К сожалению, люди часто забывают о том, что именно благодаря разного рода подъемным механизмам
в мире есть большая часть чудес света. История подъемных сооружений неразрывно связана и с
гробницами египетских фараонов, и с первыми мостами, и с железными дорогами, и с дамбами.
Подъемное оборудование всегда играло ключевую роль в развитии общества, но, до недавнего
момента, эта роль оставалась за кадром.
С чего все начиналось
«Из всех видов человеческой деятельности, связанной в том или ином виде с технологиями, самую главную роль в развитии сыграла механика. Это как раз та наука, что позволила поднимать огромные грузы и делать то, что неподвластно даже природе». Так писал древний александрийский математик Папп в III веке, когда описывал технологии своего времени.
Человек постоянно сталкивался с необходимостью поднимать различные грузы. Довольно скоро обычный ручной труд достиг своего предела: необходимость обязывала поднимать грузы все большего веса, а человеческих рук для этого не хватало.
Наверное, один из древнейших подъемных механизмов, известных современной науке, это некое подобие крана, найденное в могиле Тебана, захороненного во времена египетского фараона Рамзеса. Устройство использовалось для орошения с помощью колодезного журавля, специального подъемного механизма, распространенного примерно 3000 лет до н. э.
Но больше всего на развитие подъемных механизмов повлияли строительные технологии. С древнейших времен наши предки испытывали острую нужду в постройках: это и защитные сооружения, и религиозные, и просто бытовые. Достаточно скоро подобные постройки начали сильно увеличиваться в размерах, площадей не хватало, и, естественно, люди начали «строить вверх». В связи с активным развитием строительства можно назвать всю историю подъемного оборудования историей «вертикального и горизонтального перемещения грузов».
Мистика подъемных механизмов
Наверное, самая мощная и впечатляющая каменная конструкция, построенная людьми, - пирамида фараона Джосера в Саккаре в 2750 году до н. э. Высота конструкции - 61 м, а горизонтальные размеры - 109 на 125 м. Это произошло примерно за 100 лет до строительства известной пирамиды Хеопса и за 900 лет до появления огромных могильников в северной Европе.
Тот период стал переломным в истории подъемных механизмов, ведь изменился подход к строительству и масштабы сооружений. Можно сказать, что причиной всего этого стал Имхотеп, который претендовал на статус бога и, разумеется, требовал соответствующих почестей для себя. Тысячи лет спустя, во времена персов, ему стали поклоняться как богу строителей.
Думаем, не стоит рассказывать, что подъемные механизмы активно применялись во всем мире и во все времена. Их следы находили в Африке, Европе и Америке. При этом масштабы перевозимых и поднимаемых нашими предками грузов поражают воображение даже современного человека. Например, пирамида Хеопса насчитывает порядка 2,3 млн каменных блоков. Средний вес каждого такого блока - 2,5 т. Камни уложены в 206 горизонтальных слоев. Не сложно подсчитать, что общий вес этого сооружения - 5,75 млн т. Все имеющиеся блоки были подняты и сложены всего за 23 года. Если допустить, что работа практически не прерывалась все это время, то в день подни- малось и перевозилось порядка 274 блока (685 т).
Но большие пирамиды строили с перерывами. Люди могли работать только 3-4 месяца в году, в период разлива Нила, когда крестьяне не были заняты на полях. Поэтому, если исходить из расчета, что в сутки люди работали порядка 12 ч, это позволяет вычислить, что за рабочий день им приходилось доставлять и поднимать около 2000 т, т. е. 170 т, или 68 блоков в час. То есть примерно один блок в минуту нужно было доставить, поднять и уложить в строго отведенное место в столь большой и масштабной структуре, как египетская пирамида!
Каждый год появляются все новые и новые гипотезы о том, как подобное могло быть реализовано. Но несмотря на это, достоверно не известно, как же именно был организован рабочий процесс более 5000 лет назад. К сожалению, у нас нет достоверной информации по поводу технологии строительства и механизмов подъема или транспортировки материалов. Скажем более, в мире не так много даже теорий, способных выдержать сколько-нибудь серьезную критику.
Неизвестность всегда пугает. И если любой современный человек может представить подъемный механизм грузоподъемностью «всего» 2,5 т, то что же было с исследователями, которые обнаружили 42-метровый обелиск фараона Чефрена. Общий вес конструкции относительно небольшой - 1100 т, но поражает другое: обелиск построен из камней размером 6,2 × 6,8 × 4 м, а вес одного такого блока - 425 т!
Продолжим список подобных завораживающих сооружений. Возьмем, например, храм Карнака, что был построен более 3400 лет назад в Древнем Египте. Внутри храма есть лабиринт, основанием которого являются колонны. Всего этих колонн 134, высота каждой - 23 м, а периметр - 11,2 м. Согласитесь, что, даже имея в арсенале технологии XXI века, подобные сооружения вызывают восхищение и трепет!
Но интересно другое - лишь в конце прошлого века человечество смогло справиться с грузами, которые древние египтяне перемещали и поднимали еще 3500-4500 лет назад. Невольно задаешься вопросом, неужели человечеству не нужны были подобные технические решения все остальное время, или причина кроется в чем-то другом?
Греческие краны
История Древней Греции, в отличие от Древнего Египта, хорошо документирована. Во многом благодаря этому факту принято считать, что первые краны были найдены именно в Греции. Механизмы подобного рода использовались греческими строителями примерно в V веке до н. э. В дневнике известного путешественника Геродота в связи с этим упоминается 440 год до н. э.
Геродот утверждал, что три самые большие египетские пирамиды, которым на тот момент исполнилось порядка 2000 лет, были построены с помощью подъемных механизмов. Возможно, при их строительстве применялась система из большого количества деревянных брусьев. Сам Геродот признавал, что «говорил подобные вещи и в Египте».
Над формализацией основных принципов механики работало много образованных греков. Среди них был и Архимед (287-212 гг. до н.э.). Но его интересовали больше академические, нежели прикладные знания, хотя его описания многих процессов сильно помогли человечеству в целом. Герон, который жил в Александрии в конце II века до н.э., создал одно из самых точных описаний крана и подготовил теоретическое объяснение всех принципов работы этой удивительной машины. В своем описании погрузочно-подъемной машины он отметил малоизвестную на тот момент работу Архимеда и написал: «Всего существует пять видов механизмов, которые можно применять для перемещения грузов, используя имеющуюся энергию. Это барабан, рычаг, подвижный блок, клин и болт с резьбой».
К сожалению, оригиналы работ Герона не сохранились до наших дней, поэтому мы можем использовать лишь арабские копии XIX века и частично немецкий перевод. В арабской версии приведен ряд интереснейших рисунков. Согласно копии, Герон объяснял: «К примеру, сила, позволяющая поднять только пять талантов (талант - единица массы, приблизительно равная 26 кг), будет достаточна, чтобы поднять 1000 талантов. То есть будет достаточно человека, который в состоянии поднять только пять талантов. Это устройство способно увеличить подъемную силу более чем в двести раз!»
Именно так мог выглядеть древнегреческий двухмачтовый козловой кран, если верить древнеарабским рисункам и текстам Герона
В своих записках Герон высоко оценивает пользу косозубого зубчатого колеса. Подъемный механизм с зубчатым приводом приведен в арабской копии рисунков. Также он описал новый тип крана, смонтированный на платформе с несколькими парами подвижных и неподвижных блоков, соединенных тросом. Судя по немецкой уже копии, вся эта конструкция крепилась на колеса, что позволяет считать это сооружение первым в мире автокраном!
Такой двухмачтовый кран использовался для подъема самых тяжелых грузов. Согласно запискам, эти мачты должны были быть наклонены во внутрь на «1/5 часть от их высоты, для увеличения надежности».
Также из этих записок следует, что в те далекие времена люди собирали столь сложные конструкции фактически из рычагов, подвижных блоков и веревок. Но самое удивительное - это тот уровень детализации, с которой были продуманы древние подъемные механизмы. В записках даже даны советы не только по сборке (мы бы сейчас выразились - «монтажу»), но и по эксплуатации подобных кранов.
Римские краны
Колонны - пожалуй, самый важный элемент декора римских зданий. Каждая колонна состоит из нескольких частей. Но самое интересное не в самом факте того, что человеку удалось поднять такой вес, а в том, что так точно спозиционированны все детали колонны. Даже с расстояния всего в несколько метров сложно заметить стыки, а ведь они имеют сложный и тонкий рисунок. А если принять во внимание небольшое расстояние между колоннами, становится понятно, что при их установке использовались механизмы большой грузоподъемности и продуманной конструкции.
Марк Витрувий Поллион, римский инженер и строитель времен правления Цезаря и императора Августа, описывал краны, которые использовали в Греции, в своей работе «Десять книг об архитектуре», написанной между 27 и 23 годами до н. э. Эта работа была очень популярна и высоко ценилась в раннее Средневековье. Копия книги, к сожалению без рисунков, была обнаружена в библиотеке монастыря в Мотне Касино в 1414 году, и в 1486 году она была напечатана Гутенбергом в его типографии. Благодаря этому работа Витрувия повлияла даже на архитектуру времен Ренессанса.
Витрувий писал: «Я сосредоточусь на описании тех машин, что максимально распространены, просты и надежны. Сначала рассмотрим те краны, что нам необходимы для строительства гробниц и общественных зданий. Они собираются следующим образом: два бруса или бревна одинаковой длины и толщины связываются вместе в верхней части. Нижние части - разводятся в разные стороны. Верхнюю часть немного наклоняют, натягивая канат. В нижней части крепят барабан, на который наматывается трос. На другом конце каната крепят подвижные блоки».
Подъемные механизмы того времени было принято классифицировать по типу канатов. Были так называемые Trispastos, состоявшие из трех основных канатов (два верхних и один нижний), Pentapastos, имевшие четыре каната, и Polypastos, имевшие более четырех канатов.
После изучения греческой цивилизации становится понятно, что многие части их подъемных механизмов были заимствованы у римлян. Об этом можно судить из книги того же Витрувия: «Когда подъемная машина используется для тяжелых грузов, необходимо пропорционально заменить балки на более длинные и толстые, а трос использовать - более мощный». После этих слов в книге идет достаточно подробное теоретическое обоснование необходимости подобных замен.
Витрувий также описал тяжелые краны как «высокопрофессиональную форму машин, которая может использоваться только тем человеком, который точно знает то, что он делает. Используя этот метод, люди могут поднимать огромные грузы на практически любую высоту. Работа в этом случае идет быстрее и безопаснее. Эти машины можно использовать для разгрузки и погрузки кораблей. Также можно перемещать грузы не только по вертикальным плоскостям, но и по горизонтальным!»
Интересно, что поздние рукописи находились с рисунками и чертежами, несмотря на то, что в оригинале их не было. Некоторые историки даже принимали их за авторские, но, к сожалению, это не так. Во французском издании книги известный инженер Перра перерисовал одномачтовый кран с подвижными блоками. Конструкция позволяла поднимать блоки размером 2х2х1,5 м, весом до 12 т, что стало серьезным прорывом для того времени и позволило создавать более интересные здания.
Римлянин Плиний (23-79 гг. н.э.) в своей работе «Historia naturalis» описывает габариты и массу грузов, которые нужно было поднимать: «Птоломей Филадельфийский, рожденный в 309 г. до н.э., поднимал обелиск на высоту около 80 эллей в Александрии (элль - старая мера длинны, равная примерно 45 дюймам, или 120 см). После этого архитектор Сатир перевозил обелиск, используя бревна. Затем организовали рытье канала от Нила до обелиска. Две очень широкие и открытые сверху баржи загружались балластом до тех пор, пока вес балласта не был вдвое больше веса обелиска. Когда балласт убирали, то баржа с обелиском поднималась вверх по течению». Через 1500 лет Леонардо Да Винчи описал похожий способ подъема грузов, только лишь с той разницей, что в качестве балласта он предлагал использовать воду, а не камни.
Большая распространенность одномачтовых кранов в древней истории свидетельствует о том, что подобные механизмы были по достоинству оценены инженерами и строителями. Ярким доказательство этого служит хотя бы пример Римский Колизей известного римского скульптора Хатери, жившего в I веке н.э., на надгробье которого есть изображение одномачтового подъемного крана, поднимающего какой-то груз.
Римский Колизей
Изобретение колеса
Пожалуй, знаковым событием в истории подъемных механизмов древних времен можно считать применение барабанов, на которые наматывались веревки, тросы и канаты. До этого людям приходилось постоянно отходить все дальше и дальше от подъемной машины: они тащили канаты за собой, не имея возможности изменить хват. Это делало невозможным работу в стесненных условиях. После того как люди догадались использоваться «бесконечное веретено», стало возможным поднимать куда большие грузы. Ведь ничего страшного, что нужно намотать порядка 200 м веревки для подъема груза «всего» на 10 м, главное, что теперь это стало под силу одному человеку.
Древнеримский рельеф из мастерской Люция Пекулара в Капуе, на котором изображено ступальное колесо, одно из важнейших изобретений в сфере подъемной техники вплоть до начала XIX века
Таким образом, «подготовительный» период в истории кранов длился достаточно долго. Часто ограничением служил, как это принято сейчас говорить, «человеческий фактор». Все эти огромные постройки требовали сил десятков, сотен и даже тысяч людей и животных. И это несмотря на то, что большая часть подъемных механизмов, информация о которых сохранилась до наших дней, достаточно правильно и грамотно спроектированы (с инженерной точки зрения). Разумеется, здесь не было датчиков перегруза или указателей грузового момента, а все краны делались из дерева. Древние люди даже и мечтать не могли о стальном тросе или стреле из металла. Чтобы представить масштабы конструкций того времени, посмотрите на современные краны грузоподъемностью несколько тысяч тонн. В древние времена были похожие по габаритам краны, только их грузоподъемность была в сотни и тысячи раз меньше, а сами краны были сделаны из дерева.
Краны одной и той же конструкции использовались строителями в разных странах на протяжении нескольких тысяч лет. Об этом можно судить, например, по арабским копиям греческих работ Герона. Ведь копии датированы IX веком, уже «нашей эры». Детали, безусловно, менялись, но основные принципы работы актуальны как для греческих кранов, так и для тех, что работали на территории Римской империи.
И это мы говорим только лишь о том, что более-менее достоверно известно. Ведь есть еще история Германии, где примерно в 520 году на высоту в 10 м был поднят 275-тонный каменный блок диаметром более 11 м. Каким средством, как и кем это было сделано - загадка до сих пор.
Реконструкция древнего римского крана в Бонне
Но еще меньше мы знаем о древних инках или майя, которые строили гигантские постройки, а также активно занимались торговлей, что подразумевает перемещение большого количества тяжелых предметов.
Хотя имея даже столь ничтожное количество информации, становится понятно, что подъемное оборудование - это как лакмусовая бумажка на протяжении всей истории человечества. С техникой связаны известные города и фантастические постройки.
(c) Тыц
_________________
No comments