Статья для Марьинорощинского Шофара
Еврейский народ обладает такой долгой и богатой событиями историей, что, пожалуй, нас трудно чем-нибудь удивить. Но совсем недавно мир облетела действительно странная и довольно необычная новость - знаменитая на весь мир эстрадная певица, итальянка по национальности, родившаяся в католической христианской семье, решила подвергнуть обряду обрезания своего приемного чернокожего сына.
Казалось бы, совершенно ясно, что это - тщательно спланированный скандал, сенсация для повышения рейтинга. Какое это может иметь отношение к евреям? Вряд ли кому-то хочется быть замешанным в подобную историю, поэтому естественная реакция - пожать плечами и отвернуться - никого не удивляет. Однако спонтанность не всегда можно считать критерием правильности. Быть может, следует задуматься, к чему нас обязывает еврейский закон, данный, в том числе, для усовершенствования природных человеческих реакций?
Рамбам в книге «Мишне Тора», перечисляющей заповеди, пишет: «Моше дал Тору и заповеди еврейскому народу, как сказано: «наследие общины Якова» (Дворим, 33:4), а также желающим перейти в иудаизм из среды остальных народов: «как вы, так и гер»(Бамидбар, 15:16). Но кто не хочет - того не заставляют принимать Тору и заповеди. Однако повелел Моше убеждать всех живущих соблюдать семь заповедей, данных потомкам Ноаха»... (законы о царях, 8:10).То есть, мы, евреи, не можем считать, что праведность народов мира - не наша забота. На нас возложена ответственность не только за свой народ, но и за все человечество, и это значит, что мы не можем позволить себе роскошь пожимать плечами и отмахиваться, даже если очень хочется.
На примере этого закона видно, что иудаизм вовсе не эгоцентричен, он универсален, но в своем оригинальном роде. Обманчивое впечатление эгоцентризма создается у стороннего наблюдателя за счет сравнения с миссионерством, свойственным другим религиям в отношениях с внешним миром. И христиане, и мусульмане почитают своим первейшим религиозным долгом обращение неверных. И только евреи не только не пропагандируют свою религию вовне, но изо всех сил стараются отговорить желающих принять иудаизм. Так, например, прообраз главного героя фильма «Индиана Джонс», Уондел Джонс, протестантский пастор и всемирно известный археолог, специалист по библейским артефактам, в процессе своих исследований разочаровался в христианстве и решил принять иудаизм. Он приехал в Израиль, но раввин, избранный им для проведения гиюра, отговорил его от этой затеи и убедил соблюдать семь заповедей потомков Ноаха. Раввин привел ему обычные в таких случаях доводы - для того, чтобы быть хорошим евреем, надо соблюдать 613 заповедей. Для того чтобы быть, с точки зрения еврейской религии, «праведником народов мира», надо соблюдать всего семь.
Быть евреем - это огромная ответственность, каждый еврей отвечает не только за себя, но и за свой народ, а в каком-то смысле, как это объяснялось раньше, за человечество в целом, и с него за это спросится. Кроме того, еврейство можно принять, но избавиться от него невозможно. Поэтому еврейский закон обязывает предупреждать потенциальных прозелитов о бремени, которое они собираются на себя возложить. Помимо этого, раввин должен дать такому человеку время - подумать, и, возможно, передумать - пока еще не поздно. Видимо, здесь источник путаницы понятий, результатом которой является неверное представление о закрытости и интравертности иудаизма. На самом же деле еврейская религия выгодно отличается от многих религий и мировоззрений заложенным в ее основу принципом, что у каждого человека и у каждого творения есть свой путь, своя, отличная от других задача в этом мире. Так, задача еврейского народа - быть «царством священников и народом святым» для всего человечества. Задача же остальных народов - сохранять стабильность и гармонию в мире. Тут есть равенство, но без уравниловки. Точно так же, как жизнь на земле пронизана тончайшими взаимосвязями, и из природы невозможно исключить ни одного ее звена без значительного ущерба, так и человеческое общество не может состоять из приведенных к единому стандарту членов, и разнообразие служит залогом общей гармонии, прогресса и процветания. Было бы непростительной ошибкой добиваться, чтобы все без исключения люди стали принадлежать к одной, пусть даже самой необходимой и уважаемой категории. И наоборот, трудно назвать обоснованными претензии, например, к врачам, или военным, или ученым в их законной гордости принадлежностью к нужной и уважаемой части человечества.
Эта аналогия поможет нам понять отношение иудаизма к евреям, герам и к остальному миру. Каждый может стать евреем, если он этого действительно хочет. Сделать это не слишком сложно, но и неподобающей торопливости в этой процедуре тоже нет. К людям, принявшим иудаизм, Тора относится с уважением. Они упоминаются в ежедневной молитве наряду с праведниками и благочестивыми, в тексте Торы неоднократно появляется повеление относиться к ним наравне со всеми остальными евреями, и даже династия еврейских царей происходит от Рут - моавитянки, принявшей иудаизм, рассказ о которой является центральным повествованием праздника Шавуот.
Вступить в союз еврейского народа со Всевышним может каждый, но само понятие союза предполагает, что обе стороны что-то получают и что-то дают, при чем все условия оговорены и стороны с ними согласны. Поэтому наряду с обрезанием, являющимся символом союза, пришелец должен принять на себя бремя заповедей и ответственность, которую налагает на евреев их универсальная религия.