часть той силы

Oct 12, 2012 08:46

Интересный рассказ о том, как фантазии, страх и мнительность нескольких человек привели к изменению представлений человека о дьяволе и процессам над ведьмами.



Современная христианская демонология возникла не в позднее средневековье, о котором принято говорить как о времени охоты на ведьм. Демонологические идеи возникли очень рано. Первая относительно полная теория об отношениях человека с дьяволом возникла в IV веке нашей эры в трудах блаженного Августина. Он развил в своих работах идеи лионского епископа Иринея, который во II веке ввел само понятие дьявола в христианскую экзегезу.

Именно Августину принадлежит мысль о том, что люди заключают союз с дьяволом или с его приспешниками - демонами. Но для Августина влияние дьявола на человека представляло собой иллюзию. Он считал, что демоны, в отличии от ангелов, не могут создать ничего реального, но зато они творят фантазии. И именно этим фантазиями и питаются люди, которые вступают с ними в контакты. До XIII века позиция Августина по этому вопросу считалась основополагающей. И она вошла в декрет Грациана.




Для Грациана колдовство являлось иллюзией. Люди верили в то, что им показывали демоны, но на самом деле никаких ночных путешествий с демонами, никакого обмена опыта не происходило. Все это людям лишь снилось.



Все изменилось XIII веке. Прежде всего, благодаря трудам Фомы Аквинского, который первым ввел понятие сознательного контакта человека с дьяволом. И человек выступал уже не жертвой происков дьявола, а активной стороной этого союза - этот человек искал встречи с дьяволом и заключал с ним договор. И использовал демонические силы в своей жизни. И именно из концепции Фомы Аквинского следовало, что это реальное преступление и оно причиняет реальный вред окружающим людям.



С этой точки зрения особенно интересен понтификат Иоанна XXII, человека крайне мнительного, который не просто верил в колдовство, но постоянно опасался, что на него наведут порчу. В 1322 году состоялся процесс против епископа Эро, которого обвиняли в том, что он злоумышлял против Папы и заключил для этого договор с дьяволом. И именно мнение одного Иоанна XXII оказало влияние на всю христианскую демонологию - в его понтификат была проведена консультация с ведущими европейскими теологами. Было опрошено 10 человек по вопросу нужно ли отличать колдовство от ереси. И 9 из 10 согласились с тем, что это самостоятельное преступление. В 1326 году Иоанн издал знаменитую буллу, в которой утверждалось, что все случаи колдовства должны быть расследованы инквизицией.

И колдовство стало материальным. Появились восковые фигурки, освященные в церкви, которые протыкали иголками, различные снадобья, подозрительные записки, которые потом превратятся в договор с дьяволом.



Один из самых знаменитых французских демонологов - судья Жан Боден в конце XVI века попробовал объединить концепцию блаженного Августина и Фомы Аквинского. Он считал, что вред, который наносят ведьмы реален, но их магические знания это иллюзии, насланные демонами. Эта точка зрения сохранилась в европейской демонологии до середины XVII века, когда процессы над ведьмами сошли на нет и были вытеснены процессами об одержимости, при которых отношения между человеком и дьяволом воспринимались совершенно иначе. Это уже был не договор двух равных субъектов, это было порабощение человека дьяволом, когда дьявол проникал в человека и изнутри управлял его мыслями и поступками. И, таким образом, посредник в виде ведьмы в этих отношениях был уже не нужен и ведовские процессы на этом закончились.

p.s.
Интересно также наблюдать, как увеличивалось количество демонов.

Максим Тирский во II веке считает, что существует 30 000 демонов.

Альфонс де Спина в 1459 году, ссылаясь на то, что от Бога отпала ровно треть небесного воинства, назвал число демонов - 133 306 608.

В XVI веке авторы учитывали библейское "число зверя", и насчитывали 66 адских князей, командующих 6 660 000 дьяволами.

Чуть позднее Иоганн Виер в "De Praestigius Daemonum" утверждал, что в аду живут 7 405 926 демонов, управляемых 72 князьями. Демоны формируют 1111 отрядов по 6666 в каждом.

А лютеранские богословы называли фантастическую цифру - 2 665 866 746 664 демона.

history, религия

Previous post Next post
Up