психотерапия и проклятые русские вопросы

Oct 31, 2011 02:24


Интересно, люди, родившиеся и выросшие в цивилизованных странах, тоже до сих пор мучаются вопросами "кто виноват?" и "что делать ( Read more... )

ответственность, национальные особенности, работа, размышления, психотерапия, вопросы, вина, творчество

Leave a comment

Comments 49

hanush_jr October 31 2011, 05:47:11 UTC
Это немного странно звучит, что ты не хочешь отвечать на вопрос "что делать?", причем, не просто не хочешь, а из текста понятно, что ни за какие коврижки ( ... )

Reply

mewild October 31 2011, 07:19:37 UTC
Немного не так. Точнее - совсем не так!:)
Во-первых, никаких "плохих/хороших" в моём кабинете быть не может. Извини, не могу не придраться.:)
Во-вторых, с того, что клиент "чем-то там" проникся работа и начинается, а совсем даже не заканчивается.
Я не бросаю клиента с его вопросом "что делать?". Но и искать ответ на этот вопрос на этом этапе бесполезно. А полезно разобраться в том, что мешает клиенту самому ответить на этот вопрос. Найдём это препятствие, уберём его, и вопрос "что делать?" отпадёт сам собой.

Например, часто симптом выполняет в жизни клиента какую-то важную функцию. Убери его, и всё рухнет. Поэтому не убирать нужно симптом, а выращивать ему более здоровую, адекватную замену. Замена вырастет, симптом станет не нужен.

Reply

mewild October 31 2011, 07:24:14 UTC
Да, а что касается вопроса "что я хочу?", то его задают мне, конечно, редко.:) А вот обнаруживают, что не знают, чего хотят - сплошь и рядом.

Reply

anna_paulsen November 6 2011, 13:29:43 UTC

rica_aleshina October 31 2011, 08:47:00 UTC
Все правильно, если что не так - есть на кого спихнуть( переложить ответственность) а тут сам....должен научиться чувствовать и понимать, что тебе нужно самому...но это так трудно)

Reply

mewild October 31 2011, 08:56:21 UTC
Ага.
Только слово "должен" меня несколько смущает...:) Я обычно говорю "можешь".:)

Reply

rica_aleshina October 31 2011, 09:08:38 UTC
Абсолютно согласна "должен" - самой не нравится) но видно глубоко во мне застряло раз так выстреливает)

Reply


muzyka_vetra October 31 2011, 11:24:22 UTC
КАкой хороший профессиональный пост)
По поводу "Что делать?:)" согласна, это 100% перекладывание ответственности)

Reply

mewild October 31 2011, 17:54:56 UTC
Спасибо!:)

Reply


shushanica October 31 2011, 20:17:10 UTC
Как ни странно, последние два месяца думаю на тему ответственности. И не только думаю, а действую:) Все же быть ответственным за себя, свои чувства, свою жизнь, в конце концов, от многих людей, а тем более клиентов, требует определенного мужества. Далеко не каждый на это решается. А что касается "Что делать?", то люди кого только не придумали, чтобы обращаться с этим вопросом. Психотерапевтов в том числе:)

Reply

mewild November 1 2011, 19:53:36 UTC
Как успехи в думах и действиях?:)

Reply

shushanica November 2 2011, 17:20:06 UTC
Успехи-то есть:) Как никак сама себе гештальтист:) И у нас есть молитва, которая очень помогает:)

Reply

mewild November 2 2011, 17:52:57 UTC
Молитва - да, "нам строй пережить помогает!":))

Reply


lojki_net November 2 2011, 13:12:07 UTC
Всё правильно, Влад. Только, знаешь, чего тут не хватает для полноты картины. Очерчивания границ своей ответственности, как терапевта.

Reply

mewild November 2 2011, 17:17:23 UTC
Спасибо, Лёш!

Конечно, отвечая на вопрос "что делать?", я взял бы на себя ответственность, которая мне совсем не нужна. Если ты об этом, то согласен, можно было и про это упомянуть.

Мне, в данном случае, не столько важно было всесторонне описать явление, сколько хотелось эмоционально отреагировать про то, что меня волнует. А про ответственность я давно не парюсь, поскольку лишнего не беру, а напротив - отдаю всю ответственность клиенту. Про ответственность терапевта пусть парятся и пишут поклонники экспертных и директивных подходов.;)

Reply

lojki_net November 2 2011, 17:25:10 UTC
"отдаю всю ответственность клиенту"
Вот именно об этом я и спрашиваю. На клиенте не вся ответственность - на нём ответственность за его жизнь. А в чём наша ответственность в этом процессе?

Reply

mewild November 2 2011, 17:50:17 UTC
Про "нашу" ответственность я не знаю и знать не хочу. Клиент отвечает за свою жизнь, а я - за свою. Поскольку моя работа - часть моей жизни, то и моя ответственность в терапии - это качество моей работы. В числе прочего, это качество определяется моим уважением к жизни клиента, его выбору, его возможностям, его границам и т.д. Применительно к нашей теме, это означает, что я не вторгаюсь в границы ответственности клиента.

Reply


Leave a comment

Up