День Победы - это наше все. Как Пушкин. И как Пушкин Великая Отечественная остается именно отечественным, не мировым достоянием. Вторая мировая - это военная победа, конец нацизма, Великая Отечественная - совсем другое.
Мне кажется очень важным понять, что именно мы празднуем. С точки зрения Запада, да и многих соотечественников, 9 мая Россия гордится своей мощью, вспоминает былое военное превосходство. Отсюда призыв заменить День Победы на День памяти и примирения. Собственно так поступил и Запад - соответствующее решение вынесла в 2004 году Генассамблея ООН.
Многие наши соотечественники, настоящие и бывшие, считают так же. Пугаясь воинственной риторики Кремля, они спрашивают: может хватит говорить о победе?
Но нас не должно волновать, что государство вкладывает в это название. Большинство воспринимает словосочетание "День Победы" не как символ величия империи и даже не как день боевой славы русского оружия, а как день преодоления всех страданий, выпавших на долю народа.
День Победы празднуется со слезами на глазах, а не с воинственно-торжествующей победной риторикой.
Нельзя забывать, что День Победы - это не Сталин, не Брежнев и не Путин на трибуне, а миллионы солдат, которых практически безоружными бросали на пулеметы.
Победа - это не просто мир, а мир достигнутый через преодоление немыслимых трудностей.
История человечества богата на страдания: тот же Холокост, ГУЛАГ, любой акт геноцида. События эти памятны не количеством трупов, а страданиями.
С 9 мая случай иной. Мы не просто вспоминаем о тех страданиях, но празднуем тот духовный подъем народа, который помог эти страдания преодолеть.
Я очень не люблю, когда День Победы связывают исключительно с памятью, исключительно с признанием заслуг ветеранов. Дань памяти - это как бы акт вежливости по отношению к чужим святыням. А День Победы для нас - не чужой праздник. Он должен оставаться своим для последующих поколений.
Почему так важно сохранить и передать дальше этот праздник? Конечно, все мы знаем, сколько у нас и до и после войны было крови и грязи. Именно поэтому нельзя забывать тот момент, когда все это, и хорошее, и кровь с грязью вдруг сжалось в алмаз - самый твердый за всю мировую историю. Такие моменты не должны забываться. Вспомним, как неприглядно Спарта вела себя во время греко-персидских войн. В 480 году она попросту "кинула" Афины, прислав для защиты Фермопил лишь горстку воинов. Но эта горстка совершила подвиг, по которому до сих пор измеряют и Спарту и всю Грецию, который до сих пор остается мерой мужества и доблести.
Наши военные фильмы сильно отличаются от современных боевиков. У нашей Победы не было хэппи энда. Это было ясно с самого начала, когда "пил солдат из медной кружки вино с печалью пополам", когда устанавливали "Скорбящего солдата" в Таллине, и когда главной военной песней страны стала песня про "радость со слезами на глазах".
Мы многое растеряли к концу века. Многое еще наверняка будем терять. Сам народ-победитель уже распался на части и потерял свое имя. День Победы - это главное, что у нас осталось. И это забывать нельзя.
Конечно, для многих из тех, чьи отцы и деды сражались плечем к плечу, праздник уже стал чужим, "Скорбящий солдат" стал "сталинско-путинским" солдатом. Поэтому когда
maxim_sokolov и
ymalbats одинаково пишут о войне, о страданиях и героизме, я понимаю, что это очень важно. Когда
cyxymu, борец за возвращение Абхазии в состав Грузии, непримиримый противник нынешней российской политики,
пишет о Дне Победы как о своем празднике, я понимаю, что народ-победитель жив. Все правильно - Победа одна на всех. Что бы с нами ни случилось, мы еще умеем видеть главное.
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
Стоит солдат - и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: "Встречай, Прасковья,
Героя - мужа своего.
Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол,-
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел..."
Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал.
Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой.
"Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.
Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам..."
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.
Он пил - солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
"Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил..."
Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.