Вчера закончил просмотр замечательного мультфильма Death Note.
Впечатлило. Причём, настолько, что я не поленился со словарём переводить английские титры. Конечно, кое-что высосано из пальца и притянуто за уши, но главную суть япошки передали предельно верно.
По персонажам:
Рюк.
Ну, тут говорить особо не очем. Яркий, но довольно простой. Если в двух словах, то жестокий и с чувством юмора. А чего ждать от бога смерти?
Рем.
Как она дожила до наших времён?
Миса.
Умная дура, по-другому и не скажешь. То есть, мозги-то у неё есть, только вот включаются они лишь время от времени.
N.
Скучный персонаж. Даже малость обидно, что именно он остался победителем.
Mello.
Обаятельный чертяка! Вся моя сущность протестует против такой глупой его смерти. Ну не мог так хорошо соображающий парень проколоться на фокусе с одеялом. Скажем так, тема рыжика не раскрыта! Могли бы дать этому персонажу побольше действовать, он довольно колоритный. Очень его жаль.
L.
Тоже жаль парня, но как-то не очень. Сам поставил своим объявлением войны Киру в такую ситуацию, что тому пришлось его убить. Мог бы выжить, но пошел на принцип. Не дурак, понимал ведь, что делает. Персонаж очень красивый, бесспорно.
Ягами-кун.
Главный герой и проработан на совесть. Думаю, в каждом из нас живёт его часть. Ведь постоянно же сталкиваемся с тем, что виновные остаются безнаказанными, а карают зачастую непричастных. Хочется поубивать гадов, но есть чёткое понимание того, что много не наубиваешь, а сделаешь только хуже себе и своим близким. Попади тетрадочка к среднему из сограждан, думаю, террор бы начался такой, что Кира нервно покуривал бы в сторонке. Одним словом, персонажа понять и принять могут почти все, наверное. Искренне жаль, конечно. Нет, не убитого полицаями безумца, а красивого, умного и, что главное, справедливого парня, которого L довёл до сумасшествия. Его жестокость стала лишь ответом на сжимающееся кольцо преследователей, это не более чем средство выживания, его безумие не более чем следствие напряженной борьбы за существование, когда приходится постоянно создавать себе двойников, уничтожать их, терять память и вновь её обретать, вести расследование против самого же себя, в котором участвует даже родной отец. L сам себе вырастил такого врага и сам же от него погиб.
Кто такой Ягами-кун с точки зрения истории? Ягами-кун это деятель, выражающий интересы простого народа. Уничтожение преступности, окончание войн, принуждение государственного аппарата к эффективной работе на благо большинства населения. А вот L и N - это деятели реакционные, отстаивающие интересы олигархов и коррупционеров. И потому, не смотря на всю их кажущуюся гуманность, этих персонажей правильно, наверное, отнести, всё же, к злодеям (в этом м/ф нет чёткого разделения на добрых и злых, что замечательно, поэтому такое отнесение весьма условное). Mello я бы отнёс к персонажам скорее положительным. Парень пытается взять то, что должно ему принадлежать, как он думает. Да, он, скорее всего, желал заменить Киру собой. К чему бы это привело? Не более чем к смене идеалиста Ягами-куна на прагматика Мелло. Приемущество Мелло здесь в том, что у него меньше шансов слететь с катушек.
Вообще, тема противостояния справедливости и законности актуальна всегда. В древности Спартак, в средневековьи Робин Гуд, в начале века эсеры, а нынче лимоновцы. Справедливость субъективна, она у каждого своя, и в этом причина почти всех конфликтов между людьми. Законность в пределах одного правового пространства объективна, одна на всех. Но в силу того, что положения закона конечны, а варианты возникающих ситуаций бесконечны, выходит, что даже самый лучший закон в некоторых случаях будет несправедлив даже с точки зрения всех участников конфликта. Но даже если допустить существование идельного закона, обслуживать его будут неидеальные люди, что тоже приведёт к несправедливости. В человеке же справедливость заложена с рождения и в процессе воспитания она только корректируется. В итоге, все мы разумом понимаем, что закон необходим, но сердцем чувствуем, что он не для нас. И нарушаем. Кто-то больше, кто-то меньше. Более того, мы ещё и другим прощаем нарушения закона. Квачков и Буданов - наши герои. Да, чеченов и чубайсов убивать незаконно. Но чертовски справедливо.
Возможен ли мир во всём мире? Только при условии принятия всеми общей этики и морали. А такое может произойти только в случае истребления всех инакомыслящих и жесткого ограничения в свободах. Тоже тот ещё вопрос... стоит ли в случае конфликта двух сторон уничтожить одну, чтобы исключить дальнейшие конфликты? Если бы Ермолов уничтожил чеченов в своё время, сейчас не было бы чеченских войн. Сейчас Путин не уничтожил чеченов, чем обеспечил нам и потомкам развесёлое будущее. Да, убить миллион чеченов это жестоко. Но не жестоко ли оставлять их в живых, зная, что в дальнейшем они по-немногу наубивают соседних народов на два миллиона? Это вопрос этики. Политики и военные этикой не руководствуются. Но для себя каждый может решить, миллион сразу или два миллиона в рассрочку лучше?
Когда-то я провёл две небольших ролевых игры по переписке ("Амнезия-23" и "Шизофрения-29", если кто помнит). Не смотря на то, что игры получились не очень, мягко говоря, мне было довольно интересно. Суть игр заключалась в следующем. Игроки делились на две команды, одни были поборниками справедливости (демоны), други сторонниками законности (в первой игре пророки, во второй ангелы). Условие игрокам было поставлено такое: справедливость является высшей ценностью для демона, законность для пророка или ангела, и для защиты этой ценности персонаж не должен жалеть ни своей, ни чужой жизней. Далеко не все игроки смогли выдержать роль, но речь пойдёт о лучших. Лучшим демоном был КТ, а лучшим ангелом Lian. Оба они игроки высочайшего класса и потому свои роли отработали предельно честно. Так вот, демон творил справедливость почти безо всякого внутреннего противоречия. Защищал слабых, помогал нуждающимся, наказывал негодяев. А у ангела проблемы возникли почти сразу же на старте. Можно ли казнить ребёнка? Подростка за убийство. За убийство убийцы. Даже если этот ребёнок - демон? Кажется, и я, и игрок пришли к тому выводу, что карающей дланью закона может стать только безумец. А ангел у нас был вменяемый. В итоге почти вся игра за этого персонажа свелась к путешествию ангела в компании демона, в котором демон пытался творить справедливость налево и направо, как правило методом вламывании смертельной дозы дюлей нехорошим редискам, а ангел пытался это беззаконие остановить (надо отдать должное игроку, иногда весьма успешно), разок даже чуть не пожертвовав самим малолетним обормотом. Короче, ещё раз убедился, что справедливость нам ближе. Что даже самый ярый поборник закона из числа вменяемых будет лишь пытаться как-то притянуть законность к справедливости. Таким образом, Ягами-кун в первую очередь и Мелло во вторую - наши люди. А L и N - нам чужды по своей природе. Собственно, такими их и нарисовали, слегка аутичными ребятами, несколько чуждыми простой земной жизни.
Можно было бы обсудить ещё проблему обаятельного зла, но это уже в другой раз.