В этом посте мне хотелось бы выразить наше - моего мужа и мое - отношение к этому вопросу. Я считаю, что только в рамках единого и неделимого государства может быть решена проблема взаимоотношений евреев и арабов. Что жить на этой земле мы будем вместе. Других вариантов я не вижу. Я - против строительства стены, против махсомов. Но все это - пустые декларации, если под ними нет никакой практической базы. Мой муж постарался проанализировать эту проблему и найти практические пути решения. Ему слово:
В десятый раз объясняя кому-то, то левым друзьям, то американцам каким-то, что мы против стены, против махсомов, против двух государств, я понял, что пора сформулировать свою программную позицию, хотя бы в общих чертах. Сразу хочу подчеркнуть, что это моя личная позиция, я не претендую выражать точку зрения правую, оранжевую или еще какую-либо.
В качестве аксиомы я буду исходить из следующей шкалы ценностей:
На первом месте стоит необходимость обеспечить возможность для еврейского народа в Эрец Исраэль жить, развиваться, обустраивать свою общественную структуру (и продвигаться к Геуле).
На втором - всем людям, которых судьба (а мы-то знаем, Кто этой судьбой управляет) поместила на эту территорию, дать некоторую нормальную жизнь, личные права и достоинство.
На третьем и если это не противоречит двум первым - также и национальные, общинные интересы нееврейских жителей.
Понятно, что это наша шкала ценностей. У араба, даже очень положительного, она будет другой, и это совершенно нормально.
Очевидно, что затея двух государств не удовлетворяет никаким из названных ценностей. Нет сил уже повторять всю ее вредоносность. Однако наши левые братья совершенно обоснованно спрашивают: а что вам есть предложить?
Мы предлагаем одно государство для всех его граждан (в отличие от формулы «государство всех граждан», и сейчас я сформулирую разницу).
Это означает, что все жители Малого Израиля + Иудея + Самария должны получить гражданство (террористов надо судить, и по суду - лишать гражданства. Граница понятия террорист - тема для обсуждения).
Все они должны передвигаться, работать, учиться, поступать на госслужбу на всей территории страны.
Все они должны также обладать правом голоса на муниципальном уровне. На общенациональном - см. ниже.
Такое государство служит всем своим гражданам. Но, чтобы не нарушить первой Ценности - не дать государству утратить своей функции дома для еврейского народа - должны существовать защитные механизмы на общенациональном уровне. Я уверен, что многим из арабов можно объяснить, что при всем желании дать им равные права, мы не можем дать им право, даже в отдаленной перспективе, нас отсюда выкинуть.
Возможны теоретически три механизма:
«Латвийская модель» . Палестинцы получают все права + муниципальное право голоса, а право голосовать на национальном уровне - обусловлено экзаменом по ивриту, еврейской истории, присягой на верность - чего уж придумаем. Этот механизм со скрипом, но действует в стране-члене ЕС
«Палата лордов». Во многих странах существует недемократическая инстанция, гарантирующая некоторые параметры конституционного строя - палата лордов в Англии, монарх в Иордании, армия в Турции. Такой инстанцией могла бы стать верхняя палата Кнесета, в которую правом голоса (т.е. гарантированным большинством) обладали бы все евреи мира. Эта палата имела бы только право вето на судьбоносные решения о характере государства, защищала бы Закон о возвращении и проч. А повседневной жизнью управлял бы парламент, в котором евреи и арабы имели бы равные права.
Конфедерация. Евреи голосуют в еврейский кнесет, арабы в арабский парламент, и дальше мы делим полномочия. Эту идею продвигает, например,
http://www.aboutipc.org/AboutUs.htm.
Конфедерация может быть и более сложной, включать Иорданию, иметь отдельные структуры для друзов и бедуинов, и т.д., быть не вполне равноправной - спектр возможностей.
Для того, чтобы всерьез обсуждать эти проекты, нужно сначала объявить - двух государств не будет. Никогда. Точка. Два государства - это катастрофа для нас, а возможно - и для палестинцев. Это путь к большой войне.
После этого надо начинать двигаться. На мой взгляд, можно сочинить «дорожную карту», которая приведет к единому государству лет за 10, но в отличие от Осло - промежуточные этапы должны улучшать жизнь всех
участников процесса, а не ухудшать.
Сторонники этой идеи должны начать требовать, уже на первых этапах:
- свободы передвижения палестинцев по всей территории ЙоШ. Да, да. Я - поселенец - за ликвидацию махсомов.
- права палестинцев въезжать и работать в Израиле. Скажем, на КПП проверяют всех, и если нет специального запрета для конкретного араба - он въезжает и работает. Еще раз, террористы должны сидеть в тюрьме, а остальные - быть «бехезкат кашрут».
- права евреев свободно передвигаться, торговать, работать на территории «автономии».
- демократические муниципальные выборы в городах и деревнях автономии.
- проекта массированного изучения арабского языка и культуры евреями, и иврита и еврейской культуры - арабами. Пусть европейские миротворцы финансируют.
- проект интенсивного сотрудничества полиции автономии и израильской. Совместные патрули. Без дураков. Если мы хотим жить вместе, нам придется привыкать, что араб с ружьем - не обязательно террорист. А арабам - что израильский солдат - не враг и не мишень.
Можно придумать еще много чего. Для начала ищу единомышленников. Меир.
P.S. Просмотрел свежий номер «Некуды» и понял, что идеи эти носятся в воздухе. Попробую прочесть внимательней.