На самом деле в нашей жизни не так часто случаются открытия. Сузим тему - музыкальные открытия. К таковым я могу отнести для себя Queen, когда году примерно в 95-м я впервые осознанно услышал The Show Must Go On (в том смысле, что, понимая, чья эта песня и как она называется). До этого была Yesterday Beatles, примерно одновременно с шедевром в исполнении Freddie Mercury для меня была открыта и запеленгована Still Loving You Scorpions. Это всё вещи с несомненным эпитетом outstanding, т.е. выдающиеся и резко выделяющиеся на фоне всех остальных «звуковых волн».
Да, несомненно, во второй половине 90-х для меня был открытием Stratovarius - я
рассказывал ранее, как это случилось.
Вместе с тем в части Nightwish я достаточно долго отдавал себе отчет в том, что такая группа есть - ею увлекался ещё один мой старинный институтский друг, впоследствии - коллега и кум. Я отдавал себе отчет, что, грубо говоря, синтез Stratovarius и оперного вокала - это крутой эксперимент. При этом чуть позже, когда вышел альбом Once, его заглавный хит Wish I Had An Angel также попал в моё поле зрения, благодаря уже другому будущем куму :) Тем не менее, сама группа оставалась для меня «одной из многих», пусть и весьма крутых.
Ситуация начала плавно меняться, как ни странно, когда из группы ушла Тарья Турунен, но не в связи с её уходом, естественно, а в связи с выходом их следующего альбома Dark Passion Play и, прежде всего, его заглавной композиции The Poet and the Pendulum. Эта помпезная вещь - эпическое музыкальное полотно на 14 с лишним минут - для меня сразу стало своего рода эталоном музыки где было всё - и металл, и симфония. Да, понятное дело, что симфо-металлических групп достаточно много, но Nightwish заметно выделяется на их фоне. Чуть позже я узнал, что основной автор этого «выделения» - клавишник группы Туомас Холопайнен. Просто запредельный уровень музыкального мышления - я тут же добавил эту композицию на свой импровизированный сборник в машину The Rock of Ages, Vol. 2 (тогда у меня машины ещё не было, а сборник уже был, причем сформированный ещё в Киеве - позже и машина нарисовалась :) - мысли материальны).
Вот тут отступление по формату - эта запись в ЖЖ первая с тегом «топ 10», которая не будет содержать формальной топ-десятки композиций, но будет построена в виде произвольного изложения с обилием ссылок на клипы и живые выступления.
Особенностью текущего времени является серьезный уровень звучания профессиональных групп в рамках живых выступлений. В частности, те же Queen в 80-х и Metallica (даже сейчас, а тем паче в 80-х) сильно уступят по уровню звучания и исполнения своим же студийным работам. В части шоу - всё блестяще - а вот по части, например, исполнения и передачи всей палитры - Bohemian Rhapsody часто делалась упрощенной - её один-в-один воспроизвести проблематично, поэтому шли либо урезанные куски (без оперной вставки и вступления а капелла), либо оперная вставка шла под фонограмму. Со временем живые записи сильно добавили в качестве - подозреваю из-за лучшей возможности поканальной записи - даже мы, любители, в андерграундовом выступлении делали такие эксперименты и потом, постфактум, по таймингу по звуку можно было отрежиссировать всё весьма пристойно. Что уж говорить о профи. Но это я отвлекся.
А вот Nightwish в этом смысле смогли реализовать и свои крупные полотна. Не без фонограммных фрагменов (не в смылсе иллюзии вытспуления, как и у Queen - часть шоу, когда музыканты, например, либо покидают сцену, либо выходят на бенефис), но при этом реализуя вживую и фрагменты, чье живое исполнение виделось проблематичным априори. Начну сразу с места в карьер (никогда не понимал этой фразы - разве что буквально, мол, сигануть в омут не глядя - так и сделаем):
Click to view
The Greatest Show On Earth с крайнего альбома Nightwish The Endless Forms Most Beautiful 2015! Блеск! Это полноценный симфонический формат уровня Рахманинова, Прокофьева, Бетховена.
При этом шоу просто выдающееся - салют синхронизирован с барабанными партиями, используются фолк-инструменты, превосходные пауэр-металл отрезки, сильный как оперный вокал нидерландской исполнительницы Floor Jansen, так и обычный рок-пауэр-металл - чего не доставало на мой взгляд Тарье Турунен - Тарья - классическая исполнительница, подача сильнее у Флоор.
Казалось бы, по отдельности всё это уже таки или иначе было - смешение стилей - Queen, Bohemian Rhapsody; видеоряд на живых выступлениях - U2, нагромождение хэви-металл идей - Blind Guardian. Но так это всё объединить, с элементами полноценного санудтреэка к фильму (а полноценная история, я так понял тут в основе лежит, причем в привлечением профессионального популяризатора науки из серии ВВС - живая природа)
Вот
вторая часть произведения.
Туомас знатно трясёт хайером, как автор сего творения. Мне знаком этот творческий экстаз - я испытал его единожды в жизни при живом исполнении одной из лучших собственных тем - «Жизнь - это смерть…» (там первичным является текст моего друга и другого одногруппника по институту - об этом чуть позже и в другом месте :)). Это было в киевских «Барвах» в апреле 2002-го. Ни с чем не сравнимые ощущения, когда несется вся банда - ритм-секция, синтезаторные слои на октавных String Ensemble, умопомрачительная соло-гитара, а автором и живым соисполнителем всего этого являешься ты непосредственно! Это нечастое ощущение, но пьянит круче любой спиртяки - адреналин в кровь выбрасывается литрами! :) А тогда я ещё и пивка дёрнул для храбрости - вообще улёт вышел :) Ну, или так мне тогда казалось с места непосредственного участника. Позднее многократно выступал, причем с общим уровнем игры получше, но уже воспринмал всё спокойнее, хотя в целом такие моменты качаюти и способны зарядить энергией прежде всего самих исполнителей. Если исполнители не совсем калеки - то, например, когда удар бас-бочки совпадает с басовыми нотами, то кач передается и публике. Что уже говорить о профессионалах, которые способны вызвать просто низкочастотный шквал, сменяющийся гармоничным штилем.
Вот
«оперная дивность» и тот самый «эволюционный видеоряд» - и это всё вживую!
А вот
третья часть - близко к кульминации.
Это действительно прорыв. Отныне для меня Nightwish навсегда закрепляют за собой статус primus inter pares, то бишь первых среди равных. Из ныне действующих - это самая удивительная группа. Часто ловлю себя на мысли, что, мол, нет сейчас групп уровня олдскульных мастодонтов - типа Deep Pruple, Led Zeppelin, Queen, Bon Jovi, Metallica, Iron Maiden. Есть! И на данном историческом этапе! Прямо сейчас! И в их числе безусловно - Nightwish! При том, что современные работы Stratovarius или Blind Guardian - очень высокопрофессиональны и свежи! В нашем русском рок-созвездии ситуация аналогична - Ария, Кипелов - это классика, а Catharsis и Эпидемия - более, чем достойная современность!
Но если вести речь о «спорте наивысших достижений», то Nightwish - это FC Real Madrid, FС Barcelona, FC Bayern Munchen & FC Juventus в одном флаконе, адресуясь к современной футбольной аналогии :)
Такое ощущение, что в какую работу не ткни - везде серьезная идея и оригинальные ходы, оригинальная постановка вопроса:
Endless Forms Most Beautiful:
Click to view
Elan:
Click to view
Storytime (это ещё со второй вокалисткой - шведкой Аннетт Ольсон ):
Click to view
Ну и непременно должна быть и великолепная Тарья Турунен:
Click to view
При этом касательно вокала. Конечно, группа, претендующая на топ-значимость - должна иметь исключительный вокал. Средние исполнительские данные могут любую самую крутую идею сделать средней. Например, ничего не хочу плохого сказать в отношении Брюса Дикинсона - он-то как раз весьма неплох, но… сипловат. Аналогично, кстати, Иан Гиллан или Роберт Плант. Уверен, будь в их составе Клаус Майне из Scorpions или Фредди Меркьюри из Queen - те же темы прозвучали бы гораздо более шедеврально. Есть и обратный эффект - крутой вокалист даже средний по качеству материал сделает как минимум удобоваримым. Вокал - это визитная карточка группы.
У Nightwish с самого начала здесь был вызов - колоратурное сопрано Тарьи Турунен. Подачу компенсировал басист Марко Хиетала. При этом, не имея ничего против Марко лично, если бы пел только он, то даже со всеми заморочками Туомоса Холопайнена Nightwish остались бы одними из многих. Не более. Да, есть из сопоставимого разряда группа Epica (но там мне не нравится второй мужской голос «гроулингом» - я вообще этот стиль не воспринимаю - нужна рок-подача - учитесь у того же Марко, или у Nickelback, или у Blind Guardian), есть Within Temptation - до Nightwish по совокупности они не дотягивают, ИМХО.
Кроме того, когда Тарью поменяла Аннетт, я в шутку говорил, что Nightwish превратились в синтез Stratovarius и ABBA… :) И ничего плохого в этом не видел. Когда же на смену Аннетт пришла Флоор - оперные фрагменты, повторюсь, остались, но хэви-подача стала на порядок круче, чем у Тарьи. Это вывело Nightwish на новый уровень.
И напоследок препарирую ещё одно недавнее живое выступление - The Poet and the Pendulum - та самая крупная форма, которая и обозначила новую тенденцию в творчестве Nightwish:
Click to view
Реально стартует тема, как саундтрек к фильму калибра трилогии «Властелин колец», далее есть
развитие обычной хэви-метал-темы дробь Phantom of the Opera с характерным «
падением по полутонам на припеве»:
Далее, когда форма получает развитие, есть примечательный инструментальный момент, когда, как мне думалось, скрипки а-ля Вивальди «Зима» или Vanessa Mai накладываются на низкочастотный шквал с дисторшн - этот фрагмент - эталон звучания в моем представлении. Это и есть
связь эпох калибра «Моцарт-XXI век».
Что характерно - примечательно, как Туомас это тащит вживую - я ранее думал, что это сугубо струнные приемы игры - возвратно поступательные движения смычком/медиатором вполне понятны, но как это передать на клавишах - ведь частота движения рук должна быть в два раза чаще, чем на струнных инструментах, особенно если идут 32-ноты (если я правильно уловил размерность - настоящий инженер всегда ошибается на порядок :)) Туомас монстр - лупит в те же ноты пальцами двух рук - я и близко не владею подобными приемами! Если партии Фредди Меркьюри с We Are The Cahmpions или с Bohemian Rhapsody я
без проблем воспроизвожу (при должной тренировке), то тут снимаю шляпу - вообще не мой уровень - такие шутки я могу только в миди-забить :) Вот именно этот
момент.
На группу активно в сети начинают появляться каверы - это свидетельствует в пользу того, что постепенно Nightwish превращаются в легенду при жизни:
https://www.youtube.com/watch?v=yEuiwao4TiQhttps://www.youtube.com/watch?v=tI5vXHrM6eghttps://www.youtube.com/watch?v=XCGQiGEYl4Yhttps://www.youtube.com/watch?v=gle_Uv-McZE А значит The Show Must Go On - шоу триває. :)