Думая, про что бы написать в этот раз, заглянул в календарь и обнаружил, что сегодня - День работников леса, с чем их всех и поздравляю! Одна из главных задач лесников - борьба с лесными пожарами, для этого при лесничествах имеются пожарные части и посты, укомплектованные специальной техникой. Специальные пожарные автомобили для тушения лесных пожаров начали разрабатываться в СССР ещё в конце 1960-х, а первый образец такого автомобиля был выпущен в 1970 году. Изначально в качестве шасси для лесных пожарных автомобилей был выбран ГАЗ-66, обладавший хорошей проходимостью и небольшими габаритами. Пожарные машины для лесников на базе ГАЗ-66 выпускались до конца 1990-х, пока "шишига" не была снята с производства. Многие из таких машин до сих пор несут службу, как этот лесопатрульный автомобиль АЛП-30(66-11)-4ВР 1993 года выпуска, обнаруженный на пожарном посту в посёлке Дачном.
![](http://ic.pics.livejournal.com/mib55/39777448/230594/230594_600.jpg)
Машина снабжена ёмкостью для воды на 1000 литров, насосом и кабиной для пожарных, всего она может вывезти на пожар до 7 человек расчёта. Индекс её - стандартный для пожарных машин, он расшифровывается следующим образом: сначала идёт обозначение типа автомобиля, в данном случае АЛП - автомобиль лесопатрульный, далее указывается одна или несколько основных параметров машины, в данном случае производительность насоса - 30 л/с (правда, на этой модели устанавливался уже более мощный насос, производительностью 40 л/с, но индекс почему-то менять не стали), далее в скобках цифры модели шасси - 66-11, и в последней части индекс модели - 4ВР, где "ВР" - обозначение Варгашинского завода противопожарного оборудования.
![](http://ic.pics.livejournal.com/mib55/39777448/230292/230292_600.jpg)
С конца 1990-х на Варгашинском заводе был налажен выпуск лесных пожарных автомобилей на базе ГАЗ-3308 "Садко". Эта автоцистерна АЦ(Л)-1,0-30(3308)-4ВР, несущая службу в Усть-Заостровском лесничестве, стала как раз преемником АЛП-30 (что видно и по индексу), у неё такая же ёмкость бака, насос такой же производительности, но кабина стала более комфортной и более тесной, теперь на пожар смогут выехать только 5 бойцов.
![](http://ic.pics.livejournal.com/mib55/39777448/230783/230783_600.jpg)
В том же лесничестве есть ещё одна Варгашинская пожарная машина - АЦ(л)-1,6-30 (ГАЗ-3308)-2ВР, у этой машины за счёт установки обычной двухместной кабины увеличена ёмкость бака для воды до 1600 литров.
![](http://ic.pics.livejournal.com/mib55/39777448/231088/231088_600.jpg)
.
В последнее время всё больше фирм занимаются разработкой и продажей лесных пожарных автомобилей - из-за масштабных лесных пожаров последних лет на закупку новой техники денег выделяют значительно больше, чем раньше. В качестве шасси чаще всего используется тот же ГАЗ-3308. Как-то я поймал на одной из заправок на Тюкалинском тракте автоцистерну АЦ(Л)-1,0-40(ГАЗ-3308) производства миасской фирмы "Пожавто", очень похожую по характеристикам и компоновке на Варгашинские изделия.
![](http://ic.pics.livejournal.com/mib55/39777448/230035/230035_600.jpg)
По пожарной теме у меня есть ещё достаточно много фотоматериала, так что будут рассказы и про другие интересные пожарные машины.