Несколько дней назад я написала заметку о лагерных песнях "Юз Алешковский, Ив Монтан и Дина Верни"
http://mi-ze.livejournal.com/#entry_287900О Дине Верни я тогда пообещала написать отдельно. Это оказалось неожиданно сложно, и я провозилась раза в три дольше, чем с собственными рассказами.
Представляю вашему благосклонному вниманию пост об интереснейшей женщине. Разумеется, многое осталоь за кадром.
Дина Верни в России известна как исполнительница лагерных песен и создательница пластинки с их записью. Во Франции же ее знают как модель Аристида Майоля и создательницу его музея.
Дина Верни была не только красива.
Говоря современным языком, она была совершенно безбашенной, неуемной, авантюристической натурой. От нее исходила невероятная свобода и энергия, сумашедшая любовь к жизни и харизма. Она позировала, снималась в кино, пела в ресторане, записывала музыкальные пластинки, коллекционировала кукол, витражи, картины, рукописи. Когда ей было около пятидесяти, завела скаковых лошадей и выучилась ездить верхом. Скупала старинные повозки и разную ветошь, а потом по выгодной цене заключала договора с киностудиями и сдавала их в аренду. И это далеко не полный список ее увлечений.
Дина Верни, урожденная Дина Яковлевна Айрбиндер, родилась в Кишиневе в 1919 году в семье музыкантов. В шестилетнем возрасте родители увезли девочку через Одессу в Париж. В Париже Дина училась в лицее, дома родители следили, чтобы она не забыла русский язык - впоследствии ей это очень пригодилось.
Семья жила бедно, работу едва удавалось находить. Отец устроился тапером немого кино, мать давала частные уроки музыки. Поэтому когда друг отца архитектор Жан-Клод Дондель предложил устроить пятнадцатилетнюю Дину работать натурщицей у признанного во Франции скульптора Аристида Майоля, отец с радостью согласился. Он рассудил, что, кроме материальной помощи семье, дочь сумеет по крайней мере войти в круг известных и приличных людей, завязать связи, которые ей потом пригодятся. Без этого в новой стране никуда.
У семидесятидвухлетнего Майоля был тогда тяжелый творческий кризис и Дондель решил, что Дина - воплощение идеала женственности художника - сможет вдохнуть в него новые силы. Так и случилось. Когда Майоль увидел Дину, он сразу предложил ей оплату десять франков в час - большие деньги по тем временам.
Дина называла Майоля своим Пигмалионом.
Майоль с самого начала был поражен красотой девушки. Перед сеансом он долго смотрел на нее, просил сменить одежду, прическу. Придав, наконец, нужную позу, замирал и подолгу любовался.
Дине, с ее неуемным характером, было скучно сидеть неподвижно и однажды она спросила: "Можно, я буду петь?". Аристид разрешил, и Дина запела - сначала романсы, потом слышанные от отца одесские песни. Майоль был поражен.
- Ты русская? Ты непохожа на русскую. Больше всего ты похожа на крестьянских девушек моей родной Каталонии.
- А я и не русская, я еврейка - ответила Дина.
Когда Дине надоедало петь, художник разрешал ей читать или делать уроки. Он даже смастерил специальную подставку для учебников, поэтому почти на всех ранних набросках у его модели склоненная голова.
Майоль видел в Дине своё представление о женщине, а точнее, о вечной женственности. Впоследствии она позировала Анри Матиссу, Пьеру Моннару, Раулю Дюфи. Первый же визит к Майолю ввел Дину в вечность. Пожалуй, в мире нет ни одного известного музея, где бы не было скульптурного, живописного или графического изображения Дины.
Зимой Дина позировала Майолю в студии под Парижем, на лето они уезжали в его летнюю резиденцию, в старинный городок Баньюльс-сюр-Мер, прямо на границе с Испанией. Ее поселили на ферме в трех километрах от дома Аристида. Здесь стоял окруженный виноградниками родовой дом Майолей, виноградарей в энном поколении. Даже фамилия «Майоль» в переводе с каталонского означала «виноградная лоза».
Дина с Майолем много гуляли по окрестностям. Иногда Аристид водил ее по любимым горным маршрутам, узким тропам, ведущим через перевал в Испанию. Он показал Дине никому неизвестную тропу. По этой тропе Дина тайно переправляла в осажденную фашистами Испанию сотни добровольцев со всего мира, готовых сражаться и умереть за свободу Испанской республики. Сейчас эту тропу называют тропой Маньоля.
Закончив лицей, Дина по просьбе родителей поступила в Сорбонну, на химический факультет.
Но химия девушку совершенно не интересовала, она закружилась в вихре развлечений студенческой жизни. Дина лихо и заразительно пела цыганские песни, поводя плечами и звеня браслетами. Некоторое время они с гитаристом Сержем Полякофф пели в ресторане петербургского эмигранта Льва Доминика на Монпарнасе. Здесь было место встречи русской эмигрантской богемы и богемы монпарнасской. Там бывали Пабло Пикассо, поэт Жак Превер, там читал стихи вождь сюрреалистов Андре Бретон. В доме Бретона на улице Фонтэн открыли Бюро сюрреалистических исследований. Перед войной здесь можно было встретить Дали в фантастических, невообразимых шляпах и вечно что-то бормочущего себе под нос Бунюэля. Именно здесь Дина увлеклась авангардом и сюрреализмом. Здесь же Дина познакомилась со студентом парижской киношколы Саша Верни, своим ровесником, тоже сыном иммигрантов из России. Саша мечтал стать кинооператором и никогда не расставался с громоздким фотоаппаратом «Роллейфлекс». Дина влюбилась по уши и девятнадцати лет вышла за Сашу замуж. Свадьбу сыграли веселую, студенческую. Вместо медового месяца отправились с друзьями в поездку по стране целой молодежной коммуной.
Майоль, уже четыре года писавший Дину, вдруг снова, как в молодости, занялся скульптурой. Он уже создал раньше свои великолепные работы - "Помона"
"Воздух"
"Мысль" и начал четвертую, "Гармония".
Но тут началась война. В 1940 году во Францию вошли немцы.
Саша ушел добровольцем на фронт. Майоль решил уехать в свое родовое гнездо на юге Франции и умолял Дину поехать с ним. Он должен был закончить скульптуру Гармония, для которой Дина позировала. Дина колебалась.
В Париже почти ежедневно устраивались массовые облавы на евреев, тысячами их отправляли в Концентрационные лагеря. А отец Дины все медлил покидать Париж - он как раз нашел хорошо оплачиваемую работу. Но он тоже просил Дину уехать - Париж бомбили. Окончательно убедили Дину слова Андре Жида, на которого она случайно наткнулась в полупустом монпарнасском кафе: «Твой долг перед искусством - дать возможность Майолю завершить работу. Война пройдет, а искусство останется». Знал Андре, чем ее купить: долг перед искусством…
Дина любила Майоля, не хотела его огорчать, но оставаться в стороне от происходящего в мире было совсем не в ее характере. И вот наступил день, когда она, не сказав Майолю ни слова, сбежала в Париж. Через своего давнего друга поэта-сюрреалиста Андре Бретона она вышла на американского журналиста Вариана Фрая, организовавшего комитет помощи спасающимся от нацистов, и предложила ему себя в качестве проводника для перехода в Испанию.
С этого дня Дина по утрам позировала Маньолю, а в сумерках надевала ярко-красное, очень приметное платье и отправлялась на вокзал. В условленном месте она встречала беженцев, узнававших ее по этому самому платью. По тропам, которые когда-то показал ей Майоль, Дина вела беженцев через перевал в Испанию и возвращалась обратно в тихий Баньюльс.
«Тропами Майоля» она провела сотни людей, среди них немало писателей, музыкантов, художников - Артура Кестлера, Андре Бретона, Марселя Дюшана, Макса Эрнста, Отто Мейергофа, брата знаменитого художника - Джузеппе Модильяни.
Два раза Дина попадала в полицию. Первый раз всего через две недели ее выручил Майоль и отправил в Ниццу позировать Матиссу. Через два месяца Дина сбежала и снова стала связной, изредка навещая Майоля в Баньюльсе.
В начале 1943 года Дину Верни снова выследили и повторно арестовали. Обвинений было более чем достаточно: еврейка, подпольщица, связана с американской миссией. Это означало, что, перед тем как отправить ее в Германию, в концентрационный лагерь, Дину будут пытать и допрашивать. Ее жестоко пытали, потом забывали о ней... Полгода Дина находилась в тюрьме Фрей и хотела только одного - умереть, все равно каким образом.
Майолю опять удалось выручить ее. Зная, что у скульптора Арно Брекера имеются связи на самом верху, Майоль написал ему письмо, умоляя спасти Верни. В своих воспоминаниях Брекер потом напишет, что сразу понял: тут не только интерес художника, оставшегося без модели: «Это были письма любящего мужчины, личная жизнь которого разрушена до основания».
И скульптор фюрера сделал невозможное: связался с шефом гестапо, генералом Мюллером, и добился его разрешения освободить Дину.
Я ничего не написала здесь об Арно Брекере. Поскольку имеется много вопросов о Брекере и много недосказанного о Дине, придется писать еще один пост. :)
В 1944 году Майоль погиб в автокатастрофе. Он завещал Дине все свое имущество, творчество и все права на него.
В списках евреев, отправленных в Освенцим из Франции, Дина нашла имя своего отца. Она спасла многих от верной смерти. Но своего оца спасти не смогла. В конце 1943 года Яков Айбиндер попал в нацистскую облаву. Был помещён в специальный лагерь Дранси, а оттуда увезён в Освенцим, где его сразу же умертвили в газовой камере. Об этом Дина узнала после войны, когда был опубликован список евреев, депортированных из Франции в Освенцим. Там значилось, что Яков Айбиндер был увезён из Парижа 7 декабря 1943 года и умерщвлён сразу по прибытию а лагерь 12 декабря.
С мужем, Саша Верни, они расстались. Кстати, он стал выдающимся оператором и снял такие шедевры, как «Хиросима - любовь моя», «Дневная красавица», «В прошлом году в Мариенбаде».
В 1947 году Дина открыла свою первую художественную галерею на улице Жакоб в Латинском квартале, где стала выставлять не только своего Майоля, но и Матисса, Боннара, Донгена, Анри Руссо, Марселя Дюшана, молодых художников. Практически это была первая галлерея, руководимая женщиной и не только во Франции, но и Европе. Дине тогда было всего 28 лет. Традиционно арт-бизнесом занимались исключительно мужчины. И вот в их круг врывается бесстрашная, энергичная молодая женщина c исключительным художественным вкусом, напористой деловой хваткой, которая вскоре становится преуспевающей бизнес леди. Её соперникам остаётся только перемывание косточек и сочинение небылиц о личной жизни Дины.
Дина Верни становится одной из богатейших женщин Франции. Недалеко от Парижа она покупает старинный замок, который становится её личным поместьем. В нём она устраивает свое новое увлечение - уникальный парк старинных каретных экипажей 17-19 веков. Она собирала их, реставрировала и среди них оказалась карета самого Франсуа де Шатобриана (знаменитого французского писателя и политического деятеля 18 века). Таких по полноте коллекций нет ни в одном музеев мира. В том же поместье Дина создала ферму по выращиванию знаменитых породистых лошадей, которые до сих пор занимают призовые места на международных состязаниях. И кареты, и лошади участвуют в съёмках исторических художественных фильмов на многих известных киностудиях мира.
Всю жизнь Дина собирала старинные куклы разных народов мира. Этой коллекции также не было равных.
В 1964 году Дина совместно с министром культуры Франции Андре Мальро осуществили известный «проект Тюильри». Она передала во владение государству 20 авторских бронзовых скульптур Майоля, 18 из которых установлены в парке напротив музея Лувр. Большинство этих скульптур в стиле «Ню» являются вечными памятниками музе Майоля Дине Верни.
Целью своей жизни Дина сделала создание в Париже музея Аристида. Для открытия музея год за годом Дина скупала квартиру за квартирой в доме в центральном 7-м округе Парижа на улице Рю де Гренель (59-61). Дине даже пришлось продать часть своей коллекции антикварных кукол, лучшей коллекции в мире. Одна только игрушка-автомат «Клоун в маске» ушла за полтора миллиона франков.
Открыть музей Дине удалось ей лишь в 1995 году, когда самой ей исполнилось 76 лет. На открытии присутствовал президент Франции Жак Ширак.
Свой музей Дина оставила двум сыновьям. Один из них стал директором музея, другой, искусствовед - куратором выставок. Всего через четыре года после смерти Дины, в декабре 2013 года, братья, литератор Оливье Лоркен и автор каталога работ Майоля Бертран Лоркен выставили на аукцион Сотби несколько работ из коллекции матери. Скульптура «Река» (Rivière,1938-43,
"
Дина послужила для нее моделью), отлитая в 70-х годах, ушла в США по гигантской цене в шесть с лишним миллионов евро (при первоначальной оценке в 2-3 миллиона). Были проданы в США также скульптура Майоля "Гармония" и подготовительный рисунок пастелью для скульптуры "Река", четыре рисунка Матисса, для которых позировала Дина, работы Ильи Кабакова и Эрика Булатова.
Впрочем, работы Майоля продавались уже при жизни Дины. В 2000 году работу Майоля «Воздух» продали примерно за два миллиона двести тысяч евро на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке. Непонятно - собирала музей, чтобы потом продавать? Неужели обстоятельства? Богатая ведь женщина была. То есть, если я прилечу в Париж и приду в Музей Майоля, что я собиралась сделать, я не увижу там лучших его работ? Как жаль!
Через несколько лет после смерти Сталина, когда железный занавес несколько приоткрылся, Дина решила посетить СССР. Она пыталась найти следы пропавших в войну родственников. Но поиски ничего не дали. Посетила она и Москву. После блистательного Парижа город показался ей серым, люди какими-то пришибленными, и она не нашла ничего, что бы смогло ее заинтересовать. Особенно навевало скуку ей, привыкшей с юности к ярким полотнам авангарда, официальное советское искусство. Однако, на Запад стали проникать творения советских авангардистов и Дина снова едет в СССР. Её знакомят с лучшими художниками-нонконформистами - Ильей Кабаковым, Эрнстом Неизвестным, Оскаром Рабиным, Михаилом Шемякиным и рядом других. Она покупает их картины, устраивает выставки. Словом и делом со всей своей неиссякаемой энергией начинает продвигать советское неофициальное искусство на Запад.
Во время своих посещений Москвы, а затем и Ленинграда, Дина не брезговала посещать бараки, подвалы, чердаки, где как правило размещались мастерские неофициальных художников. Именно благодаря ей на Запад попали такие шедевры как «Паспорт» Рабина, «Дверь» Янкилевского и ряд других. Участвовала в знаменитых посиделках творческой интеллигенции на кухнях и квартирах. Знакомилась и беседовала с диссидентами.
Такая деятельность не могла не заинтересовать КГБ. За ней стали следить. Вскоре Дина начала здороваться с сопровождающми её агентами. Дважды её вежливо приглашали на доверительную беседу, но формальных причин для высылки из страны не находилось. Как она затем сумела переправлять на запад понравившиеся ей картины, так никто и не узнал.
Во время своих приездов в СССР Дина встречалась не только с художниками. Она посещала семьи диссендентов. Её знакомили с реабилитированными жертвами Гулага. Помогала очень многим: привозила отсуствующие в стране лекарства, продукты, вещи.
Во время дружеских застолий Дина услышала блатные и авторские песни. Они произвели на неё громадное впечатление. Она собрала тексты многих песен, но вывезти их из страны было невозможно - Дину очень тщательно проверяли на таможне. Тогда она выучила наизусть текст и запомнив ряд оригинальных мелодий, записала и выпустила пластинку на той же известной студии в Париже, где записывались Высоцкий и Окуджава. Затем выпустила свой единственный оригинальный альбом «Песни Гулага».
Удивительным и невероятным кажется тот факт, что лирическую составляющую тюремного фольклора тоньше всех смогла почувствовать и выразить благополучная парижанка, говорившая по-русски с заметным акцентом. Однако, нам, привыкшим к бардовской, более сухой манере, ее исполнение кажется чересчур лиричным.нам
Ещё до выхода альбома Дина стала исполнять песни, о которых она говорила:
- «Очарование языка, юмор, тоска и их жестокая сила создают неповторимую поэзию, где грубость граничит с нежностью. Обычно их исполняют от лица заключённого, сидящего далеко - далеко… Но его песня летит подобно ласточке, преодолевая огромные пространства».
Дина записала пластинку с песнями Гулага в 1971 году. Перед записью она, уже в солидном возрасте, начала брать уроки вокала. После записи альбома Дина стала персоной нон грата в СССР и культовой фигурой для интеллигенции Москвы и Парижа.
Давая интервью создателям фильма «Неистовая Дина Верни», известный художник Оскар Рабин вспоминал:
«Где надо, она была настоящая гранд-дама, а в другой раз смотришь - одесская торговка. И это мило было в её натуре, потому что она любила душу отвести со своими. И матом могла. И такой у неё голос - даже визгливый чуть. И поэтому вот эти песни, когда она пела с таким блатным одесским акцентом, у неё получались».
Дина Верни исполняет песни:
"Окурочек"
https://www.youtube.com/watch?v=3NkCMlf9-C0"Товарищ Сталин" (интересен видеоряд)
https://www.youtube.com/watch?v=ngwyJF0VCws&t=10s Как только повеяло ветром перестройки в бывшем СССР, Дина со свойственой ей энергией стала устраивать выставки советских художников. Последняя художественная выставка, которую организовала Дина в музее Майоля, носила название «К другнм берегам» (так назывался эскиз обложки литературно-публицистического журнала, созданного в 1923 году художницей Любовью Поповой). Это выставка по своему составу стала русской. Именно на ней впервые были показаны живопись и графика русских художников-авангардистов первой трети 20 века.
О Дине Верни создано два фильма. Лента Ольги Свибловой «Дина Верни. Биография». Эта 51-минутная документальная лента, созданная в 1995 году в Париже таким мастером как Свиблова и где главную роль играет сама Дина, производит неизгладимое впечатление. Фильм получил приз Юнеско на кинофестивале в Париже. Операторы Эммануэль Сойер, Кристиан Вальдес, Франсуа Эд, Лоран Андрие, Маслин Бутиков, Дамьен Марке, Каталин Кальмар.
К сожалению, ссылку на фильм я найти не смогла. Фильм демонстрировался на канале "Культура" 14 марта 2010 года.
Ссылку, большое спасибо, подсказала
zelda_1http://rutracker.org/forum/index.php В 2011 году вышел фильм «Неистовая Дина Верни», созданный на известной студии «МIRIAM MEDIA», режиссер Григорий Илугдин. Ссылки:
https://accounts.etvnet.com/auth/registerhttp://doskado.ru/blog/2013-02-20-9496 В интервью Александру Фрумину в 2008 году Дина рассказывает об истории создания пластинки песен ГУЛАГа.
https://www.youtube.com/watch?v=wdWCPXFwrFQ Право, стоит тыцнуть на ссылку хотя бы для того, чтобы увидеть эту уникальную женщину и послушать ее русскую речь.
Рядом с ее креслом стоит статуя Майоля Гармония, для которой позировала Дина в молодости.
В жизни Дины было немало мужчин, однако каждый из них знал, что главным навсегда останется великий и бессмертный Аристид Майоль. Дина вышла замуж за скульптора Жана Лоркена и родила ему двоих сыновей. Однако с ее неугомонным характером не смогли смириться ни второй муж, ни третий - барон Дюпольд. Она не была создана для семейной жизни.
Дина Верни умерла 20 января 2009 года, не дожив нескольких месяцев до своего девяностолетия. Ее окружение утверждало, что её последними словами были слова: «Я ухожу к Майолю».
- Что такое тридцать лет? Пустяк! - говорит Дина в интервью.
Действительно, что такое тридцать лет для женщины, остающейся в памяти на века.
Для тех, кто очень заинтересовался - бонус
http://www.isrageo.com/2016/08/15/evrmu164/Там в середине под пошлую песенку "А ты хохочешь" есть интересный клип - "Дина Верни в фотографиях и в рисунках Аристида Майоля". Стоит посмотреть.
Источники:
Википедия,
http://www.cablook.com/mixlook/dina-verni-odesskaya-galateya-majolya/http://club.berkovich-zametki.com/?p=16659http://7days.ru/caravan/2013/10/dina-verni-naturshchitsa-velikogo-mayolya-i-otvazhnaya-partizanka/25.htm#ixzz4aJbMKRtnhttp://rusoch.fr/lang/ru/cult/mirovoj-rekord-majolya-i-verni.htmlhttp://www.isrageo.com/2016/08/15/evrmu164/