Aug 05, 2009 19:54
Ночью я плохо соображаю. Поэтому выражаюсь, в отличие от Саши, сбивчиво и пунктиром. И все же мне кажется, что мы затронули здесь важные темы.
Извините за некоторые повторы.
...
я: в продолжение нашего разговора. в порядке общих размышлений. я недавно подумал, что главные прорывы в искусстве по крайне мере 19-20 веков происходили на стыке экономических, социальных и политических и соответственно эстетических перемен: романтизм - французская революция, наполеоновские войны. импрессионизм - бурное развитие НТП. И так далее революция, мировые войны, 68год. А сейчас ничего не происходит . В политике - бюрократы, технологии развиваются по принципу файн-тюнинга, в экономике вообще начался кризис и т.д. Поэтому мы в своеобразном болоте. И в этом контексте отмирание письменной традиции, возможно, главнейший культурный сдвиг, покруче революций и войн.
Отправлено в 0:30, пятница
evangely: кризис - это не симптом, они регулярно происходят. но проблема да, очень серьезная - проблема диагностики современности
Отправлено в 0:33, пятница
evangely: отмирание письменной традиции я вижу не в смене пера клавишами, а в смене именно что письма (текста из букв) другим медийным посредником.
Отправлено в 0:34, пятница
evangely: сейчас люди в метро появились с плоскими электронными книжками - но это уже не страница, хоть там еще буквы. это уже экран, т.е. то, что с самого начала несло изображение, а не текст
я: согласен, но и в этом тоже. смена технологии в данном случае равноценна переходу от телеги к паровозу
Отправлено в 0:36, пятница
evangely: да, но это может быть еще более радикальной сменой. от телеги к паровозу - это смена крестьянской культуры на городскую, индустриальную, но и то и другое существовало как идея, которая зрела медленно.
а сейчас у нас идет стремительное расширение парадигматических горизонтов, которые не успевают осваиваться в культурном опыте, осмысливаться.
мы идем к реальности человеко-машинных химер с опытом человеческой культуры, очень древней, с системой странных табу.
собственно, я хочу сказать очень простую вещь: у нас нет никакого диагностического инструмента для будущего кроме искусства
Отправлено в 0:43, пятница
evangely: чувство болота, о котором ты говоришь - это симптом. то же самое говорили самые порницательные люди сто лет назад - в это трудно поверить, да? очень много всего происходило и слишком стремительно
Отправлено в 0:44, пятница
evangely: но из-за отсутствия дискурсивных инструментов вся симптоматика перспективы и настоящего, которая для нас сейчас так ясно видна в искусстве 100летней давности, была нечитаема
Отправлено в 0:46, пятница
я: относительно диагностики - абсолютно согласен. я бы даже сказал хотя бы осознание этих парадигматических сдвигов.
Отправлено в 0:48, пятница
я: относительно болота. дествительно, многие критиковали соввременность, но это заставляло их двигаться вперед.
сегодня мы старательно отрабатываем старые парадигмы.
Отправлено в 0:50, пятница
evangely: слишком общее утвержждение. вот ты, например, какие старые парадигмы отрабатываешь и почему? я например насчет своих старых парадигм ничего не знаю. я даже думаю, что вопрос новизны из искусства уже изъят - новизна вытеснена актуальностью, это более фундаментальное понятие, а актуальность может быть, а может и не быть новой.
вот сейчас например актуален такой возврат к традиционным ценностям, реставрация, клерикализация и т.п. что тут нового? ничего конечно. а в искусстве - через старые формы (ибо они актуальны) могут внедряться какие-то новые важные смыслы.
но это гипотеза.
Отправлено в 0:58, пятница
я: общее утверждение потому, что не могу пока сформулировать четко мысль. ты прав дело, не в новизне. и тут мы снова возвращаемся к диагностике современности. мне кажется, мы упускаем из виду что-то важное. например, тот же переход от текста к изображению. вообще технологические изменения - от почти бесконечного увеличения скорости потоков информации до уменьшения носителей. но это только один пример. возможно, в этом контексте роль искусства действительно заключается в замедлении.
Отправлено в 1:17, пятница
evangely: про замедление мне кажется, очень важная мысль. но пока непонятно почему )
Отправлено в 1:20, пятница
я: это то, что ты обозначил социологическими терминами реставрация, клерикализация и т.д. , я называю замедлением, "остановкой в пустыне". но тогда мы приходим к деэмансипации искусства
Отправлено в 1:27, пятница
я: "Близорукость сглаживает детали, размывает черты, заставляет (порой мучительно) вглядываться, напрягая мышцы глаз. Иными словами, близорукость - это всегда чувство утраты. То, что невозможно разглядеть, компенсируется чувством или памятью. На эффекте близорукости, по существу, основан принцип остранения. Именно «остранения» от слова «странно», порождения чувств, а не «отстранения» - дополнительной камеры наблюдения, включаемой интеллектом. Объект под близоруким взглядом всегда странен, несовершенен, неуклюж. А потому, по Беньямину, вызывает у нас особо трепетные чувства.
Близорукое искусство требует времени. Это искусство замедления, «остановка в пустыне». То есть зритель не бежит, спотыкаясь, задыхаясь и мучаясь от боли в боку за художником, который ускакал в авангард, а наоборот, как бы едет в эвакуацию. Объект невозможно увидеть издалека. И дело вовсе не в размере. Необходимо подойти вплотную, как бы потеряться в объекте или в его хоронотопе.
"
это из черновика к одному моему тексту
Отправлено в 1:34, пятница
evangely: социологические термины - это про общество. К искусство это все имеет косвенное отношение. И к мысли видимо тоже.
...