"Ты помнишь как всё начиналось? Всё было впервые и вновь.."

Jan 21, 2016 09:19

Не так давно обнаружил, что тот блог, который я вёл ещё до регистрации в ЖЖ, скончался.. А вместе с ним и уникальные материалы середины "нулевых" годов. Один из таких - небольшой дневник моего самого первого велопохода, в августе 2006 года.



Фактически это был ПВД - 3 дня. Но, тем не менее, тот наш поход дал толчок развитию велотуризма в Сибири, что, несомненно, было приятно. Мы были первыми среди велотуристов, кто показал как связать два географических региона - степи Хакасии и тайгу Горной Шории (и далее Алтай). Многие туристы затем снова прошли наш путь, многие пошли ещё дальше, развили тему, так сказать..
И вот, копаясь в папках своего старого "винта" на компе, я обнаружил черновик этого отчёта и фотографии. Перечитать, вспомнить всё, было очень интересно, и я решил опубликовать.
Интересно теперь перечитывать себя "образца" 10-летней давности. )) Другой слог, другое отношение к жизни, другое восприятие велотуризма.. Неправильное восприятие велотуризма! Ряд обстоятельств (рюкзак-заплечник, слабая физическая подготовка) привели к тому, что выводы после похода были сделаны совершенно неправильные, и это затормозило в дальнейшем развитие меня, как велотуриста, на долгих 5 лет. Это сейчас я считаю, что велопутешествия - это лучшее, что доступно человеку - а тогда.. Впрочем, читайте!

*************
После поездки на одометре 199.9 км..
Крутнуть что ли колесо, до ровной красивой цифры догнать?.. ;)
Вобщем, собрались в походик вдвоём со знакомым, Василием Кулаевым, из Новосибирска. Можно было бы клич на форумах бросить и собрать большую толпу, но не захотелось этим плотно заморачиваться, т.к. места предстояло пересечь неизвестные, режимные (зоны, лесозаготовки, золотые прииски), к тому же сами мы неопытные, как-то боязно собирать незнакомых людей разного уровня. Кому-то вдруг не понравится или в группе несовместимость психологическая возникнет..
Планировали так: до посёлка Балыксу из Междуреченска доезжаем на электричке и крутим педали считай через всю Горную Шорию назад в Междуреченск. Через посёлок Ортон. По карте прикинул, порядка 150 км получилось.
4 августа 2006 г. 1-й день.

Поход наш начался в посёлке Балыксу республики Хакасия. Начало дороги, вплоть до посёлка Николаевка хорошо знакомо - вот уж лет 20 периодически появляюсь там в сентябре месяце, шишек кедровых пособирать.



1. В посёлке Ортон

И каждый раз манили в даль те две дороги, что идут дальше полузаброшенной Николаевки.. По карте - одна дорога ведёт на посёлок Неожиданный, другая аж в Таштып, через дальние дали, перевалы и реки.. Что там? Какие неожиданности преподнесёт посёлок Неожиданный? Какие красоты откроет перевал на Таштып?. Загадки эти будоражили сознание долгие годы, и вот я наконец решился проехать там на велосипеде. Раз уж джипа нет..
В Балыксе у местного охотника уточнили маршрут. Ехать на Ортон нужно сначала по дороге на Таштып до ручья Весёлый. Там свернуть вправо и через перевал попасть на речку Фёдоровка, где в настоящее время ведётся активная разведка и разработка золотого месторождения. Как россыпного так и рудного. А через посёлок Неожиданный дороги считай нет. Когда-то, говорят, была, но болото её в конце концов победило..
Сам посёлок Балыксу в последнее время оживает. Видимо связано это с промыслами и строительством автодороги, которая свяжет напрямую Кузбасс и Хакасию. Дорога будет проходить аккурат там, где мы ехали в этот раз и свяжет Аскиз, Балыксу, Ортон, Междуреченск и Таштагол. Активные работы по строительству идут пока только на хакасской стороне, кузбассовцы свою часть трассы пока не торопятся строить. И вообще, построят ли? И хорошо или плохо будет, если таки построят? Ведь тогда на Поднебесные Зубья народ будет ездить шашлыки жарить.. И так уже этот уникальный уголок природы подвергается чрезмерной "рекреационной нагрузке", народу туда прёт чересчур много.. Да ладно бы просто народу, а то ведь и нечистые на руку людишки потянулись и в итоге воровство вещей у туристов стало привычным делом.. Можно с уверенностью сказать, что Зубья поразил кариес, кариозные монстры атакуют.. И какой блендамед применять против заразы не понятно...



2. Дорога из Балыксу до Николаевки

Долина речки Балыксу изуродована драгой. И здесь добывали золото.. Но, если в районе Николаевки природа уже затягивает раны, как никак прошло четверть века с момента прекращения разработки, то в районе ручья Весёлого сплошные кучи гравия, здесь ещё 6 лет назад кипела работа по добыче презренного металла.



3. Поворот на Вершину Тёи, Аскиз

На 16-м километре поворот новой строящейся дороги на Аскиз. Нашли даже колышек с ленточкой, видимо он обозначал начало строительства.. Хакасы работают очень активно, камазы с гравием шныряют один за другим. Многие водители большегрузов приветственно машут руками, сигналят клаксонами. Что ни говори, а в дальней дали, в тайге отношения людей более тёплые и открытые, чем в каменных джунглях городов..
Затем долина реки Балыксу расширяется. В далеке виднеется массив горы Куль-Тайга. На склонах его видны снежники. Простор! Было бы всё очень красиво, если бы не лунный ландшафт, созданный драгой..
До ручья Весёлого 22 километра от станции. Эта часть пути едется легко и приятно по хорошо укатанному грейдеру. По всей дороге знаки, указатели (кроме указателя непосредственно на Ортон, тут его нет, нужно ориентироваться самому где свернуть), километровые столбики..
Возле устья ручья Весёлый, перед первым на нашем пути бродом, отдыхаем. Подъезжает местный дядька на мотоцикле. Беседуем. Мы рассказываем про велосипеды, он нам про дорогу, про местное житьё, чего тут делали как жили и работали золотари.. Услышал от него интересную фразу про то, что снега зимой здесь не больше 3-х метров, а вот в районе Ортона до 5 метров, видимо, говорит, там железа в земле и воде больше.. Интересно, как связано содержание железа с количеством снега?.



4. Отдых перед подъёмом на первый перевал



5. На подъёме на перевал, к Фёдоровке - взгляд назад, на долину Балыксы

Вдоль ручья Весёлого дорога идёт с набором высоты. Тяжко ехать. В самых верховьях начинается крутой подъём на перевал. Здесь идём пешком.



6. Дорога вдоль Фёдоровки. Точнее прям по протоке Фёдоровки

За перевалом начинается Кузбасс и ужасная дорога. Весь участок от вершины перевала до самого посёлка Ортон ужасен!. Дорога во многих местах проложена прямо по руслу речки. Видимо местные когда строили порешали фигли нам военным-красивым-здоровенным, в русле деревья не растут, не мешаются, мы тут щас бульдозером своим подравняем, нехай люди ездят и радуются.. В нашем лице намерения дорожных строителей не нашли одобрения. Когда речка течет по дороге, вода вымывает песочек, оставляя булыжники средним размером с дыню. Вот весело на велосипеде-то попрыгать!. Хорошо ещё едем вниз, а не вверх..



7. Обеденный привал в верховьях Фёдоровки

А сколько там земляники!. (в смысле ягоды) Сначала нас просто преследовал этот прекрасный запах, потом открылись и ягодки. Просто удивительным образом действует земляника! Пара горстей ягод земляники - и ты крутишь педали с новой силой, как будто второе дыхание пришло!. Потрясающий "энергетик"!
По дороге попался весьма не мелкий брод, выше колена, через довольно широкую уже в этом месте речку Ортон. Аккуратно перенесли вещи.



8. Местами дорога вполне приличная. Местами...

Проехали брошенный посёлок Большой Ортон. Ржавые железки, горы гниющих опилок на месте пилорамы, рухнувшие избушки и в одном месте бодренький, целёхонький аккуратненький заборчик из реек.. Нет уже "усадьбы", возможно и хозяев-то в живых уж нет, а заборчик словно просит: "покрась меня". Тяжкое зрелище..
После брошенного посёлка дорога уходит от реки Ортон и преодолевает ещё один перевал. Здесь нет речки прямо под колёсами, но видно, что местами в половодье вода успевает хорошенько промыть дорогу, в итоге остаются всё те же крупные булыжники.
Ещё в брошенном Большом Ортоне привязалась одна фраза из песни. В мозгу воет КиШ: "Там призраки живУУУт!." Хочется завыть в такт. От всего! От только что увиденной гнетущей картины брошеного посёлка, от убитой дороги, которая идёт всё круче и круче вверх и конца подъёму пока не видно, от того, что уже солнце садится, а стоянку сделать негде - кругом ручьи, камни, болота и заросли кустов и осоки.. Устал настолько, что круги поплыли перед глазами.. Бросаю педалить, поднимаемся дальше пешком..
Начался по дороге какой-то движняк. Проехал Урал без номеров с грузом железа (скоро все брошенные зоны и посёлки сдадут на металлолом), Камаз с грузом оцилиндрованных брёвен (кто-то захотел себе виллу, с комфортом на природе водочку пить), пара джипов, ещё пара джипов. Последний в колонне останавливается, коротко расспрашиваем кто куда.. Мы-то понятно куда - в щебеня, 150 вёрст по говнАм.. А они, оказывается, на джипах - экспедиция новокузнецкого клуба 4х4 через Хакасию в Туву и далее в Алтай. Круто! Молодчаги!
Потом притормозил мотоцикл с коляской, на нем двое мужиков в камуфляже и с ружьями. Сами из Ортона. Молчком разворачивают бумажку. Глядя на их суровые лица я уж было подумал, что сейчас будет разговор о том, что нам тут не место.. Но оказалось всё гораздо интересней. Бумажка была аналогичной тем, какие иногда увидишь в американских вестернах, на которых обычно пишется "!!WANTED!!".. Портрет на бумажке типичен. По ходу все наши, русские, кто "!!WANTED!!", на одно лицо..
 - Не видели? - спрашивают..
 - Нет, - говорим, - а чего?
 - Да, сбежал, - отвечают. - Но вы не волнуйтесь, он не вооружен, да и не здоровяк, вы вдвоём справитесь. Если где встретите, тащите к нам..
Через пятнадцать минут останавливается ещё один мотоцикл, на нем двое парней, говорят, поехали догонять оперов, сказать, что поймали беглеца.. Уезжают вниз под горку не заводя двигатель..
А мы молчком, с мыслями о превратностях человеческих судеб достигаем седловины перевала.. Здесь ещё доза придорожной земляники (пыльная, ну и пусть!.) и вниз..
На спуске участки "дыных полей" разнообразят глубоченные лужи во всю ширину дороги. После двух перевалов я настолько устал, что нападает какой-то пофигизм. Начинаю влетать в лужи глубиной по колено с полного хода, на скорости. Иногда не удаётся выкрутить педалями из очередного мутного водоёма, особенно там, где на дне уже надоевшие камни-дыньки. Соскакиваешь в муть по колено и выходишь пешком - ни асилил.. ;)
В итоге на ночевку встали в каких-то щебенях, в первом попавшемся месте, где можно было воткнуть палатку. Тут и оперА подъехали, посидели у костерка маленько, потрындели с ними за жизнь.
Ночью спал как убитый, снов не видел, однако по утру чувствовал, что тело недостаточно отдохнуло.
5 августа 2006 г. 2-й день.

С утра привязалась песня "С одесского кичмана бежали два жигана". Видимо вчерашние встречи и беседы у костра поспособствовали, а также совсем уж неотдаленность мест, не столь отдаленных..
Погода с утра испортилась. Пасмурно, сплошная облачность, периодически дождик накрапывает.



9. Разрушенные мосты - не редкость. После вывода "зон", дорога выше посёлка Ортон теперь не обслуживается



10.

Когда поехали, оказывается, что мы буквально 3 километра не доехали до речки Ортон и до красивых мест.
Ура! Дорога резко улучшилась!



11. Красивые места перед посёлком Ортон

Вы наверное уже догадались, что в посёлке Ортон находится колония? На КПП в посёлке, до которого домчали за полчаса, дежурил один из тех ребят, что вчера встретились. Обрадовал он нас тем, что дальше дорога нормальная. И правда, вдоль речки Колос грунтовка широкая, укатанная, появились километровые столбики, знаки дорожные.. Правда иногда из дороги поперёк выступают брёвна - дорога проложена по старой гати..



12. Дорога Ортон - Междуреченск в долине реки Колос (ударение на 2й слог)



13. Вид с моста через речку Колос



14.



15. Фотофакт велопутешествия с заплечником

Через 15 км от посёлка начинается подъём на самый большой на нашем пути перевал. Через массив горы Изыгаш, поднимаясь на километровую высоту над уровнем моря, дорога переваливает в долину одноимённой речки. Набор высоты порядка 500 метров. Почти всё время идём пешком. На подъёме отдыхали раза три, подкреплялись глюкозой..



16. Поднимаемся на перевал Изыгаш



17. Вид с дороги на перевал

Спуск с перевала Изыгаш стал изюминкой всего похода! Первые 7 км проскочили за 14 минут. Дух захватывает! Весёлый даунхилл! Правда приходится часто тормозить - ухабы, всё те же поперечные брёвна старой гати кое-где вылезли, да и вообще дорога не известная, страшновато лихачить с увесистым рюкзаком за плечами..
Всего спуск длиной порядка 15 км. В конце него остановились пообедать и тут я замечаю конкретный рамс! Оказывается где-то на спуске я продавил вилку до отбойника и её в таком положении заклинило. Зашибись, приехали! - подумал тогда я.. Но всё оказалось совсем не страшно, вылечили вилку ударом куска нашедшейся поблизости железной трубы, сверху по колесу - я держал вел на вису, а Вася бил. Таким образом наличие техногенного мусора обернулось для нас благом. Качусь дальше аккуратнее..
Через совсем непродолжительное время начинается подъём на очередной перевал. Четвёртый по счету и второй на сегодня. Дождь ливанул как из ведра. Загрустил я.. Блин, до чего же тяжело с рюкзаком на веле!. Налегке я бы тут на 1-3, 1-4 крутил и крутил, не горевал, а с грузом на 1-1 задыхаюсь.. Снова круги перед глазами. Снова спешиваемся. Пока идём, беседуем - в горячем споре с Васей, стОит ли вообще ездить в велопоходы, всё-таки преодолели перевал и почти не заметили как дождь закончился и солнышко выглянуло. В ходе диспута я утверждал, что лучше вообще-то из машины на природу смотреть, вон даже "десятка" и "волга" тут смогли проехать, нахрена мы тут мыкаемся, мазохисты!. Вася же был со мной не согласен, и утверждал, что повкручивать педали полезно и плевать чего про нас думают те, в машинах..



18. На последнем на нашем пути перевале запарковался большой грейдер. Вот кто портит нам дороги! )))

На спуске с перевала пробил колесо. Кстати, я не сказал, что собираясь в поход, я забыл самое главное в велопутешествии - насос!. Точнее я его попросту не нашел дома когда собирался. Куда подевал, понять не могу.. Сначала уже было решил плюнуть и поехать на свой страх и риск, но на станции, в Балыксе, увидел компанию байкеров, отправляющуюся на Казыр и попросил насос у них, чтоб нам с собой дали. Ребята сами из Новокузнецка, вернуть им вещь без проблем, поэтому они нас охотно выручили, не взяв в залог денег. Угостили девочек из их компании шоколадкой только и всего. Все берите пример с таких туристических отношений! По итогу, насос пригодился..
Сегодня, как и вчера, ехали почти до 9 вечера.
6 августа 2006 г. 3-й день.

Ночью почему-то проснулись часа в 4, давай костёр жечь, чай швыркать, за жизнь трындеть.. Романтику нарушала лёгкая тошнота. Даже попытался поблевать. Практически безуспешно. Уж не знаю, что со мной, может перетрудился..
Ловлю себя на мысли, что давно уже так не сидел в предрассветное время у костра.
Когда начало светать, завалились в палатку снова, сны досматривать.



19. Речка Майзас в месте нашей второй ночевки

С утра никакая песня не привязалась. Зато тоска напала и чувствую дикую усталость. Уже хочется пива и мяса жареного. Рановато.. В пешем или там лыжном походе начинаешь об этом думать через неделю где-то. А тут на третий уже день. Вообще, видимо, в велопоходе всё гораздо быстрее и тяжелее. Никогда я так не уставал! Всегда считал, что самый тяжелый вид туризма - это лыжный. Глупец! Самый тяжелый вид туризма - велосипедный!..



20. Один из мостов через Майзас тогда ещё не восстановили - машины ехали в этом месте речку вброд (мелкий)



21. Доехали до посёлка Майзас

До Междуреченска осталось совсем немного, можно не торопиться. Выезжаем в 11 утра и едем совсем не торопясь.
Через Томь проехали по понтонному мосту. На бережку отдохнули, помыли велы и поехали в сторону станции. Впервые в нашем походе выехали на асфальт.



22. Возле понтонного Моста в Майзасе



23. Помывка велов в р.Томь

Велы скрипят, хрустят - 150 вёрст по говнАм сказываются.. Вася до похода мазал цепь и механизмы хитрой смазкой на основе тефлона. Это не сделало его беззаботным счастливчиком. Весь тефлон вымылся ещё на болотах Ортона и притоков, и сейчас у него цепь подёрнулась рыжим налётом ржавчины и в роликах заднего переключателя поселился сверчок. Я же мазал всегда цепь маслом. У меня ржавчины нет. Зато есть битум из масла и грязи, цепь хрустит, ролики так же свистят и похоже задняя втулка шумит. В общем, велы по итогу похода нуждаются в полной разборке, промывке и смазке..



24. В электричке по дороге домой

В городе были в 15 часов. Взяли пиффка местного непастеризованного и в 15:40 уже сидели в электричке и ехали в сторону Новокузнецка.
По ходу вспоминаю, что не взял ключ от квартиры. (Экономия веса рюкзака доходит у туриков порой до маразма!) А дома наверняка никого нет. Благоверная тоже в походе, но, как белый человек, она двигалась на выходных пешочком и уходила не в такие щебеня. Тёщча на грядках само собой.. В общем оставил рюкзак у соседки и оставшееся время до поезда в Новосибирск, куда должен был отправиться Вася, таскал его по районам нашего рабочего посёлка и по нашим байкерским местам. Вася впечатлился количеством байкеров, сказал, что Новокузнецк поистине байкерский город.



25. Виды Новокузнецка



26. Виды Новокузнецка

Заехали с ним на гору Соколуху. Тем самым это получился у нас уже пятый переваал, хотя он по перепаду отстаёт от уже пройденых. Там наверху есть обзорная площадка, откуда виден практически весь город. Ещё там присутствуют сосновые лесопосадки с дорожками, где очень любят гонять наши местные байкеры.
И как финальный аккорд похода - скоростной спуск с Соколухи, разбрызгивая грязь!. А че - по говнАм, так по говнАм до конца!. ))
Итоги

В общем, прошли походец. Тяжелый зело. 3 дня. 165 км по говнАм, 15 км по асфальту. Средняя скорость по показаниям велокомпа 11 км/ч. Минимальная 3 км/ч (пешком в перевалы), максимум 55 км/ч (сответственно, на спусках с перевалов). Всего перевалов 4 штуки, по 2 в первые два дня. Один из перевалов с перепадом 500 метров, поднимались на него 2 часа.
Очень сильно понравился перевал Изыгаш! (который как раз самый высокий) Ещё бы съездил туда с автоподдержкой, исключительно за ради спуска.
Ехали на велах фирмы GT. У меня кастомный Avalanche 2.0, у Васи Avalanche 1.0 магазинной комплектации.
Выводы. Рекомендации.

Главный вывод и рекомендация - не ходите вы вообще в эти велопоходы! Что за дурдом - потеть, страдать, превозмогать боль и судороги, задыхаться от нагрузки до потемнения в глазах, и всё это там, где можно посмотреть на природу из салона автомобиля!. Ужос!. Я, конечно, может сейчас отдохну и передумаю насчет целесообразности велопоходов, а пока ничего не хочу! Только однодневные велопрогулки с бутербродом в кармане..
А так, вообще, если кто пойдёт ещё нашим путём, советую ехать именно из Балыксы в Междуреченск а не наоборот. Балыксу метров на 150 выше Междуреченска над уровнем моря, соответственно, общий набор высоты будет меньше, да и подъёмы с той стороны заметно короче все, хотя и круче.
Вел берите покрепче! Думаю, что вел уровня ГТ Тимберлайн крякнет ещё на спуске с первого перевала, к Федоровке. Полагаю, навеску надо иметь уровня Deore, не ниже, покрышки толстые, обода крепкие, тормоза надёжные, шатуны прочные, вилку мощную..
Удачи вам и берегите себя!
Ни одно распрекрасное место на Земле не стОит вашей жизни и здоровья.

Аркадий Мотовилов, Новокузнецк, август 2006.

Горная Шория, Хакасия, велосипед, архив, велотуризм

Previous post Next post
Up