(no subject)

Oct 02, 2016 15:54


Мисс Джин Броди в расцвете лет /The Prime of Miss Jean Brodie, 1969, Роналд Ним

Вверх по лестнице, ведущей вниз / Up the Down Staircase, 1967, Роберт Маллиган

Время от времени в просмотровом плане практически непреднамеренно возникают пары близнецов. Как будто внутренний отборщик, следящий за разнообразием репертуара, допускает периодический сбой. Как, например, сейчас: друг за другом последовали две педагогические поэмы о нелегком процессе взаимодействия обучаемых и обучающих. Оба сняты в одну историческую эпоху (здесь должна быть шутка про кайнозойскую эру), в обоих присутствует подсюжет о выделяющейся из ряда, некрасивой ученице, которую ждет роковая участь. И там и там есть учитель-мужчина, пользующийся успехом у школьниц - актуальный мотив и по сей день.

В английской картине действие перенесено в довоенную среду, и в заглавной героине, эксцентричной учительнице частной школы для девочек в исполнении Мэгги Смит (странное сочетание дерганной чопорности, я всё думал, в кого она в "Гарри Поттере" такая - да в саму же себя), уживаются определенная эмоциональная раскованность, нежелание следовать образовательным догматам и... симпатии к Дуче - видимо, вполне допустимый для тех лет выверт интеллигентско-либерального сознания. Не совсем понятно, чему, она их учит. Непосредственно процесс преподавания показан как необязательные отвлечения от основной линии - внешкольных встреч, личных интриг, неформального общения "за жизнь". Она говорит, что "ставит старые головы на молодые плечи", но больше увлечена собой, смакованием собственного "расцвета", а также отстаиванием своего места в школе, когда дело дойдёт до конфликта с администрацией. Снято по пьесе Джей Прессон Аллен, имя не склоняем, это, оказывается, женщина, к тому же, работавшая на тот момент почти во фронтире: её предыдущий сценарий "Марни" Хичкока, а следующий - так и вовсе "Кабаре". Фильм Роналда Нима не злой и не добрый, оставляет скорее дурные впечатления о центральной героине - всё-таки странноватой, мало симпатичной, с куриным профилем и мелкими чертами, запутавшейся в ложных позывах преподавательнице, между делом угробившей жизнь впечатлительной воспитаннице. Американская академия предсказуемо наградила это "Оскаром". Зато здесь есть фантастически смелая для шестьдесят девятого года сцена с обнаженной 18-летней Памелой Фрэнклин - интересной (и довольно-таки многообещающей) актрисой, прискорбно в последствии приземлившейся в сериалах. А роль школьного соблазнителя отведена учителю рисования, вот здесь они вместе:



У более даровитого Маллигана история, как мне показалось, честнее и приближеннее к реальности. Никаких временных отступов - действие прямо там, в разлагающихся американских 60-х, неблагополучный район, средняя школа ("есть получше, есть и похуже", как её характеризуют сами учителя) и хрупкая героиня Сэнди Деннис, о которой, на самом деле, мало что известно. Никакого бэкграунда, никакой личной жизни. Вся предыстория о том, как обладательница нескольких ученых степеней оказалась на этом, не вполне подходящем месте, укладывается в пару мимоходом брошенных строчек, сюжет начинается в первый же учебный день на пороге школы, без долгих объяснений. Понравилось, как много внимания уделено бюрократической рутине, с которой сталкивается молоденькая преподаватель: заполнение форм, отчетов, пробивание карточек, следование бесчисленным должностным инструкциям - нечасто такие подробности встретишь в школьном кино. И все это вдобавок к профессиональным трудностям: разношерстный класс, от зубрил-подхалимов и клоунов-хохмачей до не высыпающихся бедняков и даже готовых преступников. С каждым надо наладить контакт, каждому что-то вложить в голову, пусть многое прольется мимо, но задержится, впитается хоть капля. По умной, живой интонации фильм здорово напоминает "Доживем до понедельника", есть даже идентичная сцена встречи с матерью отстающего ученика. Сэнди Деннис отличная - сочетание видимой беззащитности с внутренним стержнем, весь фильм в центре, работает на износ, но и остальная труппа - каждый на своем месте, мощный директор, достоверные ученики, холеный коллега-пикапщик, учитель английского. Вот, кстати, он устраивает грамматический разбор любовного письма от несчастной ученицы - одна из ключевых и самая жесткая из сцен в фильме:


Маллиган всё-таки знает свое дело, снято с достаточной силой, чтобы вызвать серьезные переживания. Его лента, кроме того, куда конкретнее, детальнее рассказывает о вполне определенной профессиональной деятельности человека - школьного учителя, мне всегда нравились подобные углубления в подробности, в отличие от более общих "поэтических" отвлечений в сторону, которыми чаще грешат в кино, уходя от подробного показа известных процессов в области надуманные и бесполезные, когда необязательность рассуждений демонстрирует вовсе не стремление к обобщениям, а скорее простое незнание предмета.

Американцы, Британцы

Previous post Next post
Up