Jan 15, 2014 21:47
Правочеловеческая ситуация в Швеции, несмотря на благоприятное в своей основе развитие, в настоящий момент характеризуется рядом тревожных тенденций.
Прежде всего эксперты-правозащитники выделяют нарушения в области прав человека, совершаемые шведским государством, коренным населением в отношении все возрастающего числа иммигрантов, а также самими иммигрантами. К конкретным нарушениям прав и свобод относятся случаи ксенофобии, нетерпимости и различных форм дискриминации отдельных групп населения (женщин, иммигрантов, национальных меньшинств).
Растет число исков против Швеции в Европейский суд по правам человека, (на настоящее время в - 732 жалобы, 52 обвинительных постановления).
Несмотря на политически мотивированные отказы выдать России лиц, обвиняемых в совершении на ее территории тяжких уголовных преступлений, шведское правительство в определенных ситуациях жестко регулирует аналогичные проблемы у себя в стране, особенно в отношении неевропейцев, ссылаясь на «угрозы интересам национальной безопасности». Такой подход подтвердился при задержании (невинных, как затем показали расследования) людей в рамках операций по предотвращению терактов в Гётеборге в ноябре 2010 г. и сентябре 2011 г.
Неоднозначна позиция Стокгольма в случае с задержанием в 2012 г. в Джибути двух шведских граждан сомалийского происхождения, которые допрашивались в течение нескольких месяцев американской полицией, а затем были переправлены в США, где им в т.ч. на основе предоставленной Полицией безопасности Швеции технической доказательной базы предъявлено обвинение в терроризме и грозит пожизненное заключение.
Исламские организации Швеции в начале 2013 г. направили в Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации альтернативный доклад. Он содержит, в частности, предложения по укреплению прав мусульман в рамках борьбы с терроризмом, преодолению жилищной сегрегации и решению проблем исламофобии в обществе.
ЕСПЧ, Комиссар ООН по делам беженцев, Комитет ООН против пыток, международные правозащитные организации критикуют власти Швеции за то, что они широко применяют практику принудительной высылки на родину беженцев, в т.ч. больных, несовершеннолетних и журналистов, выходцев из Сербии, Ирака, Ирана, Афганистана, Марокко, Эритреи, Эфиопии, несмотря на имевшие там место вооруженные конфликты или очевидный риск преследования, включая пытки и тюремное заключение, в этих странах. В частности, Комитет ООН против пыток в своем недавнем докладе признал несостоятельными 19 таких шведских высылок.
Подвергся критике процесс высылки в Италию несовершеннолетних беженцев (в 2012 г. - более 100 детей), которые приезжают в Европу в одиночку и, прежде чем прибыть в Швецию, пересекают итальянскую границу, где у них берут отпечатки пальцев. Миграционные власти Швеции ставят знак равенства между снятием отпечатков и прошением об убежище и депортируют беженцев в страну первоначального въезда.
Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации порицает шведскую политику в отношении нацменьшинств и иммигрантов в том, что Стокгольм зачастую отказывает в выдаче вида на жительство лицам, действительно нуждающимся в убежище (отдавая приоритет политическим мотивам), и ничтожная часть дел, связанных с преступлениями на почве ненависти и с расовой и этнической дискриминацией беженцев/мигрантов (прежде всего на рынке труда и в социальной сфере) доходит до судопроизводства и тем более до обвинительного приговора. Комиссия против расизма и нетерпимости Совета Европы призывает шведское правительство принять план борьбы с жилищной сегрегацией населения и упростить процедуры воссоединения семей.
В судах преступники-иммигранты получают, как правило, более суровое наказание, чем этнические шведы. Более 40 проц. иммигрантов считают себя ущемленными в правах; среди неевропейцев эта цифра еще выше. Наблюдается существенная разница между уровнем безработицы среди коренного населения и иммигрантов - одна из самых больших в странах ОЭСР (8 проц. среди шведов, 25 проц. - иммигрантов). Сохраняется крайне невысокий уровень представленности иностранцев на руководящих должностях - от 6 проц. до 10 проц. в различных секторах (при доле среди всех занятых около 20 проц. ). Иммигрантам не из Европы крайне сложно найти жилье.
В шведском общественном мнении подвергаются критике условия содержания лиц, обратившихся с просьбой о предоставлении убежища, которые в ожидании завершения процедуры рассмотрения заявки вынуждены иногда в течение нескольких лет проживать в среде, близкой к тюремной.
В Швеции сохраняются известные проблемы в области трудовой миграции. Так, например, в стране присутствует большое количество сборщиков ягод из стран Центральной и Восточной Европы и Азии, которые зачастую лишены элементарных условий гигиены, мест проживания, а порой и полной оплаты труда.
В 2012 г. в Швеции на 24 проц. по сравнению с 2011 г. возросла активность правоэкстремистских организаций, прежде всего нацистской «Партии шведов». Растет популярность организаций (более 15), занимающихся пропагандой нетерпимости к лицам другой расы, веры и национальности. В 2009-2012 гг. удвоилось (до 16 тыс.) количество веб-сайтов, пропагандирующих ксенофобию и религиозную нетерпимость.
В феврале 2013 Международная организация труда постановила, что шведское трудовое законодательство (о возможности применения профсоюзами конфликтных мер для заключения коллективных соглашений с зарубежными компаниями только, если эти соглашения предоставляют условия работникам лучше, чем у них дома) противоречит международным конвенциям о деятельности профсоюзов и нарушает основополагающие права человека в трудовой жизни.Европейская комиссия также в феврале 2013 г. повторно (после 2010 г.) подвергла критике как противоречащее соответствующей директиве ЕС шведское трудовое законодательство в вопросах временного трудоустройства («неограниченный период применения временного найма») и призвала правительство принять меры по сокращению возможностей работодателей в этой сфере.
Совет Европы, а также ряд международных правозащитных организаций отмечают, что Швеция прилагает недостаточно усилий для выполнения положений подписанной ею в 2008 г. Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств. В частности, заключение Консультативного комитета Рамочной конвенции СЕ о защите нацменьшинств от 23 мая 2013 г., подготовленное в рамках Третьего цикла мониторинга по Швеции, содержит около десяти рекомендаций шведским властям, некоторые из которых требуют «незамедлительных действий»: активизировать усилия по эффективной имплементации Закона «О национальных меньшинствах» 2009 г. на муниципальном уровне; принять конкретные меры по повышению возможностей нацменьшинств получить образование, в т.ч. высшее, на родном языке; гарантировать эффективное участие саамского (коренное национальное меньшинство) парламента в процессе принятия решений, затрагивающих этот народ; укрепить мониторинг фактов дискриминации по этническому признаку; улучшить положение цыганских детей в системе образования; повысить уровень координации центральных и местных властей по вопросам защиты нацменьшинств.
Обеспокоенность соблюдением своих прав выражают саамское (17 тыс.) и цыганское (50 тыс.) население Швеции. В связи с тем, что исконно саамские земли находятся во владении шведского государства и ряда частных лиц, участились случаи общественно-хозяйственных конфликтов с участием нацменьшинства. Местное население также обеспокоено негативным воздействием развития добывающей промышленности на флору и фауну региона, а также традиционные саамские способы хозяйствования.
Предрассудки по отношению к цыганам, в том числе ведущим «европейский» образ жизни, сохраняются в Швеции даже в среде высокообразованных людей, что вынуждает многих представителей этого народности менять имена и скрывать свое происхождение. Согласно социологическим исследованиям, основные проблемы цыганского населения Швеции - на рынке труда и в сфере образования. Уровень безработицы среди цыган достигает 80 проц., их дети зачастую или совсем не посещают школу.
Комитет ООН по правам женщин, местные НПО и СМИ констатируют усиление гендерного неравенства. Продолжает иметь место низкая представленность женщин на руководящих постах (25 проц. - по стране в целом), до 2 тыс. евро увеличился разрыв в среднем размере годовой зарплаты у мужчин и женщин. Начиная с 45 лет мужчины с высшим образованием имеют годовой доход в среднем на 40 проц. выше, чем женщины с таким же образованием. В отношении женщин действуют более жесткие условия труда и доступа к образованию, регулярно фиксируются случаи«сексуального рабства» (более 500 женщин-жертв ежегодно), насилия в семье (20 тыс. шведок каждый год), сексуальных домогательств, дискриминации беременных женщин и иммигранток. Из 119 возбужденных уголовных дел в связи с торговлей людьми в 2009-2012 гг. лишь в семи случаях были вынесены обвинительные приговоры.
В соответствии с выводами Комитета ООН по правам ребенка, Швеция слишком либерально выполняет положения Протокола к Конвенции о правах ребенка, касающиеся торговли детьми, детской проституции, детской порнографии. Так, за период 2009-2011 гг. существуют подозрения о 166 случаях торговли детьми в Швеции, в т.ч. 137 документально подтвержденных, из которых в 77 случаях речь шла об использовании детей для продажи в сексуальных целях. Из заявленных в полицию 68 случаев торговли людьми только по двум были вынесены обвинительные приговоры.
В Швеции весьма распространена практика совращения несовершеннолетних через Интернет. По сведениям СМИ, шведы неоднократно были уличены в покупке детских секс-услуг в других странах через Интернет. Стабильно растет статистика обращений в полицию по поводу грубого обращения с детьми: в 1995 г. - 500, а в 2011 г. - более 2500 случаев.
Несмотря на критику Комитетов ООН по правам ребенка и против пыток, растет практика изоляции детей под арестом или стражей (более 3 тысяч человек в 2011 г.), в ходе которой фиксируются неприемлемые условия и нарушения прав, неправомерно длительного расследования преступлений, совершенных против детей (больше года при положенной норме не более 90 дней), а также выселения семей с детьми за неуплату долгов (более 3,5 тысяч детей с 2007 г., когда Министр по делам детей М.Ларссон пообещала приостановить принудительное выселение семей с детьми).
Правозащитники призывают шведское правительство более эффективно имплементировать в национальное законодательство основные положения упомянутых Конвенции и Протокола к ней, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. Подчеркивается также необходимость более четкой систематизации работы правоохранительных и судебных органов в целях профилактики и противодействия трэффикингу несовершеннолетних.
Шведские компании не всегда учитывают права местных граждан, в т.ч. детей и женщин, в своей деятельности за рубежом, ставя на первое место коммерческую выгоду. Среди известных примеров - ретуширование женщин в каталоге «ИКЕА» в Саудовской Аравии, «нищенские» условия работников заводов шведской компании «Хеннес и Мауритц» в Бангладеш, сотрудничество телекоммуникационной госкомпании «Телия Сонера» со спецслужбами в постсоветских странах, в частности с целью прослушивания и преследований оппозиции. Крупные шведские турагентства не подписывают Кодекс поведения Всемирной организации турагентств по защите детей от сексуальной эксплуатации в туризме.
Местная профессиональная организация «Сообщество адвокатов» констатирует «крайне тревожную» ситуацию в сфере допуска адвокатов к осужденным. Подчеркивается, что пенитенциарные учреждения склонны сужать время общения адвокатов с заключенными, ограничив его лишь рабочими часами. В ряде случаев адвокату следует предварительно записываться на беседу со своим подзащитным. Ведущие шведские юристы разделяют претензии в адрес шведской судебной системы основателя «Викиликс» Дж.Ассанжа. В частности, Швеция - одна из немногих стран мира, где не регламентируется количество времени, в течение которого подозреваемый, которому еще даже не предъявлено обвинение, может быть лишен свободы и заключен под стражу по ходатайству прокурора без решения суда (нередко за несколько лет до начала суда).
В декабре 2012 г. Комитет по защите личной неприкосновенности граждан раскрыл случаи нарушения Закона «О персональных данных» (запрещает сбор, регистрацию, хранение, обработку и распространение данных об этническом происхождении, политических взглядах и деятельности, религиозных или философских убеждениях, здоровье и т.п.). Так, органы полиции осуществляют регистрацию подозреваемых и преступников по религиозному и национальному признаку, компания «Радио Швеции» - регистрирует взгляды слушателей, а также сведения об их политической ориентации, религиозной принадлежности, болезнях, возрасте и др. В таких же злоупотреблениях в мае 2013 г. был уличен государственный банк «Нордеа» (ранее «Нордбанкен»), составлявший в 1970-1990-е гг. «черные списки» граждан, где оказалось более 2 тыс.чел.
Продолжает беспокоить общественность вступивший в 2009 г. в силу Закон «О перлюстрации электронных сообщений», согласно положениям которого Институт радио-коммуникационного слежения вооруженных сил Швеции (FRA) может по заказу определенных органов госвласти (а также по разрешению суда по вопросам оборонной разведки и в тесном контакте с Государственной инспекцией по вопросам оборонной разведывательной деятельности (SIUN) и советом FRA по защите неприкосновенности личности) отслеживать любую электронную информацию, и прослушивать телефонные разговоры по пересекающим границы страны кабелям и сетям. В июне 2013 г. SIUN уже во второй раз в этом году сделала замечание FRA в связи с тем, что он сохранял в своих базах данных чувствительную информацию о физических лицах. Местная НПО «Центр за справедливость» подала иск в ЕСПЧ на предмет противоречия закона основополагающим правам и свободам граждан.