Быть может, наилучшим критерием характера культурного наследия народа и той сознательной и неосознанной цели, к которой он стремится, является ответ на вопрос, какому вождю он оказывает доверие.
Уважаю Ганди. Но трудно на практике принять позицию "непротивления злу насилием". По крайней мере, в такой ситуации как 2МВ, от исхода которой зависело физическое существование целых народов. Здесь уже просится на ум, что "добро должно быть с кулаками". Сложная дилемма.
Вряд ли коллективное самоубийство могло подействовать на бездушных палачей. Часто удивлялись, что почти не было попыток организованного сопротивления со стороны еврейского населения, если не считать восстания в Варшавском гетто, защитники которого сражались с мужеством обреченных, но все-таки сражались, а не позволили себя безропотно вести на бойню.
В "непротивлении злу" важно - "насилием". Это позиция предполагает, что враг - тоже человек и не лишен совести.
За борьбой с Британией (а борьба была кровавой) стояло общественное мнение Англии. Но даже прямые противники Ганди достаточно его уважали и даже симпатизировали ему, как отметил Оруэлл. Он же отметил, что в тоталитарном обществе массовое действие невозможно. И т.о. невозможна сама общественная совесть. Отсюда задача не допустить тоталитаризации общества.
Хочу сказать еще, что Ганди предпочитал насилие трусости. Там есть эпизод.
Никто лучше не описал взглядов Ганди, чем он сам, в "Моей жизни" :). Меня до сих пор колбасит от мысли, что мы с Ганди родились в один день! Я всегда отмечаю его день рождения тоже! И, по-моему, Ганди следует рассматривать не столько как политика, сколько как религиозного подвижника.
Самое интересное, что ему (и, возможно, только ему) удавалось совмещать эти две роли: "святого" и политика, и при этом не замарать свои "белые одежды" кровью (разве что своей).
Да, история с Ганди мне тоже очень интересна. Очень многогранна, куча всяких смыслов. Личный пример он дал очень позитивный. Но его политическая программа в ближайшей перспективе сработала только на независимость от Британии, а на благосостояние и развитие нац-культуры не сработала. Это важный общефилософский момент: без понимания расчётной части даже самые благие проекты не работают, и легко превращаются во вред. А расчёт требует совсем иного настроя ума.
Ганди был достаточно реальным политиком. Его экономический проект, да и политический не получили полного развития в Индии, но не следует считать его совершенно невозможным; Индия живет в мире, а "с волками жить..." Сейчас Индия и Пакистиан - ядерные державы. А после Китая Индия - второй поднимающийся экономический гигант.
Я не говорю, что совершенно невозможным, не как пессимизм. От Британии по-любому все колонии отделились, идеи Ганди для этого совершенно не нужны. Т. е. саму по себе независимость Индии в заслугу движению, и в особенности идеям, Ганди ставить нельзя. Отделение произошло бы всего лишь на 10-15 лет позже, и неизвестно как было бы лучше. К нынешнему развитию промышленности Индии Ганди, вроде, отношения не имеет. Собственно же идеи Ганди никакого продолжения не получили, и интересны лищь как пример стойкого и незамутнённого позитивного идеализма.
Ганди отделил Индию мирно. Это был пример. К тому времени общественное мнение Британии было на его стороне. В общем, это достижение. Терроризм вряд ли привел бы к такому результату...
Конечно, в результате войны Англия ослабла так, что оказалась не в состоянии содержть империю. Но если бы не было движения за независимость в самой империи...
Пример Ганди использовали Мартин Лютер Кинг в США, Нельсон Мандела в ЮАР...
Очень грустно что "Последующая история Индии показала, что пацифизм оказался недостаточно сильным для того, чтобы пережить смерть своего лидера и противостоять искушению силы"
Спасибо за интересный очерк, всегда читаю их с большим удовольствием.
Пример достойный, слов нет. Всегда им восхищалась, по-моему, это действительно едва ли не единственный деятель такого масштаба, который собственной жизнью подтверждал собственные же красивые в лучшем смысле этого слова лозунги. ПОнять бы только, реально ли что-то подобное в современном мире..?
Comments 41
Вряд ли коллективное самоубийство могло подействовать на бездушных палачей. Часто удивлялись, что почти не было попыток организованного сопротивления со стороны еврейского населения, если не считать восстания в Варшавском гетто, защитники которого сражались с мужеством обреченных, но все-таки сражались, а не позволили себя безропотно вести на бойню.
Reply
За борьбой с Британией (а борьба была кровавой) стояло общественное мнение Англии. Но даже прямые противники Ганди достаточно его уважали и даже симпатизировали ему, как отметил Оруэлл. Он же отметил, что в тоталитарном обществе массовое действие невозможно. И т.о. невозможна сама общественная совесть. Отсюда задача не допустить тоталитаризации общества.
Хочу сказать еще, что Ганди предпочитал насилие трусости. Там есть эпизод.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Конечно, в результате войны Англия ослабла так, что оказалась не в состоянии содержть империю. Но если бы не было движения за независимость в самой империи...
Пример Ганди использовали Мартин Лютер Кинг в США, Нельсон Мандела в ЮАР...
Reply
Спасибо за интересный очерк, всегда читаю их с большим удовольствием.
Reply
Ганди признавал, что есть "ненасилие слабых", но гораздо важнее "ненасилие сильных", которому Индия еще не научилась.
И все-таки пример достойный.
Пожалуйста. Спасибо Вам.
Reply
Всегда им восхищалась, по-моему, это действительно едва ли не единственный деятель такого масштаба, который собственной жизнью подтверждал собственные же красивые в лучшем смысле этого слова лозунги. ПОнять бы только, реально ли что-то подобное в современном мире..?
Reply
Reply
Прекрасно сказано!
Reply
Reply
Leave a comment