Чтоб поехать на Русборг

Apr 17, 2009 22:23


Не каждому реконструктору выпадает случай в какой-то момент начать все сначала. Потому что вещи имеют свойство накапливаться и обычно речь идет лишь о совершенствовании и расширении комплекса одежды и вооружения. Но естественный износ материалов, а также алчность полностью лишили нас одежды, являвшейся реконструкцией условно европейских костюмов эпохи викингов, что дало нам прекрасную возможность начать новый проект, как говорится, с чистого листа.
Нам хотелось не просто «сделать новую тему», т.е. реконструировать какой-либо еще малоосвоенный период или регион, но реализовать при этом те методики и подходы, которые нам кажутся правильными, а именно:   комплексная реконструкция конкретного человека в конкретном времени и месте (насколько это возможно по имеющимся данным); поиск прежде всего своеобразия и отличий реконструируемого костюма от одежды соседних регионов и ближайших временных периодов; изучение максимального количества источников, прежде всего, археологических находок и изображений и, по возможности, развенчание мифов и стереотипов, сложившихся о раннесредневековом костюме; изготовление вещей, существование которых подтверждено источниками, но при этом необычных (их интереснее делать).

По ряду причин, не в последнюю очередь касающихся нашего увлечения исторической кухней, нас заинтересовала эпоха расцвета Сицилийского королевства с момента объединения Апулии и Сицилии под властью Рожера II (1130 год) до того, как власть над королевством перешла к немецкой династии Гогенштауфенов (1194 год).

Основным источником по истории нормандского завоевания Сицилии являются сочинения Дж. Норвича («Нормандцы в Сицилии» и «Расцвет и закат Сицилийского королевства»). Кратко заметим, что о. Сицилия являлся точкой пересечения основных средиземноморских торговых путей. В течение менее 100 лет нормандцам, используя выгодное стратегическое положение региона и собственную военную мощь, удалось построить одно из наиболее развитых государств в мире того времени, оставившее богатое архитектурное наследие и оказавшее влияние на культуру Европы более поздних периодов, само, впрочем, испытав влияние арабов, владевших Сицилией до нормандцев, и соседней Византии.

Разработка совершенно новой темы, к тому же скудно освещенной в научной литературе (особенно это касается материальной культуры), разумеется, представляет определенные сложности и требует достаточно большого времени не только на предварительный поиск информации и изготовление вещей, но и на апробацию их на фестивалях и последующее уточнение комплекса, его доработку и дополнение необходимыми деталями.

Поэтому в качестве базы, на основе которой впоследствии будет сформирована реконструкция костюмного комплекса означенного периода и региона, был выбран чуть более ранний эпизод нормандского завоевания Сицилии, а именно 1040-е годы - время активного завоевания нормандцами Италии, за которым последовал захват острова и образование Сицилийского королевства. Т.е. речь идет о первом поколении нормандских захватчиков, только что прибывших из Европы и еще не успевших перенять местного стиля одежды. Стоит отметить, что нормандцы делали это очень быстро. Викинги получили земли в Нормандии в 911 году, а уже в 1017 первые нормандские наемники сражаются против Византии в Южной Италии. При этом люди, чьи отцы еще могли лично знать Ролло, ставшего герцогом Нормандии, уже полностью ассимилировались с населением Европы, приняли христианство, согласно изобразительным источникам, носили европейское платье, строили замки и церкви в европейском архитектурном стиле. Еще более радикально внешне они отличались от образа викинга, распространенного в современной реконструкторской среде.

Таким образом. На данном этапе мы представляем реконструкцию (нашу собственную версию) комплекса гражданского (без оружия) костюма нормандца из небогатых дворян, не владеющего собственной землей в Нормандии и поэтому охотно участвующего в завоевании Италии (1040-е годы), дающего ему шанс разбогатеть, завладеть землей и прославиться. А также реконструкцию костюма замужней женщины среднего достатка, живущей в Нормандии в тот же период.

Основными источниками являются изобразительные, сделанные на территории Европы (Франция, Англия, Италия), в том числе скульптуры, украшающие архитектурные памятники, а также археологические материалы XI-XII вв. Мы считаем допустимым привлечение данных о костюме XIII веке в том случае, например, когда археологическая находка более позднего периода показывает конструкцию предмета одежды, изображенного в более ранних манускриптах, иконах, статуях. Т.е. это касается распространенных типов одежды, существовавших на протяжении двух-трех веков, но зафиксированных в разных по типу источниках.

Костюм мужчины состоит из длинных чулок, коротких чулок-гольф или обмоток, нижних штанов, нижней рубахи, верхней рубахи, ботинок, пояса с кошельком, плаща, сумки и шапки.

В костюм женщины входят короткие чулки-гольфы, нижнее платье, второе платье, верхнее платье, ботинки, пояс, головной платок.

Мужская нижняя рубашка

лен

За основу взята сохранившаяся и близкая по времени к нужному периоду нижняя рубашка (камиза) архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета (или приписываемая ему). Она датируется началом - cерединой XII в.




Мужская верхняя рубашка
шерсть

Целые шерстяные рубашки, датированные периодом 1050-1150 годов найдены в Дании. Крой их однотипен (за исключением проймы) и аналогичен крою и рубашки Томаса Бекета, и рубашки из Бокстенского болота (1300 год), и еще ряду находок разных эпох и народов. Мы выбрали туникообразный крой с овальной проймой, как на датской рубашке из Мозелунда.




Судя по изображениям, распространенным способом отделки верхних рубах были нашитые полосы цветной ткани (контрастной по отношению к ткани рубахи) на вороте, манжетах и подоле. Это можно увидеть на изображених гобелена из Байе или, например, на этой миниатюре.




Нижние штаны
лен

Они же брэ. К сожалению, источников на этот период мы пока не нашли, однако костюмы любых периодов и регионов, предполагающих ношение шосс, включают также и подштанники-брэ - короткие прямые, довольно широкие штаны, прямого кроя, к поясу которых, собственно, шоссы и подвязываются. И конструкция бременских шосс, и шосс из Бокстенского болота подразумевает их подвязывание к поясу брэ.

Материал лен.

Информация о чуть более поздних брэ.

Мужские   высокие чулки
шерсть
Проще говоря, шоссы. Основанием для их использования является ковер из Байе и другие изобразительные источники, которые не показывают сколько-нибудь широких штанов, а лишь облегающие ногу одежды. Крой основан на археологических находках - Бременских шоссах (1200 год). Аналогичный крой имеют шоссы из Бокстенского болота (1300 год) и ряд низких чулок, о которых чуть позже.

 
Мужские низкие чулки-гольфы или обмотки
шерсть
Судя по изобразительным источникам, поверх чулок могли не надевать ничего, могли наматывать обмотки (см. ковер из Байе) или короткие чулки-гольфы.
Последние есть на ряде изображений, а также среди археологических находок. Как правило, они богато украшены, датируются началом - серединой XII века и принадлежали знати или духовенству. Их крой аналогичен описанным выше высоким чулкам.




В костюме будут присутствовать и короткие чулки, и обмотки, предполагается носить их попеременно.

Плащ
шерсть
Плащи неоднократно изображены на ковре из Байе. Сохранилась также коронационная мантия короля Рожера II. Конечно, она сильно отличается по отделке, но дает представление о конструкции.



Шапка
шерсть 
На многих изображениях встречается забавная шапка формы, известной еще со времен античности - так называемый фригийский колпак.


 
Ботинки
Кожаные ботинки, сшитые по археологическим находкам, опубликованным в книге «Stepping through time».

Пояс, сумка (кожа)
Можно заметить, что на изображениях интересующего периода на поясе, как правило, нет ни сумочек-кошельков, ни ножей. Возможно, их носили под одеждой или под складками одежды. В нашей реконструкции присутствует кожаный двуслойный пояс (пряжка реконструирована на основе археологических находок), а сумка с длинным ремнем носится через плечо. Такие сумки присутствуют в изобразительных источниках.




В конечном итоге общий вид костюма видится примерно так. На наш взгляд, эта миниатюра 1030 года показывает характерный облик богатого жителя Центральной Европы конца XI века.



Библиография
Bockstensmannens Dräkt. Sophias Ateljés Förlag, 2005. 68 p.
Норвич Дж. Нормандцы в Сицилии. Второе нормандское завоевание. 1016-1130. М.: Центрполиграф, 2005. 367 с.
Норвич Дж. Расцвет и закат Сицилийского королевства. Нормандцы в Сицилии. 1130-1194. М.: Центрполиграф, 2005. 399 с.
Граветт К., Николь Д. Норманны. Рыцари и завоеватели. М.: Эксмо, 2007. 256 с.: ил.
Else Østergård. Woven into the Earth: Textile finds in Norse Greenland. Aarhus: Aarhus University Press, 2004. 300 p.
Dress Accessories. C. 1150 - c. 1450. The Boydell Press, 2002. 410 p.
Textiles and Clothing. C. 1150 - c. 1450. The Boydell Press, 2006. 224 p.
Сайт http://www.personal.utulsa.edu/~marc-carlson/.
Hald M. Ancient Danish Textiles from Bogs and Burials. The National Museum of Denmark. 1980. 398 p.
Marshall C. Buckles through the Ages.
Gravett Ch. Norman Knight.  Osprey. 2000.
BM Townsend. Introduction to 12th Century Western European Clothing. 2007.
BM Townsend. Serpentine braids or Straight as a Scabbard. 2007.
Stepping Through Time: Archaeological Footwear from Prehistoric Times Until 1800.

реконструкция

Previous post Next post
Up