Ездили 9 ноября, как раз начался сезон утренних туманов.
Войводина делится на три части: Бачка, Банат и Срем. Границами являются реки, так что Бачка и Банат не целиком в Сербии. Получается, что большая часть Нови-Сада находится в Бачке (левый берег Дуная), а Петроварадин - уже в Среме.
Главным городом Бачки был, что характерно, Бач. Сейчас это такой тихий райцентр, где достопримечательностями числятся францисканский монастырь, развалины турецких бань («мы туда не пойдем, там два кирпича осталось») и развалины некогда могущественной Бачской крепости.
Надо отметить, что из-за особенностей заселения Войводина - очень многонациональная область (раньше еще больше было, некоторые диаспоры полностью ассимилировались, например, испанская диаспора в Зренянине). Словаки, третий по численности народ в Войводине (один из центров - Бачки-Петровац, мы проехали мимо) - католики. Католичество же традиционно исповедуют буневцы и шокцы - субэтносы, говорящие на икавице. Сербы считают их сербами, сменившим веру, хорваты - хорватами, а сами они часто не согласны и считают себя отдельными народами.
Поэтому вот, значит, францисканский монастырь.
Фишка поездки: нас пускают внутри собственно монастыря. Монахов там сейчас - один падре (к стыду своему, забыла имя), который показывает хозяйство.
Монастырь построен в 12 веке, турками переделывался в мечеть, потом обратно, ну и фасад церкви уже в 18 веке в таком барочном стиле отделали. Колокольня - 14 век.
Вот внутри чудом уцелевший остаток старой фрески, - во времена турок он был закрыт стеной.
Коридор. На стене картины далеко не только религиозного содержания; лимоны в кадках зреют.
Церковь, как и фасад, отделана в барочном стиле.
Интересно рука с крестом торчит из ниоткуда.
От мечети остался только михраб (ниша, указывающая направление на Мекку), в который удачно вписалась статуя святой.
Святой Антоний, ЕМНИП. Как сказал падре, прихожан-католиков немного, но на некоторые праздники приходят и православные. «Разделение церквей - это люди придумали, а Бог один».
Пример икавицы на надписи на плите: «MISECA NOBEMBRA».
В монастыре есть небольшой музей. Немного настоящих народных костюмов, праздничных, конечно, с золотым шитьем, кружевами и вышивкой. Мне больше всего понравился мужской костюм с кружевными штанами. (Широкие белые штаны - и повседневная традиционная одежда крестьян, удобно по жаре.)
Но у женских с отделкой тоже всё хорошо.
Дверь трапезной.
Трапезная.
Лампа - продукция керамической фабрики Жолнаи (похоже, очень массовая, потому что подобное я потом замечала, например, в ресторанах).
* * *
Дальше мы поехали к Бачской крепости. Ну как крепости, там живописные развалины, только главную башню как-то отремонтировали и сделали в ней типовой для таких мест недомузей. Упомянутый в начале туман категорически не хотел уходить.
Крепость была построена в 14 веке, попала к туркам после битвы при Мохаче (1526 год), и разрушена во время восстания Ракоци (1702-1704 гг.).
В башню я, конечно, слазала, но можно было и пропустить.