Египет, часть XIV: Каир повседневный

Nov 23, 2014 16:55



Каир на закате, вид на Нил и южные районы города с панорамной площадки Borg Al-Qāhira

На работе оставалась неделя неиспользованного отпуска, поэтому нужно было куда-нибудь съездить развеяться. Сначала всерьез собирался в Афины, но делать Шенген было дико в лом, поэтому протянув до последнего, решил ехать туда, где достаточно поставить визу в аэропорту. Пять лет назад я уже ездил в Египет с круизом вниз по Нилу, тогда мы заезжали в Каир на один день, потратив всего пару часов на пирамиды и другую пару на Египетский музей, что явно недостаточно. С тех пор я путешествую без тур-компаний, самостоятельно покупая билеты и бронируя отели. В рамках поездки я обошел интересующие меня места средневекового Каира, полазил по пирамидам Гизы, Саккары, Абусира и Дахшура, потратил день на Египетский музей и просто погулял по городу, от бедных восточных районов примыкающих к Цитадели до европеизированных улиц западного берега. В этом посте я напишу про о впечатлениях от египетской столицы. Посему, это часть номер четырнадцать - я продолжаю путешествие, начатое еще пять лет назад.



Уличное граффити где-то на восточном берегу

Я не решусь утверждать, что Египет сильно изменился за пять лет - скорее это я куда глубже погрузился в повседневность жизни крупнейшего города арабского мира. Конечно, за это время произошла революция 2011 года, кратковременное правление исламистов и военный переворот, вернувший страну примерно к временам Мубарака, только без явного лидера, персонифицирующего текущий режим. Сейчас это проходит, хотя последствия совсем недавних событий видны на улицах столицы в виде обилия полиции, армии и военной техники на улицах города, основательно забаррикадированных государственных учреждений и полицейских участков. Но в целом на арабских улицах с их постоянной суматохой сейчас все совершенно спокойно, и только по пятницам, в день традиционной молитвы полиция особенно нервна и подозрительна.






Это вообще-то снимать было нельзя...

Выбирая место для пребывания я изначально ориентировался на европеизированный западный берег реки с более простой сеткой улиц для ориентирования. Concorde Hotel Dokki на улице Тахрир оказался идеальным вариантом с географической точки зрения, в радиусе десяти минут пешком от него располагались станция метро, несколько приличных ресторанов на берегу Нила, супермаркет, оживленная магистраль, где достаточно махнуть рукой таксисту, и даже российское посольство с культурным центром за компанию. Три звезды со скверным завтраком, но есть розетки (и даже переходник!), горячая вода, каждодневная уборка, холодильник - вполне нормально для недельного проживания, все равно уезжаешь утром и приезжаешь вечером уже в сумерках. А так как это Восток, то, например, найти на полдня машину с водителем для загородных поездок оказалось легко - у отеля всегда есть свои прикормленные помощники для подобных задач.










Улица к западу от Нила и вид на Тахрир от входа в мой отель

Супермаркет и рестораны - это сильно необходимая вещь в условиях Каира. В городе нет общепита среднего уровня, нечто вроде "Елок-палок" между приличным рестораном и шаурмой на улице. Местные забегаловки все как одна грязные, людные, с кучей мух и мусора вокруг, и в отличии от Стамбула питаться уличной едой я не решался. На берегу Нила много спортивных клубов - для среднего и высшего классов египетского общества состоять в спортивном клубе является необходимым элементом престижа, по членству судят об уровне твоей крутизны. В этих спорт-клубах и рядом разбросаны совершенно европейские по меню и обстановке рестораны, куда ходят и туристы и состоятельные египтяне - собственно, на некоторых даже висят таблички, что минимальная сумма заказа должна быть не меньше ста египетских фунтов (один доллар стоил в обменниках 7,15...7,50 египетских фунтов, чтобы пересчитать фунты в рубли я обычно умозрительно умножал на шесть). Ужин с фруктами/чаем/мороженым обычно обходился в пределах 150 фунтов, с пивом заметно дороже, до двухсот. Примечателен факт, что обычно основное блюдо с мясом и картошкой/рисом вполне приличных, но все же человеческих размеров, но если вы закажете салат, то его принесут на таком блюде, которая моя семья не факт что съест целиком за раз. Аккуратнее там с салатами, заказывайте один на нескольких человек. Блюда обычно не острые, как раз под русские вкусы. В отель я обычно покупал фрукты, они там местные и дешевые, к примеру коробка свежей клубники на наши деньги стоила примерно 70 рублей.



Лавка мясника в восточных районах

Главная опасность, которая ждет туриста на улицах Каира - это совершенно хаотичный уличный траффик. Ездят как хотят и где хотят. Пара виденных мною светофоров горели исключительно желтым, перед ними на крупных перекрестках степенно ходил местный дорожный полицейский и руками показывал кого сейчас очередь ехать. Соответственно, перестановки из ряда в ряд через несколько полос совершенно в рамках правил, особенно этим грешат туристические автобусы. Вообще, чем ты крупнее габаритами, тем наглее, достаточно дать сигнал (а сигналит египетский водитель примерно раз в двадцать секунд) и начать движения, пусть другие берегутся. А так как машин очень много, каких-либо экологических ограничений нет и в помине, то эта дикая смесь ездящего антиквариата и современных моделей вечно стоит в пробках с утра и до глубокого вечера.






Пробка у Египетского музея

Соответственно, пешеходные переходы требуют особой сноровки. Как правило египтяне ждут просвета в потоке и быстро перебегают улицу. Но можно следовать путем важных египетских матрон и просто начать движение поперек потока, и пусть тебя объезжают как хотят или тормозят. Метод тоже работает, но требует восточного склада сознания. Но если египтяне кучкуются в организованные массы, например школьная экскурсия, то она просто лавиной бросается на проезжую часть, а сопровождающие будут запоздало махать всему потоку руками, останавливая его.




Лишним хаотичным фактором служит обилие гузового транспорта - то есть повозок с осликами и лошадями, не испытывающих никакого затруднения в выезде прямо на середину улицы, хорошо хоть на скоростных магистралях около Гизы они жались к обочинам.






Египетская улочка с вершины минарета мечети Ибн-Тулуна

Но даже если вы идете по тротуару, не надейтесь, что движение оставит вас в покое - в случае пробки на этих тротуарах сразу начинается езда мотоциклистов, объезжающих затор таким образом. Я сделал эту фотографию на мосте через Нил.




Метро в Каире пролегает по жилым, а не туристическим районам, так что его удобнее всего использовать для подскока, хотя в коптские районы юга столицы удобнее всего добираться как раз на метро. Его отличием его от привычных нам служат отдельные вагоны для женщин в середине состава. То есть женщина вообще может ехать где-угодно, но мужчины заходить в чисто женские права не имеют. Метро дешево, разовая поездка стоил всего один фунт, снимать там запрещается, вот единственный снимок украдкой с указателем для пассажиров, где остановится женский вагон.




Каир в информационном плане совершенно недружелюбен для туристов. Достаточно сказать, что даже банальную карту города я не смог найти в трех подряд книжных магазинах (книжных лавок и букинистических развалов там много) и купил ее только на третий день в Египетском музее. Но эта карта послужит скорее для общего ориентирования, потому что табличку с названием улицы на английском в запутанных еще в Средневековье восточных районах города вы вряд ли найдете, а ведь там как раз и есть смысл ходить пешком от одной старинной мечети до другой. Постройка плотная, каких-либо заметных ориентиров по удалению от района Цитадели нет, так что я ходил, полагаясь прежде всего на чувство географического чутья и уточняя ориентировку по местам вроде достопримечательностей, парков и так далее. Я взял с собой компас, чтобы из любопытства определять на месте стороны пирамид в пустыне - как не странно, он пригодился и в густонаселенном Каире, если надо было выдерживать общее направление на север.



Восточные районы Каира, вид с Цитадели

Местное население дружелюбно к туристам, особенно если хочет им что-нибудь продать. На нетуристических улицах совершенно спокойно, на тебя никто не обратит внимание, можно заходить в действующие мечети, только не надо мелькать перед михрабом и мешать верующим своей вспышкой.







Если пешее странствие завело вас в неведомые дали, то достаточно махнуть рукой пустому такси - их очень много на улицах города. Проблема только, что владеющих английским таксистом я встретил то ли одного, то ли двух за все время пребывания в Каире. Они знают разве что названия самых главных мест - "Гиза пирамидс", "Цитаделе", "Еджипшен музеум". Карта вам не поможет - египетский водитель удивленно смотрит в эту шайтан-бумагу белого сахиба, вся ориентация живет только в их умах. Навигатор в Египте еще не изобрели. Попытка прочитать в английской транскрипции арабское название, например мечети Ибн-Тулуна не факт что даст результат - разница в привычном ему интонировании колоссальна. Но таксист никогда не разведет руками и не даст понять, что он вас не понимает - он просто поедет медленно вперед и будет кричать прохожим на перекрестках, с просьбой подойти знающим английский. Как не странно, такие люди находятся очень быстро, знают они английский чуть лучше чем водитель, но все же служат переводчиками между моими желанием добраться куда-нибудь и картой местности в уме водителя.



Витрина парикмахерской напротив мечети Ибн-Тулуна

Кстати, Аэрофлот летает в Каир и обратно по ночам, и впервые с таксистами я повстречался именно в каирском аэропорту. У меня была с собой распечатка брони с адресом и картой прилегающего района города с Нилом и мостами, то есть очень характерный на местности признак. Позже я сделал вывод, что таксисты в основном обслуживают только знакомые им районы города и начинают тупить, когда им нужно уехать вдали от привычных улиц. Так случилось и в аэропорту, таксист сначала созвал на консилиум коллег, потом куда-то звонил, но в итоге доехали мы в точности по адресу.



Граффити у клуба преподавателей университета, остров Джезира

В архитектурном смысле Каир интересен в основном только средневековыми мечетями и медресе. Колониальных зданий мало, в основном они заняты под госучреждения и посольства, фотографировать их как минимум подозрительно с точки зрения полицейских. Сами египетские улицы - это вечная строительная площадка, потому что Каир растет вверх - когда семья расширяется, они просто надстраивают на крыше своего жилища еще один этаж. Если там и есть архнадзор, то явно только в установлении предельной этажности. Останется только подвести проводку. Оттого виды сверху на город, например с минарета или Цитадели представляют из себя очень причудливый вид на хаотичную городскую застройку.










У египетской молодежи сейчас какая-то мода фотографироваться с иностранцами. Малышня на улицах сама по себе очень любит, чтобы их фотографировали, а старшие околовыпускных классов подходят и просят сфотографироваться с ними.







Особенно запомнился поход в Цитадель, где я перефотографировался с целым выпускным классом на фоне советского оружия, в том числе с девушками, первыми подошедшие с просьбой попозировать - в мои преставления об арабских женщинах это не очень укладывалось.




В мечети Мухаммеда Али я сел на ковер около колонны (мечети хороши именно возможностью для отдыха) и начал любоваться на внутреннее убранство, как вдруг был окружен классом среднешкольниц (лет 12-13), начавших снимать меня на мобильные телефоны. Я сначала с ними познакомился, потом начал было снимать их в ответ, но в это время бдительный сотрудник египетской туристической полиции увидел в окружении меня злостное покусительство на драгоценного иностранного туриста и быстро разогнал весь класс, хотя я совершенно этого не хотел. Вот, есть одна хорошая фотография.




Туризм в Египте конечно же сильно просел за время революции, из организованных больших экскурсий я видел только русских и китайцев, западные страны представлены только группками из трех-четырех человек с индивидуальным гидом. В одном парфюмерном на улице Тахрир (сестра заказала особые восточные духи на основе из масла, куда долгоиграющие, чем на спирте) хозяин рассказал, что прошедшее время дела идут так себе, до революции было явно лучше, но он ждет Рождество с традиционным притоком туристов из стран Запада.




Нечто баньяноподобное, это все одно дерево, остров Джезира. Лёва у моста.

Видимо на этом все о впечатлениях от повседневного Каира. Остается только приступить к тематическим путешествиям. Видите на горизонте в левой части кадра над западным берегом Нила нечто треугольное? Это пирамиды на плато Гиза - в следующий раз напишу о них.


Египет, Путешествия

Previous post Next post
Up