В прошлое воскресенье мы побывали в музее прикладного искусства академии Штиглица.
Музей интересен тем, что здание, в котором мы побывали, проектировалось сразу именно под музейные нужды, для хранения работ выпускников и других коллекционных вещей.
01.
Около главного входа расположены 2 прекрасных бронзовых фонаря-торшера, изготовленных по проекту Месмахера, - первого директора Училища, а также известного архитектора.
02.
Музей сейчас занимает только первый этаж особняка, на втором этаже расположены аудитории академии.
Сама Академия - ранее училище, было основано на средства барона Штиглица - известного мецената - и носит его имя.
После смерти Штиглица училище существовало на проценты с завещанного капитала в 1 млн рублей (огромная по тем временам сумма).
Трудности возникли у Училища в начале XX века. Вначале в 1905-1909 гг его полностью закрыли, потом с 1923 г. музей прикладного искусства стал первым филиалом Эрмитажа. С одной стороны это было очень почетное звание, с другой... многие ценные коллекции отошли в фонды Эрмитажа, причем многие так и хранятся в запасниках.
03.
Примерно с 44 года, когда стране восле Великой Отечественной Войны остро понадобилось большое количество реставраторов, на базе Училища Штиглица было создано Ленинградское художественно-промышленное училище, в 1953 году получившее имя скульптора В.И. Мухиной. Впрочем, фактически сама Мухина к этому училищу не имела никакого отношения, даже ни разу не побывав там.
04.
Сама по себе Великая Отечественная Война тяжело далась Ленинграду. Конечно, досталось и зданию музея. Почти в самом начале войны в центральный купол попал фугасный снаряд, который повредил и крышу-купол здания, и колонны. Надо сказать, до войны здание музея было богато на витражи, в центральном куполе был даже витраж Тиффани. К сожалению, почти все витражи погибли во время ВОВ и были восстановлены лишь частично.
Как нам рассказывала экскурсовод Дария, в те годы здание едва не погибло. Из-за отсутствия купола, внутрь попадали осадки и деструктивно воздействовали на фундамент.
В августе 1946 года начались ремонтно-восстановительные работы, продолжавшиеся до начала 1950-х годов. Экспертная комиссия пришла к заключению, что здание «наряду с высококачественным техническим исполнением строительных и отделочных работ... отличается крайним безвкусием и упадочностью» . В наиболее пострадавших залах декоративные росписи решено было не восстанавливать. Сильно поврежденный снарядом потолок Венецианского зала с утраченными росписями и лепкой был оформлен заново.
В советские годы, не зная что делать с причудливыми росписями стен, их просто закрасили белой краской. Сейчас полностью восстановлена локация "Теремок", посвяшенная традиционным русским мотивам. Глядя на великолепные росписи стен, трудно представить что еще каких-то несколько десятилетий назад все эти помещения были скучными и белыми.
05.
Некоторые помещения и сейчас покрыты все той же белой краской. Снятием ее и восстановлением старых росписей сейчас занимаются студенты на добровольной неоплачиваемой основе.
06.
После войны музею была возвращена из Эрмитажа небольшая часть его собрания (так, в 1946-48 годах Эрмитажем были возвращены 800 экспонатов). Позднее некоторые экспонаты прислали и другие музеи (Русский музей, Академия художеств, музей Московского института прикладного и декоративного искусства). Таким образом, нынешнее состояние фондов музея оформилось в 1950-70-х годах.
07.
В 1994 году Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной было переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, а в декабре 2006 года академии вернули имя ее создателя А.Л. Штиглица.
08.
В настоящее время фонды музея насчитывают более 35 тыс. предметов прикладного искусства от Античности до наших дней. Экспозиция занимает 14 залов и галереей первого этажа и представляет около 2000 экспонатов.
09.
Отдельно отмечу, что посещать музей стоит в светлые дни. Как нам рассказала наша экскурсовод, особенно хорошо Теремок смотрится весной, т.к. дополнительного освещения в залах не предусмотрено и поздней осеннью интерьеры смотрятся темно.
10.
А посмотреть там, определенно, есть на что.
11.
К сожалению, наша экскурсия носила несколько нестандартный характер из-за выступления детского хора (хоров?) которых снимали телевизионщики, так что доступ в главный зал с тем самым стеклянным куполом получился для нас только со второго яруса и буквально на пару секунд.
12.
Помнится, перед входом в актовый зал, вход в который украшали красивые дубовые двери с резьбой, у экскурсовода спросили, что это за двери, имея в виду, чья это работа. "Просто резьба" - ответила девушке экскурсовод. Представляете, просто резьба? У меня от такой красоты дух захватывал, а люди там каждый день работают)
13.
14.
В качестве "образца" мотивов для росписи брали московские палаты.
15.
16.
Красочная роспись, покрывающая пилоны, арки и своды зала, создает праздничное, сказочное ощущение. Нижние части стен Теремка и обрамления оконных проемов набраны из цветных изразцов, выполненных преподавателем майолики керамистом Э. Кремером и его учениками. Майолика, по счастью, пережила перипетии истории и по-прежнему сверкает яркими блестящими красками.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Коптская галерея
23.
Образцы старинной мебели.
24.
25.
26.
27.
Один из немногих (ныне) витражей.
28.
29.
30.
31.
Одна из сохранившихся исторических люстр музея. В советские времена многие были переплавлены на различные нужда, а некоторые доработали и они ныне украшают вестибюль ст.м. Автово.
32.
33.
Галерея ректоров училища. Тут, конечно слева почетное место занимает первый директор - Месмахер. Ну а справа - сам меценат, барон Штиглиц, чье имя Академия носит и до сих пор.
34.
А это мозаика с советских времен - та, чье имя училище носило в советский период - В.И. Мухина.
35.
Центральная лестница
36.
37.
38.
Главная лестница Академии.
39.
Мастерские Академии.
40.
41.
Вот, кстати, вид на стеклянный купол, разрушенный во время ВОВ. Надо сказать, на самом деле этих купола два - один внутри другого, а пространство между ними раньше занимала оранжерея.
42.
43.
44.
45.
46.
Вид на большой зал со стеклянным куполом.
47.
Спасибо за приглашение
spbblog , @stieglitzmuseum, @openspb