Ганди. Создать страну

Apr 23, 2007 12:56

Быть может, наилучшим критерием характера культурного наследия народа и той сознательной и неосознанной цели, к которой он стремится, является ответ на вопрос, какому вождю он оказывает доверие.

Дж. Неру.


Read more... )

Восток

Leave a comment

Comments 41

sarmata April 23 2007, 10:42:56 UTC
Уважаю Ганди. Но трудно на практике принять позицию "непротивления злу насилием". По крайней мере, в такой ситуации как 2МВ, от исхода которой зависело физическое существование целых народов. Здесь уже просится на ум, что "добро должно быть с кулаками". Сложная дилемма.

Вряд ли коллективное самоубийство могло подействовать на бездушных палачей. Часто удивлялись, что почти не было попыток организованного сопротивления со стороны еврейского населения, если не считать восстания в Варшавском гетто, защитники которого сражались с мужеством обреченных, но все-таки сражались, а не позволили себя безропотно вести на бойню.

Reply

meotis April 23 2007, 11:43:49 UTC
В "непротивлении злу" важно - "насилием". Это позиция предполагает, что враг - тоже человек и не лишен совести.

За борьбой с Британией (а борьба была кровавой) стояло общественное мнение Англии. Но даже прямые противники Ганди достаточно его уважали и даже симпатизировали ему, как отметил Оруэлл. Он же отметил, что в тоталитарном обществе массовое действие невозможно. И т.о. невозможна сама общественная совесть. Отсюда задача не допустить тоталитаризации общества.

Хочу сказать еще, что Ганди предпочитал насилие трусости. Там есть эпизод.

Reply

albiel April 23 2007, 12:04:59 UTC
Про трусость интересно.

Reply

meotis April 23 2007, 13:53:47 UTC
Да, как будто бы нехарактерно для него. Однако трусость для него хуже насилия.

Reply


michletistka April 23 2007, 10:58:07 UTC
Никто лучше не описал взглядов Ганди, чем он сам, в "Моей жизни" :). Меня до сих пор колбасит от мысли, что мы с Ганди родились в один день! Я всегда отмечаю его день рождения тоже! И, по-моему, Ганди следует рассматривать не столько как политика, сколько как религиозного подвижника.

Reply

sarmata April 23 2007, 11:06:01 UTC
Самое интересное, что ему (и, возможно, только ему) удавалось совмещать эти две роли: "святого" и политика, и при этом не замарать свои "белые одежды" кровью (разве что своей).

Reply

albiel April 23 2007, 11:10:10 UTC
+1

Reply

meotis April 23 2007, 11:44:17 UTC
Да, верно. То-то и удивительно.

Reply


albiel April 23 2007, 11:09:13 UTC
Да, история с Ганди мне тоже очень интересна. Очень многогранна, куча всяких смыслов. Личный пример он дал очень позитивный. Но его политическая программа в ближайшей перспективе сработала только на независимость от Британии, а на благосостояние и развитие нац-культуры не сработала. Это важный общефилософский момент: без понимания расчётной части даже самые благие проекты не работают, и легко превращаются во вред. А расчёт требует совсем иного настроя ума.

Reply

meotis April 23 2007, 11:47:30 UTC
Ганди был достаточно реальным политиком. Его экономический проект, да и политический не получили полного развития в Индии, но не следует считать его совершенно невозможным; Индия живет в мире, а "с волками жить..." Сейчас Индия и Пакистиан - ядерные державы. А после Китая Индия - второй поднимающийся экономический гигант.

Reply

albiel April 23 2007, 12:01:45 UTC
Я не говорю, что совершенно невозможным, не как пессимизм. От Британии по-любому все колонии отделились, идеи Ганди для этого совершенно не нужны. Т. е. саму по себе независимость Индии в заслугу движению, и в особенности идеям, Ганди ставить нельзя. Отделение произошло бы всего лишь на 10-15 лет позже, и неизвестно как было бы лучше. К нынешнему развитию промышленности Индии Ганди, вроде, отношения не имеет. Собственно же идеи Ганди никакого продолжения не получили, и интересны лищь как пример стойкого и незамутнённого позитивного идеализма.

Reply

meotis April 23 2007, 14:00:38 UTC
Ганди отделил Индию мирно. Это был пример. К тому времени общественное мнение Британии было на его стороне. В общем, это достижение. Терроризм вряд ли привел бы к такому результату...

Конечно, в результате войны Англия ослабла так, что оказалась не в состоянии содержть империю. Но если бы не было движения за независимость в самой империи...

Пример Ганди использовали Мартин Лютер Кинг в США, Нельсон Мандела в ЮАР...

Reply


art_hogus April 23 2007, 11:14:57 UTC
Очень грустно что "Последующая история Индии показала, что пацифизм оказался недостаточно сильным для того, чтобы пережить смерть своего лидера и противостоять искушению силы"

Спасибо за интересный очерк, всегда читаю их с большим удовольствием.

Reply

meotis April 23 2007, 11:49:36 UTC
Во всяком случае, это интересный пример реальной политики, сумевшей сохранить свои высокие идеалы.

Ганди признавал, что есть "ненасилие слабых", но гораздо важнее "ненасилие сильных", которому Индия еще не научилась.

И все-таки пример достойный.

Пожалуйста. Спасибо Вам.

Reply

cath_du April 23 2007, 11:58:41 UTC
Пример достойный, слов нет.
Всегда им восхищалась, по-моему, это действительно едва ли не единственный деятель такого масштаба, который собственной жизнью подтверждал собственные же красивые в лучшем смысле этого слова лозунги. ПОнять бы только, реально ли что-то подобное в современном мире..?

Reply

meotis April 23 2007, 13:52:30 UTC
Ганди вдохновил, в частности, Мартина Лютера Кинга в США и Нельсона Манделу в ЮАР...

Reply


arthoron April 23 2007, 17:11:55 UTC
> "...средства управляют целью и меняют ее."

Прекрасно сказано!

Reply

meotis April 23 2007, 17:14:05 UTC
Так оно и бывает...

Reply


Leave a comment

Up