Не раз мы дискутировали с друзьями в ЖЖ по поводу того, является ли Большая фуга органичным завершением Квартета Л. Бетховена op.130 или все-таки лучше рассматривать ее как отдельное произведение, а Квартету оставить альтернативную версию финала, написанную композитором позже "в угоду" публике. И мнения здесь ожидаемо разошлись.
Но нужно заметить, что и до Бетховена были сочинения, в которых финальная часть выбивалась из общей канвы своим невиданным масштабом, как бы "пожирала" предыдущие. Речь прежде всего о Партите И.С.Баха для скрипки соло Ре минор, которая завершается не стандартной жигой, а грандиозной Чаконой. Ни в клавирных, ни в виолончельных, ни в оркестровых сюитах, не говоря уже о лютневых, у Баха больше не встречается похожего финала. Оторвавшись от своих "собратьев" по Сюите - привычных Аллеманды, Куранты, Сарабанды и Жиги, Чакона стала настолько известной, что вдохновляла на различные переложения и великих композиторов, и великих исполнителей. В своих работах ее даже упоминала А. Ахматова. Неслучайно Чакону вполне возможно воспринимать как самостоятельное произведение. Правда, перед Бахом впоследствии не стояла задача написать альтернативный финал, поэтому поспорить здесь не получится.
Мне захотелось вдруг послушать Чакону не с И.Фауст, комплект Сонат и Партит которой я часто слушаю в последнее время, а с Н. Мильштейном, который, несомненно, оставил одну из самых выверенных и сбалансированных записей этого цикла (Скрипичной Библии, как я его называю).
https://www.youtube.com/watch?v=VH_65UlO-M4