Oct 02, 2009 10:09
я: Привет, Саша. Не спится?
evangely: привет
ну пока еще даже не собирался
но на часы уже взглянул
а тебе?
я: а мне что-то не спится. какие-то тексты лезут в голову. думаю, что дальше делать после биеннале.
…
evangely: как тебе иллюзионистский тренд? он не только на биеннале обозначился.
Отправлено в 4:00, пятница
…
я: мне нравится. мне кажется, что мартен показал совриск именно, как интеллектуально-эстетическую практику, а не как процесс создания странных объектов
Отправлено в 4:04, пятница
…
Отправлено в 4:05, пятница
evangely: да, именно. причем как рефлексивную практику, абсолютно конгениальную современности и живую.
экспозиция даже начинается - рождением. и заканчивается смертью. ты будешь через 5 мин? хочу покурить
Отправлено в 4:07, пятница
я: да, буду.
Отправлено в 4:09, пятница
я: относительно себя я в любом случае рад, что вырвался за собственные пределы. в этом смысле я доволен. и хотя капур действительно заслонил немного, мне рядом с ним не стыдно. только теперь я знаю, что текст мой надо выставлять как часть работы, а не экспликации,чтобы крупно на стене. И видео, которое я сделал, где я пишу тексты и режу металл.
Отправлено в 4:12, пятница
evangely: да, ты прав. так было бы точнее. такое экспонирование разгерметизировало бы работу
на своей персональной выставке или в отдельном пространстве можно было бы выставить так, как сейчас в гараже. а в общем контексте - нет.
Отправлено в 4:14, пятница
evangely: вообще у мартена действительно дико интересная игра с контекстами. иногда совершенно вызывающая, как во втором зале, где он помещает цветкова в африканский контекст. и все высказывание звучит как из такой маргинальной дикой географии
Отправлено в 4:16, пятница
evangely: то есть вы, русские, можете как угодно иронизировать над современной общественной проблематикой, запад с интересом на вас смотрит, но при этом помнит, из какого места звучит это ваше высказывание
Отправлено в 4:18, пятница
я: абсолютно! я это почувствовал. кстати не только у мартена. еще в лондоне по отзывам. поэтому принципиально не захотел выставлять бабушек, несмотря на то что они были бы понятней и ближе.
Отправлено в 4:19, пятница
я: если раньше в европе была установка: равный такой как все, то сейчас равный , но другой. то есть ты можешь войти только как русский художник или африканский
Отправлено в 4:21, пятница
evangely: ну да. равенство это же в общем фикция. изначально это строго говоря - равенство прав. а в современном обществе - это почти всегда право равного потребления. но потом начинаются национальные поправки и тут инаковость все сводит практически к нулю.
Отправлено в 4:27, пятница
evangely: потому что изначально люди не равны, т.е. не одинаковы, и только требование равенства прав может выглядеть паллиативом справедливости.
очевидно, что сейчас эта иллюзия терпит крах - новой-то идеи нет
Отправлено в 4:29, пятница
evangely: но мне показалось, что в конце гаража мартен выставил такой европейский хор голосов
он как бы не вполне национальный, а межнациональный
ну как в ссср
и как сейчас в европе
общая география, общее поле проблем, разные национальности, разные высказывания в общем пространстве
т.е. это как общая симптоматика способа думать
Отправлено в 4:33, пятница
evangely: о цветкове с его медведями такое не скажешь. или об африканских художниках
Отправлено в 4:34, пятница
я: согласен. мне кажется, мартен комбинировал именно так - по уровню рефлексивности или вопрошания. По тому, что это как раз и делает современное искусство современным.
Отправлено в 4:37, пятница
я: то есть это еще один пласт в этой выставке. в этом смысле он создал карту в делезовском понимании.
evangely: в его сопоставлениях я вижу разные сюжеты.
Отправлено в 4:39, пятница
evangely: в начале, скажем, где ироничная работа с курами куна ванмехелена, соседняя инсталляция (довольно плакатная) существует, кажется, только для того, чтобы обозначить точку во времени, когда начался современный глобалистский курятник. и то современное искусство, с которым мартен работает
Отправлено в 4:41, пятница
evangely: поскольку работа с элитными курами - о рождении и современности, то естественно встает вопрос о рождении современности. контекст отвечает - после войны живописцев
Отправлено в 4:43, пятница
я: можешь объяснить вторую половину фразы? я не помню, что идет за курами
Отправлено в 4:45, пятница
evangely: рядом с курами в том же зале красная инсталляция глории фридманн из сапог в виде свастики. справа от нее выставлены три картинки маслом - черчиля, эйзенхауэра, гитлера.
Отправлено в 4:48, пятница
evangely: это все одна инсталляция. и в ее контексте становится ясно, что мы имеем дело с ситуацией после второй мировой войны - войны живописцев, фактически ))
Отправлено в 4:49, пятница
evangely: т.е. искусство в гараже и прекрасная гламурная глобализация как экзистенциальное состояние зрителей этого искусства, посетителей гаража - симптомы одного процесса, начавшегося после 2-й мировой войны
Отправлено в 4:51, пятница
evangely: а потом сразу идет африка и россия, их рефлексии современного состояния, где температуру определяет запад, а третий мир усмехается
Отправлено в 4:52, пятница
я: а дальше он дает такие различные варианты глобуса, некие глобальные модели мира - от бродского до террариума
Отправлено в 4:59, пятница
evangely: да, можно и так посмотреть
Отправлено в 5:00, пятница
evangely: но знаешь, что с третьим залом - когда только входишь, тормозишь в проеме, смотришь на картину в целом, видишь ржавые баки, непонятные еще тильмановские имиджи почти трешовые, потом поворачиваешь голову вправо - и упираешься в маленькое фото "крыса исчезает"
Отправлено в 5:02, пятница
evangely: и эта крыса на какое-то мгновение настраивает весь взгляд на этот зал - мусорные баки, тюремный крысиный волязловский, мусорный мунис, даже большие фото тильманса - это такой взгляд на мир как бы другими глазами - крысы. и фото людей - тоже
Отправлено в 5:04, пятница
evangely: от этого - ненадолго - нечто вроде инсайта, особенно когда подходишь к мусорным бакам и видишь там сияние цивилизации. это такой вывернутый наизнанку взгляд на вещи, на всю культуру.
мне не кажется, что я вчитываю то, что мартен не предполагал - я думаю он сознательно выстроил такое восприятие и этот эффект
Отправлено в 5:07, пятница
я: мне тоже не кажется. я тоже подумал, что эти залы - своеобразная колоноскопия мира.
Отправлено в 5:09, пятница
evangely: я даже думаю, что разные жопы мира, в которых обитает искусство, это самое главное в нем (в мире).
у мартена действительно несколько линий сквозь всю выставку. некоторые слишком доверчиво отнеслись к его риторике и теперь обвиняют его в том, что все слишком общее и разное и нет общей темы - я сейчас даже не хочу вспоминать эти стереотипные бессмысленные банализации весьма тонкого высказывания
Отправлено в 5:12, пятница
evangely: для меня очевидно, что он проводит различия не совсем там, где его проводят коллеги-кураторы, критики, в том числе левые интеллектуалы, и т.д.
Отправлено в 5:13, пятница
evangely: он действительно довольно банален в том, что работает с категориями типа рождение, жизнь, смерть, искусство, пространство, время и т.д.
Отправлено в 5:14, пятница
evangely: вся экспозиция - не помню, говорил я уже или нет - начинается рождением и заканчивается смертью. мне кажется, эта его история глубоко ироничной, и в этих смертных залах - особенно.
Отправлено в 5:17, пятница
evangely: там же помнишь - сенильные старцы в колясках, вся фактически современная цивилизация в доме престарелых, и потом все умерли уже в следующем зале, и лежат такие красивые в кутюрных одеждах у аесов, в поп-артистских гробах
Отправлено в 5:19, пятница
evangely: гробы из ганы, но там это все еще искреннее ремесло с человеческим лицом, а в британии такие гробы уже делает дизайнерская фирма, их покупают
я: я бы сказал, что он не банален, а более традиционен что ли. темы-то вечные, несмотря на то , что их "отработали" в последние 15-20 лет.
evangely: т.е. хотел сказать - он банален, как любой гений банален
эти темы никогда невозможно отработать.
я: относительно его риторики - мне показалось, что мартен больше человек дела, нежели слова.
поэтому я и поставил в кавычки.
Отправлено в 5:23, пятница
evangely: и начиная с некоего масштаба высказывания и уровня мысли человек начинает думать такими категориями, можно сказать - такими же, как умный подросток, но разница-то ясна
я: а со смертью и рождением действительно все преисполнено грустной иронии. Отправлено в 5:25, пятница
...
evangely: я не знаю, хаим. ты с ним тесно общался, обсуждал работы. я вполне доверяюсь твоему впечатлению.
что следует из того, что он человек дела а не слова?
Отправлено в 5:26, пятница
я: я , естественно, имею в виду мартен-куратор. это я к тому, что в его экспозиции гораздо лучше считывается его реальное высказывание или даже мировоззрение , чем из его риторики или текстов. я , кстати, это понял не из общения с ним, а из чтения каталога.
evangely: я еще не видел каталог
я: кстати, в тему смерти отлично вписывается проект альберта. смерть современного художника - смерть современности, которую он придумал.
evangely: да, оч. хороший проект с премией. его ирония еще и в том, что этот проект радикально подрывает саму идею коррупции, которая всегда сопровождает любое обыденное восприятие премиального процесса.
да, художники действительно вручают премии самим себе - за то, что умирают. вы так хотите?
по-моему, дико остроумно