Заглянув как-то в одну из дореволюционных карт Петербурга и просматривая довольно знакомый мне район станции метро Московские Ворота я наткнулся на ранее существовавшую, но ныне ликвидированную железндорожную ветку, длинною 1,5
километра, соединяющую почти что напрямую Варшавский вокзал и ж/д станцию Волковский пост (нынешний район метро Волковская). Вот как выглядела эта Соединительная ветка
А вот как выглядит современная карта
Решив самостоятельно исследовать данный феномен, я, перед тем как отправится на место исчезнувшей железной дороги, попытался найти информации о времени появления и времени устранения этой ветки. То что удалось выяснить - довольно скудная
информация, но оно четко очерчивает время существования этого проезда. Скорее всего ветка была построена вскоре после постройки Варшавского вокзала (примерно 1855 год), и ликвидирована, возможно, в 1967 году, когда некоторый участок Варшавской железной дороги был демонтирован и на его месте проложили Варшавскую улицу. Таким образом данная соеденительная ветка существовала более века.
Единственное по настоящему знаковое событие, здесь произошедшее - это столкновение поезда и трамвая 1 декабря 1930 года, в котором погибло 28 человек. Эта трагедия до сих пор является самой крупной катастрофой с участием трамвая в Санкт-Петербурге.
С момента ликвидации ветки прошло более 45 лет, смогло ли что-то там сохраниться? Возможно ли увидеть следы ее существования? Спутниковые карты однозначно отвечают на этот вопрос - следы от бывшей железной дороги слишком явны чтобы их не
замечать. Однако обуреваемый жаждой посмотреть на этот исчезнувший артефакт не только с помощью интернет сервисов, но и собственными очами, а также зафиксировать его на фототехнику, я отправился в путь ранним пасхальным утром.
Если верить картам - то ветка должна была пересекать Московский проспект где-то в этом месте
Если перейти на четную сторону Московского - то нам откроется такой вид
Как вы можете наблюдать никаких существенных признаков ранее существовавшей ветки, которая пересекала проспект не наблюдается.
Пройдя далее, в сторону Травмайного парка я свернул на Малую Митрофаньевскую улицу. Пройдя метров 200 натолкнулся на интересное здание, построенное явно в 19 веке. Ныне здесь располагается какой-то бизнес-центр.
Пройдя еще чуточку вперед моему взору открылось божественое зрелище одиного стоящего семаформа. Вот оно! Первое наглядное доказательство!
Если посмотреть на этот семафор, глядя в сторону Московского можно увидеть ворота, которые явно закрывали собой железнодорожный путь.
Если же подойти к воротам вплотную и посмотреть на остатки пути - то нам откроется печальное зрелище - рельсы сняты, оставлены лишь деревянные, уже изрядком подгнившие шпалы.
в дальнейшем удастся подойти с противоположной стороны зеленого заграждения
Если мы обернемся и посмотрим в сторону Варшавского вокзала мы конечно же заметим что здесь был какой-то проезд
Пройдя внутрь узрим мерзость запустения и откровенную свалку всякого мусора
Слева стоит какая-то характерная кирпичная постройка. Естествено, давно как заброшенная.
А вот из гор мусора проявились рельсы!
Пройдя еще чуть дальше по свалке можно узреть, неплохой в своей перспективе, вид на Троицкий собор (расстояние до него - 2,5 км) и Церковь Воскресения Христова (до нее 1,6 км)
Вот свалка бетонных шпал. Скорее всего эти шпалы были демонтированы совсем недавно с закрытых путей Варшавского вокзала, а не с интересующего нас проезда
А вот общий вид на Варшавский вокзал
Если мы пройдем на 250 метров южнее и поднимемся на Митрофаньевский путепровод то увидим что почти все железнодорожные пути, ранее ведущие к Варшавскому вокзалу на данный момент сняты. Оставлена дишь одна ветка
Но зато можно полюбоваться Исаакиевским собором (до него - 4,5 км)
Больше тут наблюдать нечего и можно отправляться в обратный путь, попытаться посмотреть на эту ветку, зайдя с Московского проспекта. Заходим в левый проход
По правую руку можно видеть относительно новый (на фоне сохарнившихся здесь зданий) белый кирпичный забор. Как в дальнейшем окажется - уцелевшие чести ветки находяться именно за ним
Проходим это здание (пейтбол) и утыкаемся в виденный ранее зеленый заборчик
К сожалению восприятие объектов вживую и при помощи фотографии отличается. Вживую железнодорожный путь, хоть и заросший - виден сразу. Здесь же придется напрячь внимание.
Вот небольшой участок пути
который видно сквозь забор
Так как все полотно находится за забором, то в этом месте бывшей соеденительной ветки нам делать нечего - мы обошли ее со всех сторон. Пришло время переходить Московский проспект и пытаться отыскать следы пребывания дороги. В моем карманном атласе Спб часть дороги была уже отмечена, что вселяло определенную надежду.
Зайдя во двор дома 106 по Московскому проспекту никаких следов дороги не было. Во дворе стоял какойто заброшенный НИИ или цех который производил удручающее впечатление своей серостью и заброшенностью
Но пройдя через помойку и не менее удручающие гаражи я возликовал радостию великой - предо мной был Путь! В воздухе витал запах Победы, смешанный с характерным запахом просмоленных шпал.
Далее этот путь разветлялся на много путей
а вот как он был "спрятан" от любопытных глаз.
Что ж. исследуем этот путь - начинаем уходить по пути все дальше от Московского проспекта.
Есть и стрелки
Обернемся и посмотрим назад
Идем дальше и видим печальные последствия заброшенности. Часть путей откровенно заросла деревьями.
Обратите внимание - до этого все время были деревянные шпалы - теперь же можно встретить и бетонные
Совсем неслыханное зрелище. Скорее всего этот путь еще пользуется как какой-нибудь малозначительный тупик
Мы вышли к Черниговской улице - путей здесь уже довольно много.
Посмотрим в сторону Московского проспекта. Влево уходит тупиковая ветка. По своему состоянию она чрезвычайно заброшена. Пути от мусора не очищаются.
От тупиковой ветки идет ответвление в сторону Лиговского проспект. Вот ветка скрывается за очередным забором. Пройти по ней не представляется возможным. По идее нам надо идти по ней в сторону Лиговского, но мы изменим маршрут.
Приходится идти далее по черниговской улице, несмотря на то что эта ветка имеет к собственно Соеденительной ветке отношение весьма посредственное
Влево постоянно уходят пути, как разобранные, так и целые
Но мы не отвлекаемся и идет далее по Черниговской. Железнодорожный путь пересекает Черниговскую и направляется в своем извилистом пути к Лиговскому проспекту. Проследуем же за ним!
вот как это выглядит со стороны Черниговской
А вот как со сторону уже Лиговского
Идем по Лиговскому в сторону Московского, пытаемся найди место пересечения проспекта искомой Соеденительной ветки, но увы. Никаких явных признаком ее не видно. Вполне возможно это было примерно здесь (справа - забор ветеринарной станции)
Больше ничего обнаружить не удалось от разобранной почти полвека назад Соединительной ветки. В свое время исполняя роль короткого однопутного пути она была достаточно важна, хотя и имела дублирующую ветку южнее. С развитием города и его транспортной инфраструктуры она (как очевидно мешавшая проезду по Московскому проспекту) была снята, а ее роль стала выполнять дублирующая ветка южнее нее. Глядя на обычную карту почти невозможно найти сегодня каких -либо воспоминаний о ее более чем столетнем существовании. Исчезла не только она, не только значительная часть Варшавской железной дороги, но и сам Варшавский вокзал, закрытый в 2001 году и преобразованный в ТРК.