Кто из друзей просил текст про IELTS в связи со скорой сдачей экзамена? Держите :)
Сдавать IELTS - это просто, сама уже сколько раз сдавала
(по мотивам Марка Твена)
Как сдать IELTS
0. Я сама оказалась человеком непонятливым, и для осознания нехитрых "секретов" IELTS мне потребовалось три попытки. Первая закончилась L7,5 R7,5 W6 S6 и была для меня просто громом среди ясного неба - преподавательница говорила, что Writing у меня блестящий - часто на 8, уж 7 обеспечена точно. А все оказалось просто - поначалу я интуитивно просекла в чем именно ключик к написанию сочинений для IELTS, но как-то не осознала, а потом этот ключик потерялся. И довольно надолго. Вторая попытка была уже ближе к требованиям: L7,5 R9 W6 S7 - но видно, что секрет удачных сочинений все еще не восстановлен :) И наконец-то нужный результат: L7,5 R8,5 W7 S8. Это так, на тему того, на чем основаны мои наблюдения.
1. Нужны ли курсы?
Я считаю, что курсы английского языка просто для поднятия уровня - дело хорошее, но если уровень и так адекватный, то именно для подготовки к IELTS курсы не нужны. Сама я сходила на курсы где-то за год до первой попытки получить "все 7" - не могу сказать, что оно чем-то радикально полезно именно в плане подготовки к экзамену, хотя лично мне помогло выкопать свой английский из-под обломков немецкого.
Примерное соотношение уровней языка и оценок:
Intermediate - 5
Upper-intermediate - 6
Advanced - 7 и выше
Что делают на курсах. Дают слушать примеры аудирования - так в интернете учебников с аудиофайлами полно - на курсах будут точно такие же. Самому прослушать дома и проверить по ключу можно ничуть не хуже. Имхо даже лучше - по началу я переслушивала непонятные мне места по несколько раз. И в итоге подняла уровень с 24 ошибок из 40 :) до 2-4. С чтением - тоже самое. Отличнейшие "библиотеки" с огромным количеством учебников для подготовки к IELTS:
Артефакт и
Песочница. Лично я считаю, что лучше всего готовиться по пяти выпускам IELTS Cambridge Practice Test + кусок Successful Writing.
Где вмешательство преподавателя может быть оправданным - это сочинения и устная часть. Однако мне кажется, что лучше сначала максимально подготовиться к ним самому, а потом взять несколько уроков с преподавателем-экзаменатором - это будет дешевле курсов. И эффективнее.
Не исключаю, что для каких-то людей курсы могут быть полезны, а также что есть люди, которые отлично готовятся сами.
2. Аудирование.
Основные ключи к удачному аудированию написаны-переписаны в куче учебников. По мне - основные идеи сводятся к тому, что нужно уметь хорошо и быстро читать :) То есть перед тем, как начать слушать новый раздел, обязательно максимально подробно прочитать те задания, на которые придётся отвечать. Как только разрешили открыть буклет - быстро читать и понимать, что именно нужно будет услышать, пытаться предположить правильный ответ. В конце каждой части дается время на исправление допущенных ошибок - ну уж если точно помните что там что-то нужно подправить - правьте, но не тратьте время, начинайте читать следующую часть. Часто всю четвертую часть дают единым блоком, и на то, чтобы ее всю прочитать и осознать, не хватает времени.
Важно, что если в первых частях, как правило, слова в вопросах совпадают с читаемыми на кассете, то в более сложных частях любят использовать синонимы, а "те же самые" слова вставлять в неправильные ответы - проверяют качество понимания, а не умение выхватить слово из речи.
Что подвело меня: На экзамене один раз просто прослушала кусок - отвлеклась :( Другой раз точно знаю, что напортачила в правописании. Как ни странно, правильность написания слов проверяют именно в аудировании, а не в сочинениях (!).
Для того, чтобы перенести ответы на листок дают отдельное время - перенесли - прочтите еще раз, нет ли там грамматических ошибок? Не съехала ли "рамка" при переносе - два раза из трех я судорожно стирала неправильно перенесенные в конце ответы. Ну, может это только я такая тупик - не знаю.
3. Чтение
:) Ну, тут дело не хитрое. Читать - оно и в Африке читать. Нужно просто делать задания из учебников для сдачи IELTS. Я все разы сдавала Academic, так что с хитростями для General не знакома. В Академик, да в и Дженерал оно может тоже полезно, очень советую все имена при прочтении подчеркивать - часто спрашивают, кто какое мнение высказывал - меньше приходится бегать по тексту с поиском авторства. Научиться отвечать вопросы вида "Да-нет-не дано" можно долгой практикой :) В целом если "да" - в тексте есть прямое указание на факт. "Нет" - это когда об этом говорилось что-то прямо противоречащее. "Not Given" - это когда про факт ничего не сказано. Даже если он вытекает напрямую из всего сказанного, даже если это очевидно - все равно. Тут не нужно быть умным - нужно тупо обрабатывать запрос "Дано или не дано?".
Многие учебники советуют сначала пробегать текст глазами для вычленения основных идей, а потом подробно уже вычитывать ответы на вопросы - со мной это никогда не работало. Я сначала читаю название текста - типа о чем же он :) Потом проглядываю первых вопросов 5, к примеру, и начинаю читать текст, держа в голове вопросы - они, как правило, идут по порядку. По мере прочтения отвечаю. Подчёркиваю на всякий случай имена-источники и т.д. Часто в конце раздела есть общие вопросы по всему тексту.
Есть еще "любимые многими" задания вида "назови абзац" - тут я четкого алгоритма посоветовать не могу :) Составители любят давать несколько названий, в принципе подходящих для абзаца. Имхо почти всегда более правильный тот, что общее выражает основную идею.
Главный секрет удачной сдачи чтения - это не забывать о времени. Не паниковать, не увязать в текстах, если не получается найти ответ. Оставить и идти дальше. Будет время - вернуться. Важно, что отдельного времени на перенос ответов не дают. Некоторые советуют сразу писать ответы на листочек с ответами - я так не делала, но знаю, что многим это помогает уложиться в отведенный час.
4. Сочинение
Если первые две части теста понятно как оцениваются - есть четкий список правильных ответов, то с третьей и четвертой все намного сложнее. :) Что же известно про сочинения?
Теоретически на сегодняшний момент существует четыре "характеристики" письменного текста, которые оцениваются на экзамене: структура, раскрытие темы, использованный словарь, использованная грамматика. По всем четырем выставляется оценка, из которой выводится среднее арифметическое за раздел. А разделов в Writing два :) Причем второй весит больше, чем первый. То есть если график/письмо принесет 6, а сочинение - 7, поставят в итоге 7. Отсюда первый совет - пишите сначала большое сочинение, а уже потом описывайте график/пишите письмо.
В writing (как и в speaking) отличным образом работает принцип "нужно давать именно то, чего от тебя хотят". То есть экзаменаторы настроены на определенный стиль подачи материала.
Большое сочинение должно четко содержать в себе вступление, основную часть и заключение. Один абзац - одна мысль. Идеально, если абзац строится так: высказывается идея. Затем она подтверждается какими-то фактами-наблюдениями.
Большие сочинения грубо можно разделить на 3 типа: "Как Вы думаете...", "Многие люди думают то-то, однако другие... обсудить" и "Что можно сделать с тем-то...". По сути, форма задаваемого вопроса немного меняет структуру нашего сочинения.
Если интересуются вашим мнением, то уже вступление должно содержать какую-то оценку проблемы. Далее идут 2 абзаца с аргументами "за" Ваше мнение. Потом еще 1 "против", а далее "Вывод" - "хотя и не все согласны и есть возражения, но я полагаю, что все-таки прав :)"
Пример: Как Вы думаете, кто лучше - кошки или собаки?
Вступление: Кошки - это такие очень распространенные домашние животные, известные человечеству с далекой древности. И сейчас они занимают важное место в нашей жизни.
Абзац 1 : Широко известно, что именно кошки потрясно снимают стресс и прогоняют страхи. В пользу этого факта говорят изыскания ученого Хью из Университета Виллабаджо: люди, проживающие с кошками, в 3 раза лучше спали и меньше болели по сравнению с некошатниками.
Абзац 2: Более того, кошки - это еще и очень полезные животные. В древности они защищали дома от крыс и мышей, спасали запасы продовольствия и т.д. Недаром кошка - позитивный герой стольких сказок, а в Египте их даже считали богами.
Абзац 3: Да, многие люди любят собак. Безусловно, собаки тоже верно служили человеку, охраняли дома и стада. Однако собака - это животное не городское, ее удел деревня. Там у собаки и обязанностей много, и чувствует она себя лучше. В условиях же современной урбанизации будущее за маленькими домашними животными.
Вывод: Несомненно, и собаки, и кошки - замечательный домашние питомцы. Но лично мое сердце уже давно отдано маленьким пушистым мурлыкающим комочкам.
Понятно, что пример шуточный :) Но надеюсь, что общую картину он дает.
Если вопрос стоит "Обсудить", то аргументов за кошек и за собак должно быть примерно поровну, и вывод должен быть более примиряющий "кошки разные нужны, собаки разные важны". Можно в последнем абзаце ввернуть и свое "А собаки-то мне дороже!", это оценку снижать не должно, но в целом от Вас ждут менее предвзятого изложения.
Если спрашивают "что делать", то во вступлении обозначьте проблему, далее 3 абзаца - по одному варианту решения на каждый, и в выводах - что путей много и мы победим :) Я вообще понятно изъясняюсь?
Очень советую писать отстраненно, обезличено. Знаю, что люди получали хорошие оценки и за эмоциональные, личные сочинения. Но в целом английский стиль написания сочинений предполагает некую академичность: страдательный залог, безличные предложения, доказательства своих мыслей и т.д. Очень важно использовать слова-связки.
Еще советую, прежде чем начать, подумать минуты 2-3, о чем именно будете писать. То есть сформулировать те самые "одна идея на абзац", которые потом будете раскрывать. Именно то, что я сбивалась, возвращалась к недораскрытым идеям и т.д. и подвело меня первых два раза.
Для самых умных сообщаю - глубина идей и аргументов никого не волнует. Главное - форма изложения.
Теперь про первые задания. Графики-таблицы-диаграммы. Тут от Вас хотят, скорее, чтобы Вы уловили и описали общую тенденцию. Поэтому подробно копаться в каждом незначительном отклонении не нужно. Словарь нарабатывается за 2-3 попытки написать, ничего особо сложного тут нет.
Про письмо. Сама ни разу на экзаменах письма не писала, однако от преподов слышала, что основная идея - выдержать тон письма. То есть, если официальное, то "Dear Adam, будьте любезны, вышлите мне на домашний адрес копию платежной квитанции", а если дружеское, то "Hi, John! Клево зажгли на выходных, да вот только мобилу свою я у тебя и забыл." На всякий случай напоминаю, что сочинение весит больше :)
5. Разговор.
Тут обратно действует правило, что нужно дать экзаменатору именно то, чего он ждет. Speaking оценивается в трех частях. И каждая часть подразумевает свой стиль подачи информации.
- Знакомство. Тут будут заданы несколько простых вопросов, не требующих обширных, развернутых ответов. То есть реально следует отвечать короткими предложениями:
Как зовут? - Нильс Бор.
Учитесь или работаете? - Работаю.
А кем? - Да вот физик.
Сложно работку найти? - Мне? Нет :) Нас физиков ценят.
- Карточка.
Дается "тема" и минута времени, чтобы придумать, о чем рассказывать. Реально всю минуту нужно использовать и хорошо продумать, что именно можно выжать из темы, т.к. говорить-то нужно 2 минуты, а это немало. Сам ответ по карточке должен напоминать мини-сочинение - то есть вступление-затравка и далее четкие структурированные мысли на тему. :)
Пример: Опишите Вашего учителя.
Ну, училась в школе я уже давно и у меня там была масса отличных учителей, настоящих мастеров своего дела. Однако тем учителем, кого я могу назвать не просто школьным преподавателем, но Учителем с большой буквы, стал для меня наш биолог.
Звали его Чарльз, он был высокий, худенький дядька. Нос крючком и темные внимательные глаза делали его похожим на орла.
Характер у него был отличный - он легко находил контакт с любым учеником, в каждом видел личность, не давил на нас. Зато всегда старался заинтересовать нас, вечно выискивал что-то новое и необычное - когда он притащил в класс свою коллекцию зябликов с Галапагосских островов, весь класс был просто поражен. А эти его теории - да они просто заворожили нас. Жаль, что Епископ его не понял и отлучил от церкви. Но даже в этот нелегкий момент он оставался нашим другом, к нему всегда можно было прийти за советом. Вот что значит не просто учитель, а учитель по жизни!
- А вот тут начинается третья часть - задают вопросы, вроде как связанные с темой карточки, но несколько более общие. Теперь уже не нужно отделываться короткими ответами - наоборот, тут ждут длинных "аналитических" ответов.
Пример: А как вы считаете, качество образования падает или растет в последние годы?
Ну с одной стороны мы все постоянно слышим, какая катастрофа сейчас творится в сфере образования, при чем эти жалобы слышны по всему миру. И кажется, что для тревог есть реальные основания - около 10% выпускников школ остаются функционально неграмотными. Но с другой стороны, с каждым годом человечеству известно все больше и больше. И школьники осваивают все большие объемы материала. Зачастую сегодняшний выпускник школы знает больше, чем выпускник университета пару веков назад :) Так что несмотря на то, что в образовании есть что улучшать, мне кажется, что не так страшен черт, как его малюют. :)
6. Общее.
Не волнуйтесь, улыбайтесь. Возьмите с собой хорошие карандаши и ластик - ими намного приятнее писать, чем теми, которые выдаются. Свои часы на руке - это удобно. Бутылка воды и перекус в промежутке перед разговором (если сдаете в один и тот же день) - это не так уж и плохо. :)
В общем, УДАЧИ!
Перепечатка разрешена при ссылке на авторство
mexiy