена характеров героев) продиктовано не пониманием для чего они снимали этот сериал, кому и куда. То есть, первый сезон УРФо - это некоммерческий проект энтузиастов, показывающих "вкусную и сочную среду". Вдобавок ко всему, А. Рогожкин настаивал на "гибкости" - то есть адаптации сюжетов к повестке дня. Что сближает сериал как по картинке, как по музыке, как сюжетам с криминальными хрониками того времени, образуя связку повседневность - тв передачи - сериал.

Героями являются простые менты. Дукалис ветеран рижского ОМОНа (!!!), Ларин лирический герой с альтер-эго - агентом Цыплаковым ("Хорошо, Ларин, что я тебя тогда бросила. Я знала чем это все закончится"), Волков вообще инспектор по делам несовершеннолетних, Соловец этакий спойлер, проговаривающий в конце серии все то, что происходило.

Герои не только менты, но и простые граждане - бомжи, алкоголики, студенты, бизнесмены. Каждая серия как стратификационный срез. При этом интересно отношение к тем же бизнесменам, например, Дукалиса: " да знаю я как они свои денежки зарабатывают". По его мнению, есть только "две силы - мы и они".

Примечательно, что в фокусе классических западных ментовских сериалов в УРФо напрочь отсутствует связка "преступление - наказание". Суд, функция милиции, уголовный кодекс это не главный сюжет. Речь идет даже не о раскрытии хитро задуманного преступления, а о все той же "вкусной и сочной среде" в которой это все происходит. Наказание это не суд, справедливость действует по каким-то иным принципам (наказание после).

Последним интересным моментом является город, который создает контекст всему происходящему. Помимо формирования сильного образа Питера, как криминальной столицы, город показывается с двух совершенно противоположных оптик: здесь и крупные "туристические" планы - Исакиевский, Нева, Адмиралтейство и тут же город Ларина и Дукалиса - сугробы, грязь, обшарпанные подворотни. При этом примечательным является и тот факт, как показываются квартиры в которых происходят преступления. Обстановка, убранство. И самое главное поразительное соседство бизнесмена, врача, алкоголика, студента. Город и общество еще не прошли джентрификацию, еще не прошли четкое социальное и символическое деление. И в этой обстановке перед преступлением оказываются равным все.

Вот собственно, об это и хотелось сказать.
Если кратко.
Previous post Next post
Up