Сегодня поговорим об особенностях национального Нигерийского аэропорта. Запись посвящена моему первому прибытию в Нигерию.
Перед отъездом мои друзья и коллеги начали неофициальное соревнование - кто вспомнит больше страшилок про Нигерию. Неожиданно оказалось, что у всех есть знакомый или родственник, который заболел там малярией, или имел ещё какие-то проблемы. Тогда же я поразился, сколько же русских должно быть в Нигерии, если все кого я спрашиваю знают про неё что-нибудь эдакое. Больше всего на меня произвела впечатление брошюрка компании Шлюмберже которую мне пересказали. В ней настоятельно советовали быть крайне бдительными в аэропорту, не доверять никому, не выпускать из виду свой багаж, не говорить первым, из какой вы компании, опасаться ряженых полицейских. С такими мыслями, описанием аэропорта как Содома, где все галдят и перекрикивают друг друга и ничего не понятно, я вышел из самолета.
Первое, что бросилось мне в глаза - аэропорт имени Мурталы Мухаммеда в Лагосе очень маленький! Это один из главнейших транспортных узлов страны, принимает самолеты со всего света, включая межконтинентальные лайнеры из Штатов, Индии и Китая, но на вид он не сильно больше провинциального аэропорта где-нибудь в Иркутске. Все старое, обшарпанное и пыльное. Мы дружной толпой проследовали на паспортный контроль, где нас приняли три эшелона местной бюрократии. Все заполняется вручную. Сначала показываешь паспорт и миграционную карту одному пограничнику, он переписывает данные с неё. Потом проходишь и даешь паспорт другому, который тоже что-то переписывает и забирает миграционную карту, он передает твой паспорт третьему и уже тот ставит заветный штампик в загран и отпускает с миром. Ни одного компьютера. Очередь длинная, каждый иностранец, которых казалось так мало на борту, как будто размножился делением, в аэропорту жарко. После морозной Москвы это было непривычно. Воздух влажный и тяжелый.
Вторым фактором, который вогнал меня в состояние, близкое к панике оказалось то, что мой телефон отказался работать. Моя верная симка, которая работала во всех странах без перебоя, включая Эмираты, отказывалась подключаться ко всем роуминговым операторам! Меня должен был встречать водитель, а у меня не было возможности ему позвонить! Вдоль всей очереди постоянно ходили некие мутные люди в гражданском, которые негромко выкликали фамилии или показывали их на бумажке. Это были те счастливчики, кому принимающая сторона оплатила особую встречу. Их вели мимо очереди, паспорта брали и отдельно подсовывали пограничникам. Такой встречающий мог набрать по три паспорта и сунуть их скопом, не показывая людей. Иногда пограничник даже не мог сориентироваться, кому отдавать какой паспорт. При этом все происходило чинно и спокойно, никто ни разу не повысил голос. Все явно знали участвовали в хорошо отрепетированном и привычном действе. Простые смертные стоят в очереди, те, кто поважнее идут через "встречающих", самых важных встречает местный главный пограничник в форме и проводит совсем без очереди. Он же может поймать кого-то из тех, кого проводят лица первой категории, и отправить обратно в конец очереди. Что характерно, на месте договориться об "ускорении вопроса" невозможно. Надо знать людей. С какой надеждой я вчитывался в эти бумажки! Но нет, моя контора не настолько богата, чтобы организовать мне такую встречу и я стою как все, перебирая роуминговые сети и пытаясь оживить телефон. Водитель где-то стоит с табличкой и не знает, прилетел я вообще или нет. Учитывая, что стоим мы второй час, он даже мог решить, что я не прилетел и уехать домой. Но вот я получаю получаю штампик около красочной визы с криво напечатанной информацией и прохожу на получение багажа.
С надеждой обежав глазами тесный зал выдачи багажа с двумя транспортерами (напоминаю, аэропорт по региональному значению близок к Москве), я снова не обнаружил своего водителя. Зал тихо бурлил своей жизнью, по конвейерной ленте ехали огромные кубические коробки, перевязанные веревкой, семья негров снимала с конвейера шестой объемистый чемодан, в толпе шныряли носильщики и другие встречающие, но ни один из них не встречал меня. Все ещё никто не галдел, все были учтивы и вежливы, протискиваясь извинялись, если кого-то надо было позвать, звали своим тихим "кс-с-с". Утратив всякую надежду, я попросил одного такого встречающего позвонить, и на удивление он сразу протянул мне телефон. Связь в Нигерии очень дешевая, я не уверен, что смог так легко получить бы трубку в России. Хотя я не пробовал, не берусь сказать. Однако мудрые менеджеры написали мне номер в международном формате, поэтому дозвониться я все равно не смог. Парень в итоге сжалился надо мной, сам набрал номер (о боже, теперь он знает, из какой я конторы, мне сказали ни в коем случае этого не раскрывать!) и сказал водителю, что тут прилетел "очень высокий и худой белый иностранец". То есть я. Мне он сказал, что водитель ждет меня на улице. С табличкой. Где эта улица я представлял себе слабо.
На этом мои мытарства не закончились. Сравнительно быстро получив чемодан и показав сертификат прививки от желтой лихорадки, я попал в лапы сотрудника безопасности аэропорта, который сверяет багажные бирки. Надо сказать, что все, кто был знаком с Нигерией предупреждали - иностранцы в группе риска насчет грабежа. У них клянчат деньги, выманивают деньги, если есть возможность - грабят. Справедливости ради стоит сказать, что с местными они поступают точно так же, но местные куда более привычные. Так, этот охранник зажал мой посадочный и начал клянчить "small dollar for the officer". Я был к этому готов, но все равно было странно смотреть, как взрослый мужчина заглядывает тебе в глаза снизу вверх, кланяется и просит денег со смесью наглости, раболепства и заискивания на лице. У меня на тот момент не было местных денег, и в кармане была только одна сотня долларов, которую я снял где-то три года назад, и которую я обычно брал в поездки "на всякий случай". Платить ему сто долларов мне не хотелось, поэтому я кинулся в бой, подымал шум, пытался прочесть его бейджик (все сотрудники аэропорта носят бейджики в кармане или повернутые тыльной стороной) и требовал свой посадочный назад. Одержав победу, я вышел из аэропорта, навстречу яркому солнцу и плотной толпе черных лиц, полукругом окружившей главный вход (такая толпа, по-моему, есть в любом аэропорте) и увидел наконец своего водителя. В тот момент я был готов броситься ему на шею. После тринадцатичасового перелета, трех часов в аэропорте, мытарств с телефоном я был рад наконец поручить себя заботам местного опытного человека. Он легко подхватил мой чемодан, мы дошли до машины, припаркованной неподалеку, и поехали в город. По дороге до машины я честно пытался выполнить ещё один пункт инструкции и подтвердить, что его зовут Питер, но оказалось, что вместо Питера прислали другого водителя, Доджи. Вот и соблюдай инструкции. Оказавшись в машине, я почти сразу заснул.
На самом деле уже потом я узнал, что мне повезло - меня не досматривала таможня. На выезде из страны все обязательно проходят ручной досмотр. Да, каждый пассажир открывает свой чемодан, и таможенник копается в его трусах и носках, выискивая контрабанду. Забавно, но такой досмотр существует только для багажа, ручную кладь пропускают через современный сканер. Особо удачливые, особенно если у них много багажа, подвергаются досмотру и на въезде. Меня, с моим одним невзрачным чемоданом, наверное пожалели. Женщины делились опытом, что очень помогает положить сверху красивое кружевное белье - таможенники радуются и не копают дальше. Я попробовал положить сверху вонючие трусы, но нос таможенника был закален в боях с его собственными месячными портянками.
Стоит ли говорить, что этот ручной досмотр нужен для двух вещей - вымогания денег и намечания вещей для последующих краж? Из достоверных источников я узнал, что зарплату таможенники получают редко и очень скромную, поэтому они просто вынуждены клянчить деньги, чтобы выжить. Возможностей масса. Как-то раз я вывозил из страны четыре ананаса. Более вкусных ананасов чем в Нигерии я нигде не пробовал и даже не знал, что они могут быть настолько вкусными. Таможенник радостно уцепился и заявил, что вывозить ананасы с верхушками из страны запрещено - разведение ананасов за пределами Нигерии может нанести ущерб ее экономике и создать неправомерное конкурентное преимущество. К счастью, это был мой третий вылет из страны, и я смог убедить его, что еду в холодную Россию и ананасы там не растут. Вообще отношение к России в Нигерии хорошее, надо будет не забыть об этом тоже написать. По поводу второго - в газетах писали про группу, которая крала электронику из багажа вылетающих пассажиров. Наверняка, они точно знали где искать.
В следующем выпуске - условия и особенности проживания белого в Нигерии.