Автор фотографии
27147 На прошлой неделе в посте "
Почему надо обрабатывать" я показал одну оптическую иллюзию. В этот раз я хочу раскрыть тему и рассказать, как и почему наш с вами мозг легко обмануть и ввести в заблуждение.
PS. Не смог найти подходящую фотографию для эффекта "тилт-шифт" у себя, так что пришлось взять чужую.
В процессе познания мира в нашей голове закладываются определенные стереотипы об окружающих вещах. Например, мы привыкли к квартирам с ровными стенами, к тому, что параллельные линии по мере удаления сходятся в точке, к тому, что чем ближе объект - тем он больше и т.д.
Именно основываясь на этих "стереотипах" нам удается видеть то, что мы видим. Но узнав принцип очередной "подсказки", которую использует наш мозг, мы можем схитрить и ввести его в заблуждение.
1) Начнем с простого, перспектива.
Что Вы видите, смотря на эту фотографию? Пантон уходящий в глубину, вы чувствуете объем в картинке. Но на самом деле - это такое же двухмерное изображение, как рисунок в пейнте ниже.
Обратите внимание, что эффект иллюзии настолько силен, что даже эти две линии придают объем плоскости.
2) Еще один принцип, которым руководствуется мозг - заслонение. Если один объект находится за другим, то ближний заслоняет дальний.
Еще одна оптическая иллюзия, куб Неккера.
Мы знаем, что если посмотреть на кубик, то видно будет только передние грани, которые заслоняют от взора остальные. Но в этой картинке видно их все и поэтому в ней можно увидеть два разных куба (обычно, если пристально смотреть они начинают "переключаться").
Для сравнения "правильный" вариант.
Вдовесок, еще один способ обмануть зрение кубом.
Click to view
3) Дальше - больше. Мы уже знаем, что чем дальше, тем параллельные линии ближе друг к другу. Давайте добавим сюда еще одно свойства мира: чем объект дальше от нас, тем он меньше.
А теперь взглянем на картинку:
Кажется, что размеры фигур увеличиваются, но на самом деле они все одинаковые! Наш мозг применяет два принципа и вводит себя в заблуждение!
Ну и чтобы всех Вас убить наповал. Видео, демонстрирующее "команту Ама". Смотреть обязательно!
Click to view
И еще одно видео о том, как использовать хитрости восприятия для "оживления" неживого.
Click to view
4) А я продолжу рассказ. Мы привыкли, что сверху у нас небо, а снизу земля. Этот опыт так укоренился в нас, что достаточно перевернуть любую фотографию и многие иллюзии пропадут.
Во-первых, все начинает падать, как будто включилась гравитация, хотя на содержание фотографий она вряд ли действует;) Но самое главное, что ощущение глубины ослабилось. Мы уже не верим в пантон, подвешенный в небо. Но нам продолжают помогать сходящиеся прямые линии и еще один эффект, о котором я пока не говорил.
При просмотре фотографий мы пользуемся и опытом прошлых картинок, а большинство изображений с перспективой сходятся к центру холста, то есть в центре самые дальние от нас объекты, а по краям ближние. Глубина появляется сама собой, для этого даже не нужны линии. Посмотрите на картинку ниже:
Есть глубина?)
5) Переходим к иллюзиям, которые важны в обработке. И в первую очередь - это иллюзия одновременного контраста.
Дело в том, что раньше еда не лежала на полках супермаркетов, а за ней приходилось идти в лес\поле с копьями и топорами))) Так вот, чтобы лучше различать добычу и других хищников, мы научились адаптироваться к освещению, научились увеличивать контраст между объектами, как яркостной, так и цветовой.
Наилучшим образом этот эффект демонстрирует "шахматная доска" Эдварда Адельсона, которую я показывал в посте про обработку.
Напоминаю, что квадраты А и В одного цвета (можете проверить). Если хотите динамики, то вырежте отдельно стоящие квадраты и наведите их поверх доски так, чтобы они соединяли такие же на доске. А дальше - магия!)
6) Еще один всеми известный фотоэффект, так называем, "тилт-шифт". Название он получил от одноименных объективов, которые дают его без обработки (почему так происходит я расскажу в будущих статьях).
Суть его очень проста. Наш глаз видит резким только основной интересующий его объект, по мере удаления от него все остальное теряет в насыщенности цветов, якрости и резкости. Причем мера удаления зависит от размеров объекта. Метр относительно букашки - это очень много, а относительно дома - ничто.
Именно поэтому лицо от фона отделяют размытием, винъекткой (затемнением по кругу) и обесцвечиванием!
За счет этого работает и "тилт-шифт" эффект. Все кроме того, что мы хотим "уменьшить" размывается, и мозг начинает воспринимать сцену, как игрушечную, ведь такой резкий переход резкости может быть только при фокусировке на чем-то ОЧЕНЬ маленьком;)
Про иллюзии можно писать долго и нудно, но я постарался рассказать о самых интересных, а дальше дело за Вами!
Очень много и подробно про оптические иллюзии применительно к фотографии можно прочитать, например, в книжке Лапина "Фотография как..." (пример с шариками оттуда).
Вот здесь 20 прикольных иллюзий разного плана (в том числе куб Неккера и доска Адельсона).
Если добавите что-то в комментарии, думаю народу и мне будет интересно! А если Вам мало, как сказал мой друг, прочитав эту статью первым, то отпишитесь и будет вторая часть!)
Я кончил;)