Тема вступительного Adagio этого красивейшего Виолончельного концерта в отдельных фрагментах заметно напоминает третью часть Первого скрипичного концерта Шостаковича. Она же проявляется и в самом конце: Концерт фактически заканчивается в том же задумчивом настроении, которым и начинается. У Вайнберга, однако, нет такого надрыва и жуткой неопределенности ожидания, как у Шостаковича, его Концерт носит гораздо более светлый характер. Он полон красивых и оригинальных мелодий, порой с еврейским, а порой - даже испанским окрасами (я будто бы уловил кое-где ритмы хабанеры). При этом все очень умело и со вкусом оркестровано, поэтому слушается с большим интересом и удовольствием. Я бы не стал говорить о вторичности этого сочинения по отношению к Шостаковичу - несмотря на некоторые тематические пересечения с Первым скрипичным концертом, оно весьма самобытно.
В Виолончельном концерте Вайнберга больше рефлексии, нежели в его же Фантазии для виолончели с оркестром (о ней я уже писал ниже), однако эта рефлексия не мучительна и не горька, а, скорее, возвышенно печальна. Тихий, нежный, невероятно красивый конец у этого произведения. Длинная мелодия завершается в верхнем регистре виолончели - ностальгический взгляд большого романтика.
http://www.youtube.com/watch?v=SMPUSL30JqY