Список литературы из методички "Искусство стран Дальнего Востока" (для Факультета Истории Искусства Российского государственного гуманитарного университета).
Составитель: В. Г. Белозерова, д-р искусствоведения, проф.
Обязательные источники
Ван Вэй. Тайны живописи / Пер. с кит. В.М. Алексеева // В.М. Алексеев. Труды по китайской литературе. М.: Восточная литература, 2003. Книга 2. С . 48-50.
Цзин Хао. Ода о том, как рисовать горы и воды / Пер. с кит. В.М. Алексеева // В.М. Алексеев. Труды по китайской литературе. М.: Восточная литература, 2003. Книга 2. С . 50-54.
Ши-тао. Беседы о живописи монаха горькая тыква / Пер. с кит., предисл. и ком. Е.В. Завадской // Е.В. Завадская. «Беседы о живописи» Ши-тао. М., 1978. 205 с.
Слово о живописи из сада с горчичное зерно / Пер. с кит., предисл. и ком. Е.В. Завадской. М., 1969. 515 с.
Ян Цзин-цзэн. О художнике письма / Пер. с кит., предисл. и ком. В.М. Алексеева / В.М. Алексеев. Труды по китайской литературе. М., 2003. Книга 2. С. 55-88.
Дополнительные источники
Ван И. Секреты портрета / Пер. с кит. К.И. Разумовского // В.В. Малявин. Китайское искусство. М., 2004. С. 309 310.
Го Жосюй. Записки о живописи, что видел и слышал. М.,1978. 240 с.
Го Си. Высокое послание лесов и потоков / Пер. с кит. С. Кочетовой // Мастера искусств об искусстве. М., 1965. Т. 1. С. 80 99.
Дун Ци-чан. Око живописи / Пер. с кит. С. Кочетовой // Мастера искусств об искусстве. М., 1965. Т. 1, С. 103 110.
Лакшана-сутра / Пер. с кит., предисл. и ком. М.Е. Кравцовой // М.Е. Кравцова.
Китайская версия буддийской канонической «Сутры о признаках» («Лакшана-сутры»). К исследованию категории «власть» в буддийской культуре. ж. «Восток», 1998. №1.
Ли Кань. Книга о бамбуке / Пер. с кит. Е.В. Завадской // Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.,1975., С. 354 357.
Се Хэ. Записи о классификации старой живописи / Пер. с кит. С. Кочетовой // Мастера искусств об искусстве. М. Т. 1. 1965., С. 63 65.
Се Хэ. Шесть законов живописи / пер. с кит. В.В. Малявина // В.В. Малявин. Китайское искусство. М., 2004. С. 283 284.
Су Ши. Заметки о передаче души / Пер. с кит. С. Кочетовой // Мастера искусств об искусстве. М. 1965. Т. 1. С. 100 102.
Хуан Юэ. Фазы живописца / Пер. с кит. В.М. Алексеева // В.М. Алексеев. Труды по китайской литературе. М., 2003. Книга 2. С. 29 47.
Цай Юн. Слово о письме. Фигуры силы / пер. с кит. В.В. Малявина // В.В. Малявин. Китайское искусство. М., 2004. С. 266 276.
Цао Чжао. Основы оценки древностей / пер. с кит. В.В. Малявина // В.В. Малявин. Китайское искусство. М., 2004. С. 331 342.
Цзян Ци. Рецепт портрета / пер. с кит. К.И. Разумовского // В.В. Малявин. Китайское искусство. М., 2004. С. 311 329.
Чжан Янь-юань. Записки о прославленных художниках разных эпох / Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.,1975.,с.335-339.
Чжу Цзин-сюань. Записи о прославленных художниках династии Тан / Пер. с кит. В.В. Малявина // В.В. Малявин. Китайское искусство. М., 2004. С. 382 406.
Юй Ши-нань. О сущности письма / пер. с кит. В.В. Малявина // В.В. Малявин. Китайское искусство. М., 2004. С. 285 287.
Обязательная литература
Ащепков Е.А. Архитектура Китая. М.,1959. 540 с.
Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.,1975. 440 с.
Китайские памятники мирового наследия. Пекин, 2003.
Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: Учебное пособие. СПб., 2004. 960 с.
Скарпари Маурицио. Древний Китай. Китайская цивилизация от неолита до эпохи Тан. М., 203. 291 с.
Соколов-Ремизов С.Н. Литература каллиграфия живопись: к проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока. М.,1985. 309 с.
Дополнительная литература
Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989.
Алексеев В.М. Китайская народная картина. М., 1966.
Арапова Т.Б. Китайский фарфор в собрании Эрмитажа. Конец XVII - первая треть XVII в.: Альбом-каталог. Л., 1977.
Арапова Т.Б. Китайские расписные эмали. Собрание Гос. Эрмитажа. М., 1988.
Арапова Т.Б., Кудрявцева Т.В. Дальневосточный фарфор в России XVII XX вв. Каталог выставки. Л., 1994.
Ащепков Е.А. Об особенностях садово-парковой архитектуры Китая //Архитектура стран Юго-Восточной Азии. Очерки. М., 1960. С. 7 32.
Бежин Л.Е. Се Линъюнь. М., 1980.
Бежин Л.Е. Под знаком "ветра и потока". М., 1982.
Белозерова В.Г. Традиционная китайская мебель. М., 1980.
Белозерова В.Г. Китайский свиток. М., 1995.
Белозерова В.Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007.
Богачихин М.М. Ветры-воды. Фэншуй практический. М., 2000.
Виноградова Н.А. Живопись гохуа в новом Китае. М., 1961.
Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая. М., 1962.
Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. М.,1972.
Виноградова Н.А. Искусство Китая. М., 1988.
Виноградова Н.А., Каптерева Т.П. Искусство средневекового Востока. М., 1989.
Виноградова Н.А. и др. Традиционное искусство Китая: Терминологический словарь. М., 1997.
Виноградова Н.А. Китайские сады, М., 2004.
Виногродский Б. Китайские благопожелательные орнаменты. М., 2003.
Всеобщая история архитектуры, т. 9, раздел "Архитектура Китая".
Всеобщая история искусства. М., 1961. Т. 2, кн. 2.
Вяткин Р.В. Музеи и достопримечательности Китая. М.,1962
Ганевская Э.В., Дубровин А.Ф., Огнева Е.Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура северного буддизма IX XIX вв. из собрания ГМВ. М., 2004.
Герасимов А.Е. Китайские ковры. Производство и анализ символики китайских ковров. Харбин, 1931.
Глухарева О., Денике Б. Краткая история искусств Китая. М.; Л., 1948.
Дагданов Г.В. Чань-буддизм в творчестве Ван Вэя. Новосибирск,1984.
Дебен-Франкфор К. Древний Китай. М., 2002.
Денике Б.П. Китайская архитектура. М., 1935.
Древние культуры Китая. Палеолит, неолит и эпоха металла. Новосибирск, 1985.
Завадская Е.В. Эстетический канон жизни художника - фэнлю (ветер и поток) // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973. С. 82 89.
Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М.,1977.
Завадская Е.В. Ци Бай-ши. М., 1975.
Завадская Е.В. Мудрое вдохновение Му Фу. М.,1983.
Завадская Е.В. Китай // История эстетической мысли. М., 1985. Т. 2. С. 30 55.
Завадская Е.В. Ихэюань - Сад, творящий гармонию // Сад одного цветка. М., 1991. С. 235 244.
Згура В.В. Китайская архитектура и ее отражение в Западной Европе. М., 1929.
Искусство стран Востока. М., 1986.
Искусство Китая. М., 1988.
Искусство стран Востока. М., 1986.
Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. М., 1989.
Кашина Т. Керамика культуры Яншао. Новосибирск, 1977.
Кочетова С.М. Фарфор и бумага в искусстве Китая. М.; Л., 1956.
Классическая живопись Китая (Альбом) Авт. сост. Л. А. Шмотикова. М., 1981.
Китайская геомантия. Сб. ст., СПб., 1998.
Китайская народная картина няньхуа из собрания Гос.Эрмитажа: Каталог выставки. СПб., 2004.
Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М.,1994.
Кривцов В.А. Эстетика даосизма. М.,1993.
Кравцова М.Е. Искусство Китая. СПб., 1998.
Кречетова М.Н. Резной камень Китая в Эрмитаже. М., 1960.
Кузьменко Л.И., Сычев В.Л. Искусство Китая. М., 1990.
Лоу Цинси. Традиционная архитектура Китая. Пекин, 2002.
Малявин В.В. Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока. М.,1987.
Малявин В.В. Китай в ХУI-ХУII вв. Традиция и культура. М., 1995.
Малявин В.В. Книга мудрых радостей. М., 1997
Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.
Малявин В.В. Китайское искусство. М., 2004.
Малявин В.В. Небо на земле: символизм даосской литургии // Храм земной и храм небесный. М., 2004. Т.1. С. 541 579.
Мкртычев Т.К. Буддийское искусство Средней Азии (I X вв.). М., 2002.
Муриан И.Ф. Китайский народный лубок. М.,1960.
Муриан И.Ф. Картина Лян Кая «Поэт Ли Бо» // Сокровища искусства стран Азии и Африки. Вып. 2. М., 1976. С. 87 98.
Муриан И.Ф. Му Ци. «Птица багэ на старой сосне» // Сад одного цветка. М., 1991.
С. 131 143.
Муриан И.Ф. Китайская раннебуддийская скульптура IV VIII вв. в общем пространстве «классической» скульптуры античного типа. М., 2005.
Николаева Н.С. Художник, поэт, философ Ма Юань и его время. М.,1968.
Неглинская М.А. Китайские расписные эмали в коллекции Гос. Музея искусства народов Востока. М., 1995.
Неглинская М.А. Китайские ювелирные украшения периода Цин (XVII - начала
XX веков). История, семантика, эстетика. М., 1999.
Осенмук В.В. Чань-буддийская живопись и академический пейзаж. М., 2001.380 с.
Погребенные царства Китая / Пер. с англ. А. Чекмарева. М. 1998.
Пострелова Т.А. Академия живописи в Китае в Х-Х111 вв. М., 1976.
Пострелова Т.А. Творчество Сюй Бэйхуна и китайская художественная культура в ХХ в. М.,1987.
Пять веков классического дальневосточного пейзажа 16 20 вв. Из собраний Гос. музея искусств народов Востока, Гос. Эрмитажа и Киевского гос. Музея западного и восточного искусства. Каталог. Автор вступ. Статьи и составитель Л.Е. Бадылкин. М., 1980.
Разумовский К.И. Китайские трактаты о портрете. Л.,1971.
Роули Дж. Принципы китайской живописи. М., 1989.
Россбах С. Фэн-шуй. Китайское искусство композиции. Львов-Киев,1995.
Самосюк К.Ф. Го Си. Л.,1978.101 с.
Соколов С.Н. К проблеме изучения классического наследия дальневосточной живописи. М., 1972.
Соколов С.Н. К вопросу о структуре и функции канона в классической живописи
Дальнего Востока // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973. С. 36 48.
Соколов-Ремизов С.Н. Пейзаж Ни Цзаня //Сокровища искусства стран Азии и
Африки. Вып. 1. М., 1975. С. 114 127.
Соколов-Ремизов С.Н. Хуан Гун-ван и его картина «В горах Фучуньшань» //
Сокровища искусства стран Азии и Африки. Вып. 3. М., 1979. С. 65 85.
Соколов-Ремизов С.Н. От средневековья к Новому времени. Из истории и теории живописи Китая и Японии конца ХУII начала ХIХ вв. М., 1995.
Соколов-Ремизов С.Н. Китайская каллиграфия как выражение универсального через национально-своеобразное // Искусство Востока: Проблемы эстетического своеобразия. СПб. 1997. С. 97 128.
Соколов-Ремизов С.Н. Восемь янчжоуских чудаков. Из истории китайской живописи XVIII в. М., 2000.
Соколов-Ремизов С.Н. Живопись и каллиграфия Китая и Японии на стыке тысячелетий в аспекте футурологических предположений: Между прошлым и будущим. - М., 2004.
Стужина Э.П. Китайское ремесло в XVI XVIII вв. М., 1970.
Стужина Э.П. Китайский город ХI ХIII вв. М., 1979.
Сычев Л.П., Сычев В.Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М.,1975.
Сычев В.Л. Искусство Китая. М., 1990.
Сычев В.Л. Современная гравюра Китая в собрании ГМВ. Каталог. Т. 1, 2. М., 1996.
Сычев В.Л. О методике атрибуции (экспертизы) китайской классической живописи // Научные сообщения Государственного музея Востока. Искусство Восточной и Юго-Восточной Азии. Проблемы канона и атрибуции. Выпуск XXIV. - М., 2001. С. 85 267.
Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал. М.,1990.
Флуг К.К. История китайской печатной книги. Л.,1959.
Чжуан Цзяи, Не Чун-чжэн. Китайская живопись - отражение истории. Пекин, 2001.
Щуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен". М.,1993.
Barrass G.S. The Art of Calligraphy in Modern China. London, 2002.
Billeter J. F. L'art chinois de l'ecriture. Geneve, 1989.
Сahill J. The Distant Mountains: Chinese Painting of the Late Ming Period, 1570 1644. New York, Tokyo, 1982.
Сontemprorary Chinese Aesthetics. N.Y. 1995.
Contemporary Chinese Painting. Beijing, 1983.
Ch'en Chih-mai. Chinese Calligraphers and their Art. N.Y., 1966.
Chen Congzhou. On Chinese Gardens. Shanghai,1985.
Chiang Yee. Chinese Calligraphy. Cambridge, 1973.
Chung Wah Nan. The Art of Chinese Gardens. Kong Kong, 1982.
Gao Jianping. The Expressive Act in Chinese Art / From Calligraphy to Painting. Uppsala, 1996.
Historic Chinese Arhitecture. Beijing, 1985.
Kwo Dawei. Chinese Brushworks. London, 1981.
Luo Zhewen. China’s Imperial Tombs and Mausoleums. Beijing, 1993.
Possessing the Past. Treasures from the National Palace Museum, Taipei. Taipei, 1996.
Rhie M. Interralations between the Buddhist Art of China and Art of India and Central Asia. Napoli, 1988.
Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 1 7. N.Y., 1956-58.
Soper L.E. The Art and Architecture of China. Penguin, 1971.
Sullivan M. Chinese Art. Recent Discoveries. London, 1973.
Sullivan M. Symbols of Eternity: Landscape Painting in China. Stanford, 1979.
Sullivan M. The Arts of China. Berkeley; Los Angeles; London, 1984.
Sullivan M. Art and Artists of twentieth-century China. Berkeley, 1996.
The Century of Tung Ch'i-ch'ang. Seattle, 1992, v.1-2.
The Archeology of the Northeast China. Beyond the Great Wall / Ed. by S.M. Nelson. London; New York, 1995.
The Great Bronze Age of China / Ed. by Wen Fang. New York, 1980.
Treasures of Dunhuang. Hong Kong, 1983.
Torma M. Landscape Experience as visual Narrative. Helsinki, 2002.
Ye Yushan. Selection of Sculptures. Beijing, 1989.
Watson W. Style in the Arts of China. Harmondsworth, 1974.
Weng Wang-go. The Palace Museum: Peijing. New York, 1982.
Willets W. Foundations of Chinese Art from Neolithic pottery to modern Architecture. London, 1976.
Справочные издания
Вильямс К.А. Энциклопедия китайских символов. Серия «Символы». Вып. VI. М., 2000.
Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии. М., 1973.
Мифы народов мира. Т.1-2. М., 1987-1988.
Тереньев А.А. Определитель буддийских изображений. СПб., 2004.
Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. М., 1997.
Энциклопедии на CD-ROM
Искусство Китая (Т. 27), Directmedia Publishing, М.,2004.