(no subject)

Mar 11, 2005 21:48


вышел занятный диалог, наведший меня на определенные мысли о стихах и жизни в целом.

Обсуждалось стихотворение Руми, которое весьма впечатлило моего собеседника. Руми - персидский поэт-суфий, известен как Джалал ад-Дин Руми. Главный его труд - Маснави, или Поэма о скрытом смысле, переведен на русский язык, как утверждают литературоведы, "в духе суфийской традиции". Не будучи большим знатоком персидской литературы, а также имея весьма поверхностное представление о суфизме, не буду ничего на этот счет говорить.

Хотелось бы затронуть литературную сторону вопроса. Приведу одно из стихотворений Руми, чтобы было понятнее, о чем идет речь:

Переломав ноги, Бог одаряет крылом;
сходным образом, в глубине западни
Он открывает лазейку для побега.
Бог сказал: "Не обращайте внимания,
высоко ли вы на дереве, или же в канаве;
устремляйте внимание на Меня,
ибо Я - Ключ Пути".

Честно попыталась получить информацию из энциклопедий и уст самих филологов, не нашла ничего, потому делюсь собственными домыслами. Жанр близок притче, стилевой характер - объемные, символичные метафоры, понятийная лексика. Обобщение, целостность - как цель, создание ощущения своеобразной "загругленности" у читателя. Стихотворение - мысль.

Мой собеседник рассказывал мне, что Руми его очень трогает, в то время как вся остальная поэзия - редко. Я предположила, что, вероятно, та самая "общесть", глобальность такого рода стихотворений его привлекает. Все выпукло, картина цельная, мысль - твоя. Бери ее.

Что касается меня, то эмоционально  меня Руми не задевает. Признавая то, что, бесспорно, этот жанр приятен уму, то душа моя зажигается вовсе от другого. Мне  близок русский акмеизм, Ахматова, Гумилев, Мандельштам. Близок своей декоративностью, деталями, оттенками.Пожалуй, живописностью, такой, как в картинах Бенуа, эстетическим взглядом, ощущением мира через бесчисленное множество нюансов. Мне до слез, например строки

Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем,
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.

Не буду все стихотворение, все знают, верно, о чем я.

Так вот, все вышесказанное - к тому, что я поняла, что как в поэзии, так и в жизни, я часто придаю огромное значение деталям - запахам, взглядам, отрванным пуговицам, запятым, вздохам и прочему. И через эти мелочи я постигаю главное. Такой мой способ. Я так живу. Значит ли это, что часто именно самого главного-то я и не вижу?

Задумалась.
Previous post Next post
Up