Главной темой Стругацких был человек. Завершение гуманистической традиции наиболее полно представлено в мировой литературе именно Стругацкими. Они единственные смогли полноценно изобразить светлое будущее, на которое нацеливался начавшийся в Средние века процесс раскрепощения человека, они же обозначили конец этой эпохи, сказав в 1962 (!) году: "главное всегда остается на Земле". Это было сказано через год после выхода человечества в космос, до полета на Луну.
Они написали лучшие в советской литературе произведения об обществе потребления - "Хищные вещи века" и "Второе нашествие марсиан" (которые сочинены будто не для современников, а для нас нынешних), лучшее произведение о культе науки (культа уже нет, но его служители еще живы) - "Понедельник", а также самую, наверное, увлекательную из созданных в СССР приключенческих повестей - "Трудно быть богом", а еще - лучшую повесть о нравственном выборе - "За миллиард лет до конца света". При этом, выстраивая увлекательный сюжет, излагая его превосходным языком, Стругацкие ни разу не скатывались в обычную беллетристику, оставаясь в русле европейской и русской литературной традиции. Наверное, поэтому им удалось сочинить столько непохожих друг на друга произведений, почти каждое из которых моментально становилось культовым и расходилось на цитаты. Наверное, поэтому их повести вдохновили таких режиссеров как Тарковский, Сокуров и Герман. Пожалуй, в наследии Стругацких наберется больше "хитов", чем у любого другого писателя советской поры.
Но самым главным в творчестве Стругацких было то, что они единственные заглянули в эпоху пост-гуманизма, когда человек откроет, что больше не находится в центре мироздания и обнаружит вблизи границу нового, очень неуютного и пугающего мира. Серия "Улитка на склоне" - "Гадкие лебеди" - "Отель" - "Малыш" - "Пикник" - "Жук в муравейнике" - "Волны гасят ветер" и "Отягощенные злом" настолько уникальна в мировой литературе, что я испытываю неловкость от необходимости говорить об этом вот так - вскользь, без должного уважения к титаническому труду Стругацких. По сути это философская проза, целенаправленная проработка на литературном материале тех проблем, которые могут встать перед человеком. Не сомневаюсь, что эта проза не раскрыта целиком и может еще многое дать - было бы кому брать. Вообще хорошая фантастика - это именно философский жанр, что прекрасно видно по Брэдбери, Лему, Азимову, Саймаку.
Многие отмечали, что Стругацкие не были равнозначны своему творчеству. В своих книгах они в тысячу раз талантливее и точнее, чем в статьях и интервью. Такое бывает. И еще надо добавить, что после смерти Шекли (2005), Лема (2006), Кларка (2008) Гаррисона (март 2012) и Брэдбери (июнь 2012) Борис Стругацкий оставался последним из великих фантастов.
Они уходят, мой Капитан. Собственно говоря, они ушли. Совсем.
Несчастные, и оставив за собой несчастных.
Человечность. Это серьезно.
Как все это не похоже на те апокалиптические картины, которые мы рисовали друг другу четыре года назад! Помнишь, как старик Горбовский, хитро улыбаясь, прокряхтел: "Волны гасят ветер..."? Все мы понимающе закивали, а ты, помнится, даже продолжил эту цитату с видом многозначительным до кретинизма. Но разве поняли мы его тогда? Никто из нас не понял. И теперь, мой Капитан, когда они ушли и не вернутся больше, мы все вздохнули теперь с облегчением. Или с сожалением? Я не знаю. А ты?
Твой Атос
13.11.202 года.