Сегодня мне напомнили про Изамбарда Брюнеля (Isambard Kingdom Brunel)(1806-1859).
Сын французского эмигранта, величайший с моей точки зрения инженер 19-го века.
Он строил мосты и тоннели, проектировал здания, а величайший в то время пароход
"Great Eastern", спроектированый
Изамбардом Кингдомом Брюнелем
, был крупнейшим
кораблем мира до конца ХІХ века. Также интересным фактом является то, что получив пробоину
превосходящую ту, которая прикончила "Титаник", "Great Eastern" благодаря революционной
на то время конструкции не только не затонул, а даже особо не убавил в скорости передвижения.
(Isambard Kingdom Brunel)
Именуемый некоторыми "Леонардо да Винчи XIX века" родился 9-го апреля 1806-го года в Бристоле, в семье известного инженера Марка Изамбара Брюнеля
- француза, вынужденного из-за своих монархических взглядов в 1793-м году эмигрировать в Северо-Американские Соединённые Штаты, где он подвизался в качестве архитектора и инженера строителя (кстати его проэкт выиграл конкурс на застройку новой столицы - Вашингтона, но воплощен, увы, не был - по экономическим соображениям), дослужившись в итоге до поста главного инженера Нью-Йорка.
В 1799-ом году Марк Брюнель отправился в Британию, где занялся производством усовершенствованных блоков и шкивов собственной конструкции для британского военного флота.
Изамбард Кингдом Брунель с ранних лет шел по стопам своего отца: в колледже он проявлял незаурядные успехи в математике; а после прошел выучку у известного мастера-часовщика и изготовителя точных измерительных приборов Абрахама Луи Бреге (Abraham Louis Breguet)
Начало инженерной карьеры Брюнеля совпало с зенитом карьеры его отца.
Они вместе построили
Тоннель под темзой используемый и поныне.
Впоследствии Изамбард Брюнель работал самостоятельно. Современники говорили,
"Он был наиболее интенсивным человеком в инженерном бизнесе, художник железа."
Брюнель курил 40 сигар в день и спал 4 часа в сутки.
При строительстве Тоннеля вво время аварии 1828 года Брюнель получил серьезные травмы.
И поэтому по завершении строительства занялся различными менее опасными разработками.
Ну он так говорил, по словам современников.
Так им была разработана пневматическая пассажирская дорога, работавшая и после его смерти.
Подвесной мост Клифтон в Бристоле находящийся в эксплуатации и по сей день:
Ну и мост короля Альберта. Тоже по сей день в эксплуатации
Изамбард Кингдом Брунель при активном участии Мэттью Уайатта спроектировал Паддингтонский дебаркадер,
самый большой среди дебаркадеров лондонских вокзалов, Дебаркадер имел 213 м в длину и был разделен
вдоль колоннами из кованного железа на три пролета: большой средний шириной 32 м, и два боковых по 21 м.
Застекленная арочная крыша из гофрированного железа и ребер пакстоновского типа имела
два поперечных трансепта шириной 15 м каждый, предназначавшиеся, скорее всего, для освещения.
Центральный пролет перекрывал шесть запасных путей, на которых отстаивались вагоны,
а боковые - платформы отправления и прибытия.
Платформы Паддингтонского вокзала
Платформы Паддингтонского вокзала, ок. 1910
Но зенитом карьеры этого незаурядного Инженера стал именно Он.
Он его разорил и фактически убил.
Грейт Истерн.
Построен в 1858, он был способен перевозить до 4000 человек.
Наличие как парового двигателя так и парусного вооружения позволяло
сократить периоды между бункерованием.
А двойной стальной клепаный корпус позволял не замечать такие пробоины
от которых любое другое судно пошло -бы на дно.
Грейт истерн отплывает из Америки в 1866 с транс-Атлантическим кабелем на борту
Грейт Истерн это 900 000 квадратных футов стекла или 1000 миль канализационные трубы.
Истинные масштабы проще оценить по фотографиям строительства:
Хотя многие технические новинки были использованы при строительстве судна, однако он был
по-прежнему преимущественно построен вручную, тысячи работников клепали его корпус
от укладки киля до спуска на воду в 1858.
Есть довольно точная 3D-модель строительства, в Национальном морском музее
Грейт Истерн был странным судном, с одной стороны типичные для того времени гребные колеса,
с другой стороны имелся и гребной винт, В то-же время Брюнель не отказался и от
парусного вооружения.
Но если посмоттреть на старые иллюстрации и дагерротипы мы поймем
- ГрейтИстерн по тому времени был монстром. Горой клепаного железа.
Плавающим вулканом...
Пять дымовых труб изрыгали клубы черного дыма от 10 котлов.
И это было в 1858. 400 членов экипажа, 4000 пассажиров. Невиданный до тех пор комфорт . Угольные ямы Истерна Позволяли более чем дважды пересечь атлантику без дозаправки на максимальной скорости.
А в экономичном режиме в мире фактически не было порта куда Грейт не мог-бы доплыть никуда не заходя по дороге... Но по сравнению с более мелкими судами Грейт Истерн проигрывал в экономичности.
Он появиля слишком рано, как впрочем многие детища Брюнеля...
Но нашлась работа которую мог выполнить только он. С развитием телеграфа потребовалось проложить трансатлантический кабель.
А затем и кабель через Индийский океан
Грейт Истерн план салона
Грейт Истерн однажды получил пробоину 83 фута длиной и шириной 9 футов в Лонг-Айленде в 1862 году. Но двойной корпуса выдержал испытание и судно спокойно дошло в порт назначения..
Но отсутствие достаточного пассажиропотока на трансатлантическом маршруте, плюс к тому постоянные мелкие аварии привели к разорению владельцев судна и в последствии, разделке Грейт Истерн-а на лом
На разделку судна ушло два года. А между прочными корпусами был найден скелет.
Так закончилась история величайшего корабля Викторианской эпохи.
Эпоха инженеров подходила к концу. Начиналась эпоха сувениров...
Брюнель не дожил до краха своей мечты он умер в 1859 году так и не увидев ни
голубой ленты на трубе своего детища , ни судебных разбирательств.
Ну и Кино напоследок...
Click to view
Источники:
1.
www.offtop.ru/misi/ 2.
http://kosmacz.livejournal.com/162972.html?#cutid1 3.
http://www.darkroastedblend.com/2008/08/last-victorian-leviathan-ss-great.html 4.
http://svoloch77.livejournal.com/2019674.html#cutid1 5.
http://svetozarchernov.livejournal.com/71354.html 6.
http://en.wikipedia.org/wiki/Isambard_Kingdom_Brunel 7.
http://isadikin.wordpress.com/2007/12/04/interlude-4-isambard-kingdom-brunel/ __________________
No comments!