------///------
Есть такой тезис не самой чуждой мне партии, хотя и не моей. «В 1917 году к власти в России пришли дикие обезьяны и прекрасная европейская страна превратилась в ад». Можно назвать это «дискурс Галковского», но вообще это, наверное, общее место большинства правых консерваторов.
Я, пожалуй, соглашусь про «катастрофу» и «обезьян», но сильно поспорю насчет прекрасной европейской страны. Для начала сугубо формальный контртезис: нечто не берется из ниоткуда. «Каждый народ заслуживает свое правительство», «общество есть амплификация наших душ» и прочие философские поговорки. Если обезьяны победили людей - что-то было не в порядке с людьми, не правда ли? Самый простой, например, что их просто не было. Или, скажем вежливее, не было в критически важном количестве.
Вот сейчас они, кстати, есть. Я считаю невозможным повторение сталинизма в России образца 2020 года именно по причине огромного прогресса человеческого материала. Авторитаризму он соответствует, как мы видим. Тоталитаризму даже брежневского разлива - уже нет. Попробуйте сейчас запретить выезд из страны, отключить интернет, вернуть товарный ассортимент 1980 года, сажать не 1 из 100 оппозиционеров по случаю, а всех - эта власть не продержится. Возмутится аполитичная масса, которую, конечно же, не трогает такая абстракция, как «свобода выборов». Но вот если ее затронуть, она каким-то образом даст сдачи, не знаю каким, скорее всего, дворцовым переворотом с одобрения большинства… И вот здесь, как сказали бы на бирже - лежит линия сопротивления для нисходящего тренда «назад в СССР», которую, полагаю, уже не пробить.
Но я не об этом. Я вообще изначально хотел привести фрагмент из записок Гурджиева. Да, я бы не сильно доверял этому деятелю - когда он пишет про то, как устроен человек, космос и мировая история. Я вообще не доверяю мистикам, хотя вон философ Пятигорский ему доверял (но я не доверяю и философу Пятигорскому). Но есть место в его книге, где, я почти уверен, Гурджиев не врет. В свое время оно меня поразило.
Это описание нравов пансиона благородных девиц конца Российской империи. Больше всего это напоминает описание какой-то дикой женской колонии. Девицы, вне родительского надзора предоставленные сами себе, быстро поделились по мастям. Критерием была не академическая успеваемость и даже не возраст, хотя старшие, вероятно, имели какое-то преимущество. Основным условием попадания в высшую касту была борзость - следовало нахамить преподавателю, надавать по ушам товарке, продемонстрировать взрослые пороки (из серии пить, курить и материться). Тогда правящая каста понимала, что девка не промах, и впрягалась за нее всей кодлой.
Девкам, попавшим в элиту, полагались сексуальная прислуга из обычных девочек. Помимо того, что они сексуально ублажали госпожу, они делали за нее уроки, выполняли бытовые поручения и т.п. В общем - обычная колония юных зэчек. Сейчас, возможно, такие нравы можно обнаружить в редком детдоме, среди очень трудных подростков.
У меня нет 100% уверенности, что Георгий Иванович говорит тут правду и только правду. Но, повертев историю мысленно, я скорее верю, чем не верю. Как и куче других историй. Например, вот философ Василий Разанов пишет первую книгу «О понимании» и дарит ее своему коллеге-учителю. Тот напивается, и, желая поглумиться над писакой, мочится на книгу со словами: «а у нас, Василий Васильевич, свое понимание».
Вот у такой России мог быть тот 20 век, который и был. А у того фантома, который якобы «мы потеряли» - была бы другая история. Существует лишь то, что может существовать.
Какой-то ужас был неизбежен, варьироваться могли лишь масштаб и сроки.