Венгрия

Jan 15, 2014 21:40

Венгрия остается объектом международной критики, в т.ч. со стороны правозащитных организаций, за несоответствие ряда недавно принятых в стране законодательных актов нормам Евросоюза и ценностям либеральной демократии.
В частности, критически была воспринята вступившая в силу
с 1 января 2012 г. Конституция. По мнению западных экспертов, документ не вполне соответствует европейским демократическим стандартам, поскольку «дисбалансирует принятую в западных странах систему сдержек и противовесов». Он также содержит ссылки на «великую историю венгерской нации» и «роль христианских ценностей» в ее становлении. В этом усматривают завуалированную попытку ревизии итогов мировых войн.
Правозащитники обращают внимание на недостаточную защиту фундаментальных прав человека, прежде всего гражданских и социальных. В этой связи правительству Венгрии предлагалось дополнить текст Основного закона запретом на смертную казнь, а также переработать прописанную в Конституции процедуру принятия и внесения изменений в кодексы, регулирующие налоговую, семейную политику, систему пенсионного обеспечения и т.д.
Венецианская комиссия (ВК) Совета Европы выразила обеспокоенность поспешностью, с которой был принят документ (с момента предоставления проекта Конституции на рассмотрение парламента до итогового голосования прошло 5 недель) и фактическим неучастием оппозиции в его обсуждении.
У правозащитных организаций вызывают вопросы и принятые в декабре 2011 г. «переходные положения» Основного закона Венгрии
(11 марта 2013 г. имплантированы в текст Конституции в качестве т.н. «четвертого пакета поправок»), объявившие созданную в свое время Я.Кадаром Венгерскую социалистическую рабочую партию (ВСРП) и ее правопреемников ответственными за «преступления коммунизма». В равной степени это относится и к закону, позволяющему привлечь к юридической ответственности функционеров аппарата ВСРП и «виновников коммунистического террора 1956 года». Правозащитники усматривают в этом попытку правящей партии ФИДЕС расправиться с ведущей оппозиционной силой страны - соцпартией.
Критикуются утвержденные в июне 2012 г. поправки к закону о пенсиях, в соответствии с которыми предусматривается значительное сокращение пенсий бывших партийных и государственных функционеров эпохи Венгерской Народной Республики.
Серьезные нарекания вызвала судебная реформа - за чрезмерную концентрацию полномочий в руках Ведомства по делам судей и отсутствие эффективного парламентского контроля за его деятельностью. В заключении ВК отмечалось, что вводимые в Венгрии правовые нормы угрожают независимости судебной системы страны и ставят под сомнение объективность правосудия в целом. Реагируя на критику, правительство Венгрии внесло ряда поправок в закон «Об организации и управлении судами и правовом положении судей», предполагающих более четкое разграничение сферы компетенции руководителя Ведомства по делам судей и Совета судей.
Принятые в октябре 2012 г. поправки в закон о выборах (предусматривалась обязательная личная или на веб-сайте правительства регистрация избирателей не менее чем за 15 дней до даты голосования) по мнению оппозиции, могли лишить многих граждан права на волеизъявление и были отклонены Конституционным судом Венгрии (ранее венгры были вправе голосовать при предъявлении документов, удостоверяющих их личность и адрес проживания).
Закон «О свободе совести» (принят летом 2011 г., изменения внесены в декабре 2011 г.) сохраняет положение об официально признанных государством конфессиях. Изменилось только их количество - теперь их 27 (в первоначальной редакции было 14). Отменена обязательная перерегистрация ранее действовавших церквей и разрешено их функционирование, но без предоставления госдотаций. Процедуру регистрации, которая, по мнению экспертов, остается слишком сложной, по-прежнему должны осуществлять не суды, а парламент на основании представления министра социальных ресурсов (в его компетенцию входят дела церквей). При этом претендующая на регистрацию религиозная организация обязана действовать на территории Венгрии не менее 20 лет, иметь устав, избранный административный орган и, по меньшей мере, 1000 последователей, письменно подтвердивших свою принадлежность к ней и постоянно проживающих в Венгрии.
Неоднозначно складывается ситуация со свободой слова. Оппозиционные партии, структуры ЕС и международные правозащитные организации ставят вопрос о соответствии венгерского закона о СМИ нормам Евросоюза. В этой связи ряд международных НПО, включая «Международную амнистию», «Фридом хауз», «Репортеры без границ», «Европейскую федерацию журналистов» призывают ЕС «положить конец» вмешательству венгерского государства в работу СМИ и защитить свободу слова в Венгрии. В итоге дискуссии венгерское правительство смягчило ряд положений закона «О праве на распространение информации и свободе обмена информацией», однако порядок формирования органов контроля за деятельностью СМИ, предполагающий большинство в их составе представителей правящей партии, сохранен.
Актуальной остается проблема положения цыган. По-прежнему их подавляющее большинство имеет низкий социальный статус и является, по мнению правозащитников, объектом различных форм дискриминации. В настоящее время из 400 тыс. трудоспособных цыган заработок имеет лишь каждый четвертый. Как правило, они выполняют низкооплачиваемую сезонную или временную работу. Именно цыгане становятся первыми кандидатами на увольнение и зачастую не могут добиться восстановления на работе. Уровень жизни цыганского меньшинства по всем социально-экономическим параметрам значительно ниже средних показателей по стране. В частности, у цыган на 10 лет короче продолжительность жизни, две трети из них страдают хроническими заболеваниями. Отмечается активизация националистических группировок, которые эксплуатируют антицыганскую риторику. Участились и случаи публичных антицыганских высказываний со стороны официальных лиц и СМИ.
Наряду с обозначившимся ростом ультраправых настроений среди населения сохраняет свою остроту проблема антисемитизма. По информации западных НПО, за 2011-2013 гг. официально зафиксировано более
150 случаев антисемитских проявлений. Причем если ранее их объектами становились религиозные сооружения, еврейские кладбища и объекты собственности, то в последнее время участились попытки физической расправы над религиозными и общественными лидерами еврейской общины (резонансным стал инцидент с избиением в июне 2012 г. в Будапеште 90-летнего раввина Й.Швейцера).
Международными и венгерскими НПО периодически подаются сигналы о случаях неоправданного применения силы органами правопорядка в отношении задержанных и подследственных. При этом в «группу риска» в первую очередь также попадают цыгане (в 2013 г. имел место ряд случаев жестокого обращения с задержанными со стороны полиции).
Нарекания правозащитных структур вызывает состояние пенитенциарной системы. Венгрию критикуют за переполненность тюрем, жесткие условия и длительность содержания граждан в предварительном заключении, а также при отбывании сроков тюремного заключения по конкретным приговорам.
Правительство Венгрии признает наличие проблем в правочеловеческой сфере и заявляет о готовности к сотрудничеству с евроструктурами и международными правозащитными организациями для их решения.
Previous post Next post
Up