Э. Фромм о К. Марксе или «прах к праху»

Dec 01, 2013 13:24

«... он представляет самый цвет западного гуманизма: он был человеком бескомпромиссного чувства правды и проникал мыслью до самой глубокой сущности реальной жизни, он никогда не позволял себе обмануться фальшивой оболочкой; он был человеком, свободным от тщеславия и жажды власти. Это была целостная личность, озабоченная судьбами человечества и ( Read more... )

Leave a comment

Comments 3

Мой Фромм Фромм Э. Марксова концепция человека ext_1111113 December 1 2013, 09:46:28 UTC
По мнению Э.Фромма, социализм для Маркса - это преодоление человеческого отчуждения, возврат человека к человеческой сущности, это антиавторитаризм, так как предусматривает постепенное исчезновение государства и бюрократии, построение общества, состоящего из свободно и добровольно объединившихся индивидов, преодоление разрыва и антагонизма между человеком и обществом. «Такой взгляд… исключает возможность считать социализмом такое общество, в котором человек является объектом манипулирования со стороны бюрократии, даже если эта бюрократия правит всей государственной экономикой … . Это означает, что каждый отдельный человек принимает активное участие в планировании и выполнении планов; это означает… воплощение в жизнь политической и экономической демократии»

Reply

Re: Мой Фромм Фромм Э. Марксова концепция человека memos December 1 2013, 10:21:03 UTC
Именно. Фромм позаимствовал у Маркса форму, но не содержание. Вдохновился определенными доводами Маркса, скажем, из «Экономическо-философских рукописей» и, не сумев понять, не будучи ни диалектиком, ни материалистом, то есть, не обладая необходимыми навыками мышления - насадил всё это на собственные поверхностные представления об обществе. И это распространенное явление, сродни которому извращающее «цитатничество» - Фромм взял то, что приглянулось его разумению и трактовал так, как удобно. Так, суждениями о бюрократии Фромм прикрывал фактически защиту экономики, где бюрократия при любом раскладе форма, следствие, никак не содержание и причина. Более грубый и вульгарный тому пример - Кургинян, «взявший» у Маркса только «красную метафизику». К примеру, с тем же успехом можно из опыта биологии взять только «удивительную сложность человека», приписав её, скажем, к божественному промыслу. В итоге мы получаем искажение, имеющее отношение к оригиналу лишь схожими чертами, так, как астрология относится к космологии, или как алхимия 5-го века ( ... )

Reply

Re: А конкретнее... memos December 1 2013, 10:53:52 UTC
Человеческое отчуждение у Маркса - не есть отчуждение вне контекста, не есть понятие в себе, это следствие общественных отношений. Более того, человек у Маркса - человек непременно общественный, говоря «человек», Маркс подразумевал обобщение всего человечества, человека как вид. У Фромма же прослеживается индивидуализация человека, и у Маркса он берет, следовательно, человека как отдельный субъект, и отчуждение он возводит из следствия в причины, постоянно путаясь между психологической-индивидуальной оценкой и оценкой общественной, подпирая это умозрительной оценкой современного ему общества.

Естественно, он осуждает и коммунизм, не понимая его развития, движения от одних качеств к другим, рассуждая в отрыве от практики классовой борьбы, итогом постулируя и вовсе «воплощение ... экономической демократии».

Reply


Leave a comment

Up