Литературный кружок. Новогоднее заседание на берегу Галилейского моря. Сентябрь 2012.
Видимо, эта водная гладь располагает людей, занятых добычей хлеба насущного, порассуждать вдруг о вопросах бытия. Вспомнить только тот, столь нашумевший, еврейский рыболовный кружок.
В этот Новый Год решили мы, десяток семей, традиционно проводящих Новый Год в палатках на берегу Галилейского моря, не просто довольствоваться застольной беседой о былых и грядущих путешествиях, о битвах с телефонными провайдерами и о похождениях разведенных друзей и подруг, счастливо обретших свободу за экватором половозрелой жизни, а предаться более интеллектуальному занятию - обсуждению книг.
Было договорено, что никто не будет попрекать нашего председателя
mrs_molly, за то, на какую книгу она укажет как на объект обсуждения.
Mrs.Molly указала на Грэма Грина, "Путешествия с тётушкой."
Прежде чем я начну изливать свои ощущения, замечу, что читательский мой опыт небогат. Сложных аналогий с другой классикой проводить не стану и с анализом характеров и сюжетных линий у меня плохо. Пишу, что вижу и как понимаю.
Книга эта 1969 года написания, претендует быть смешной, полной британского юмора. Не одно поколение истинных британцев за последние сорок с лишним лет укатилось под стол перечитывая историю с марихуаной спрятанной в погребальную урну. Увы - то ли меня это не смешит, то ли спустя сорок лет произведение это не пережило свою эпоху, как и большинство произведений искусства, а осталась мертвой классикой, годной лишь на литературные дискуссии.
На вопрос читателя: "Ну так хорошая книжка или плохая?" отвечу: "Плохую книжку когда читаешь сразу понятно, что она плохая". Аналогично, плохой фильм, плохой ужин и т.д. Только с музыкой проблема, и с живописью еще.
Итак, год примерно 1968-й. Не бог весть как давно. Я уже ходил в садик и был без ума от Нади Иваненко, а не от Оли Корф, как мечтали мои родители. Совсем молодой Леонид Ильич. Президент Джонсон. Почему-то все советские анекдоты начинаются с Никсона. Про Кеннеди тоже все знают. А Джонсон этот со своими шестью годами у власти остался нам неизвестен. Несостоявшиеся революции в Чехословакии и во Франции - в диаметральном направлении. Битлз, появление Led Zepelin, возвращение Элвиса, разгар вьетнамской войны, гибель Гагарина, убийства Роберта Кеннеди и Мартина Лютера Кинга, вовсю снимают Бриллиантовую Руку . В Израиле изобретено телевидение.
Но все это проходит мимо наших героев.
То ли это фарс, то ли это какие-то непонятные мне протестантско-католические перипетии с мотивами непорочного зачатия, то ли это грубоватое описание стандартной, или, как в нашем случае, подспудной и неосознанной мечты проводящего свою жизнь за рабочим столом человека, разбогатеть, неважно как, устраивать приемы с иностранными послами и завести послушную шестнадцатилетнюю жену, с которой можно обсуждать книжки Грэма Грина.
И еще несколько разрозненных наблюдений:
Какой-то он непривычный нам - главный герой. Одинок, а не страдает, как страдал бы аналогичный российский персонаж.
Ничему не удивляется толком, ничто его не шокирует. Попадая в новую ситуацию, быстро к ней подстраивается и продолжает плыть по течению. Это я не осуждаю его, а наблюдаю.
Увлекается литературой столетней давности. Тогдашняя столетняя давность, это наверно как сегодняшняя сорокалетняя давность.
С другой стороны, многие вещи за 40 лет стали банальностью. Вроде этого описания диктатуры в Парагвае. Тогда это может и производило впечатление, но с тех пор мы много такого повидали, что нравы той диктатуры не впечатляют.
Сумасшедшей тетушке в Англии толком не развернуться, и ее тянет в сумасшедшие страны. Какие же - Франция, Италия, Турция, Парагвай. Забавный комплект.
Описание Болгарии - примитивно донельзя и выливает ведро помоев на нашу счастливую жизнь в социалистическом лагере. Лучше бы объяснил, как Тули едет во Вьетконг, где в это время разворачиваются самые жестокие битвы и американцы поливают напалмом всех подряд.
Ну и простим конечно автору это удивительное совпадение - неожиданную встречу с отцом Тули в Парагвае. Мир ведь населен парой дюжин персонажей книги. Как им не встречаться друг с другом на каждом углу.
Самые смешные английские шутки связаны со смертью. Те немногие произведения английской литературы, которые мне довелось читать (Гарри Поттер, Агата Кристи и вот эта книжка) поразительно легко относятся к смерти. Такая у них, наверное, ментальность. Трагизма бы, трагизма бы побольше в эту тему. Смерть, все-таки.
И вообще, не люблю я британцев. Это ведь политически корректно так вот заявить: "Не люблю я британцев." Нельзя так сказать о неграх, евреях, арабах. А о британцах вполне можно. Пожалуй, в современном мире эту фразу можно сказать только об американцах и британцах. Ну, еще древних этрусков если ругать, никто ничего не скажет. Или филистимлян, каких-нибудь. Нет, филистимляне воевали с евреями, кто-нибудь может двояко истолковать. Лучше филистимлян не трогать.
Кто бывал в Англии, сталкивался, наверное, с тем, как эти милые вежливые люди теряют человеческий облик, решив, что вы неправильно стоите в очереди или толкнули их в метро и не извинились должным образом.
Заметили вы наверное, что тетушка поучает Генри никого не презирать. Само собой разумеющаяся для нашей ментальности вещь не является таковой для гордого британца. Как у Агаты Кристи о британском дворецком : "He had very low opinion about Americans, and no opinion at all about other nationalities".
И вновь о моральных устоях. Заметили, с какой легкостью прожженный британец превращается в мафиози? Это, типа, британский юмор такой? Или внутреннее убеждение автора в том, законы соблюдать следует только в благочестивой Англии. А в банановой республике с дикими туземцами, какие там законы? Там можно жить как они все живут.
Американцы сняли фильм по этой новелле. Фильм 1972 года. Снят, скорее, по мотивам, чем по книге. При этом, яркие цитаты приводятся дословно. Забавно, что некоторые недосказанности или недостаточно четко задекларированные вещи, авторы фильма развили в других направлениях, и иногда весьма забавно. Например, личность отца главного героя или степень интимных отношений героя с Тули.
Открытие же герою правды - кто его мать, и в книге, и в фильме происходит последовательно, элегантно и в должный момент. Тут выражу восторг построением сюжета.
А что еще понравилось - обилие вплетенных в повествование мудрых мыслей о жизни, которые я собираюсь процитировать на заседании нашего литературного кружка. Например: "Люди, которым нравится цитировать, как правило, любят бессмысленные обобщения".