Feb 09, 2009 10:44
Меня удивляют некоторые особенности канадского федерализма. Т.е., например, понятно, что разные провинции проводят разную налоговую политику. Альберта, например, имеет минимальные по канадским меркам налоги. Оговорка "по канадским меркам" необходимая - поскольку, вообще, канадские налоги способны вытрясти из человека всю душу. Так вот в Альберте их вытрясают меньше всего. А, скажем, в Квебеке вытрясут так, что смысл работать вообще пропадёт. В Квебеке строят социализм в отдельно взятой провинции, и налоги по Канаде там максимальные. Альберта и Квебек - это как бы два полюса канадского федерализма. И канадцы (вернее, проживающие в Канаде) делятся обычно на две ярко выраженные категории: одни без ума от Альберты и терпеть не могут Квебек, а другие без ума от Квебека и терпеть не могут Альберту. Раньше я больше встречал первых, а сейчас вторых. Что логично, если учесть, что раньше я жил в Калгари, а теперь в двух шагах от Монреаля. Беседовал с одним врачом перед отъездом из Калгари: он работал во многих местах в Канаде, но именно Калгари считает лучшим городом страны. А недавно беседовал с другим врачом, но уже в Оттаве. Он тоже жил в Калгари, но не мог дождаться чтобы быстрее свалить оттуда. И мечтал бы жить в Монреале.
Онтарио же - это серединка на половинку. Совсем не Квебек, но и совсем не Альберта. Социализмокапитализм в одном флаконе.
Относительно же налогов и справедливости ради надо сказать, что Канада - это не самая обременительная в смысле налогов страна, если сравнивать, конечно, со странами Запада. Франция, Германия и уж тем более Скандинавия - вот где обложили, так уж обложили. И надо отдать должное, налоги в последние несколько лет постепенно снижаются.
Но я не об этом. Это так, лирическое отступление. Я про то, что провинции различаются не только налогами, но, например, и правилами дорожного движения. Казалось бы, одна страна, но в каждой провинции свои правила, свои учебные пособия по обучению вождению и сдаче на права. Конечно, нельзя сказать, что правила, разметка и знаки столь уж различны в разных провинциях - в общем, везде почти всё одинаково, но некоторая разница имеется. Я вот до сих пор не пойму некоторые нюансы движения в Оттаве - школьные зоны, например. В Альберте в школьной зоне движение с скоростью не больше 25 км/ч, а здесь вроде 40 написано. С другой стороны, в Онтарио если останавливается школьный автобус, все должны стоять и бояться, пока не высадят или не посадят последнего школьника. А в Калгари я такого не припомню.
И водительские права во всех провинциях разные. Даже называются по-разному. В Онтарио - Driver's License и дублируются по-французски знакомым и для русского человека "Permis de conduire", а в Альберте - Operator's License. В России над моими альбертскими правами потешались пьяные сельские гаишники. Прикалывались, что я - "оператор" машинного доения. Но хорошо, что меняют права при переезде из провинции в провинцию быстро и без проволочек. И даже если переедешь в Штаты, Германию, Швейцарию и ещё несколько стран, включая Японию и Южную Корею, то их поменяют безо всяких экзаменов.
Вот, что я никогда не мог понять, так это зачем делать инспекцию технического состояния машины при переезде из провинции в провинцию. Вообще, их не интересует, откуда ты привёз машину - из другой провинции, из Штатов или из Зимбабве - необходимо проверить техническое состояния для постановки на учёт. Это, конечно, не сложно сделать, но во всех провинциях одинаково жёсткие требования к и техническому состоянию автомобилей, и к аспектам безопасности. Зачем же проверять при переезде из провинции в провинцию? И ещё за это брать деньги? Хотя, именно в последнем предложении, видимо, и кроется причина этого требования.
А вот, что меня совсем удивило - и тут, надо признаться, провинция Альберта оказалась не на высоте, это каким образом тебе выдают твою историю вождения в этой провинции, т.н. driver's abstract или driving history. Это нужно для оформления страховки по новому месту жительства. Страховым компаниям нужно знать не слишком ли ты хулиганил по предыдущим местам своего проживания. Они опять-таки имеют доступ только к базе данных своей провинции. Так вот провинция Бритиш Коламбия, в которой я тоже когда-то имел честь проживать, делает такую справку быстро и без вопросов. Звонишь в специальный колл-центр и тебе почти мгновенно присылают бумажку либо факсом, либо имэйлом - как попросишь.
В Альберте же другой коленкор. Там почему-то делают из мухи слона. Там просят зайти лично. А если ты находишься за четыре тысячи километров и лично зайти не можешь, будь добр сходи к нотариусу, заверь запрос какой-то специальной формы, пошли всё это курьерской почтой с предоплаченным конвертом для обратной отсылки, да ещё и заплати за их услуги. Всё вместе под сто пятьдесят долларов на двоих человек получится. Да ещё и побегать недельку надо. И потом подождать ещё две. В общем, геморройно.
Хотя, с другой стороны, именно в Альберте со всеми регистрациями автомобильными дела обстоят наилучшим образом. Там все регистрации - будь то постановка авто на учёт или свидетельство о рождении, приватизированы и отданы частным регистрационным конторам. В Онтарио они, напротив, все находятся в руках муниципальных властей. Результат таков: в Альберте регистрационные конторы находятся на каждом углу и работают, например, и по субботам. В Оттаве же всего пара контор на весь город (800 тыс. чел.) и работают так, как и положено всему гавернменту, с 9 до 5 по рабочим дням, т.е. тогда, когда нормальному работающему человеку менее всего удобно. А денег берут не меньше.
Есть, например, Канадская Автомобильная Ассоциация - CAA. Отпочковавшаяся в своё время от AAA - Американской Автомобильной Ассоциации. За некоторую не очень большую годовую плату она предоставляет некоторое количество полезностей, среди которых бесплатная выдача карт любого города или региона Северной Америки. А также помощь, если что-то приключилось: например, могут "прикурить" если сел аккумулятор, или привезти бензин, если у вас неожиданно закончился. Или дотянуть до ближайшего ремонта, если автомобиль по какой-то причине отказывается ехать. Членам CAA также полагаются небольшие скидки во многих отелях и мотелях, так что, если вы частенько куда-то ездите, то можете отбить таким образом затраты на годовое членство.
В Альберте эта Ассоциация именуется AMA, и имеет куда больше преимуществ. Здесь можно и права поменять, и машину поставить на учёт, ну и другие подобные вещи сделать. В Онтарио же CAA ничего такого делать не может, из-за чего её ценность здесь сильно падает. Ну да, что ж делать, всё равно придётся продлить членство на следующий год. Привык уже как-то.
канадщина