До 20-х годов ХХ века балийская живопись ограничивалась лишь религиозной тематикой, украшение календарей и созданием кукол для традиционного театра теней Wayang Kulit. В основном, предметом живописи служили сказки и мифы, а также классическая индусская буддийская культура. Картины использовали для украшения храмов и дворцов местных правителей.
Традиционный стиль Kamasan
Стиль Kamasan назван в честь деревни, расположенной в регентстве Klungkung. Kamasan является самым старым стилем традиционной балийской живописи. В основе его лежит классический стиль изображения героем театра теней, корни которого уходят к Империи Маджапахит (о. Ява).
История
Время правления короля Waturenggong (1500 - 1559 гг.) считается «золотым веков» развития острова Бали. Согласно легенде, король Waturenggong прослышал про неземную красоту принцессы Blambangan с острова Явы и решил к ней посвататься. В ответ принцесса отправила королю художника, чтобы тот запечатлел портрет жениха. Однако отец принцессы тайно велел художнику изобразить Waturenggong уродливым. Увидев портрет, принцесса отказалась выходить замуж.
Waturenggong был в бешенстве от отказа и решил завоевать королевство Blambangan. Когда покорив королевство, воины вернулись домой, но многие из них привезли среди прочего и ящик со знаменитыми кожаными куклами для театра теней, известных как wayang. Так в 16 веке на острове Бали зародился стиль Kamasan.
Особенности
Изображения в стиле Kamasan двухмерные, иконографические, в строгом соответствии с правилами и традициями. Например, по используемым цветам, головным уборам и даже направлению взгляда можно определить характер и статус изображенного человека. Знатный человек всегда изображался с выпученными глазами и клыками.
Для красок используются натуральные пигменты. Белую краску получают из перемолотых костей животных, оттенки серого - из сажи, а другие цвета - из глины и измельченных камней.
Современные последователи
Одним из самых значительных художников в стиле Kamasan в настоящее время является I Nyoman Mandra (1946 года рождения). Он учился у лучших мастеров: его дед был одним из самых именитых балийских художников в 19 веке, а дядя, I Nyoman Dogol, - в 20-м. Mandra, во многом, обогатил традиционный стиль. Его работы более пропорциональны и структурированы, однако сохраняют традиционную эстетику. Также I Nyoman Mandra сделал огромный вклад в сохранение традиционного стиля Kamasan. Он основал sanggar, традиционную школу, где дети знакомятся с основами традиционной балийской живописи.