К сожалению, недостаток свободного времени не давали мне в последние дни возможности вернуться к чтению Евангелия. Однако все проходит.
Итак, пятая глава, в которой появляется много вопросов.
1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Но почему же блаженны? Ибо не ведают, что творят? Значит ли это, что грех, совершенный в неведении - не есть грех? А как же незнание закона, которое не освобождает от ответственности? Кто такие нищие духом? Сумасшедшие? Умственно отсталые? Маньяк-убийца - это ведь тоже нищий духом.
Не есть ли "нищий духом" - один из идеалов, к которому следует стремиться каждому христианину? Всего-то дел - стать идиотом, и в царство небесное зеленым коридором можно пройти будет.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
не есть ли это трактовка: всё тлен?
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
непонятная фраза. Что имел ввиду Иисус? Землю, но не Царство Небесное? Кроткие? Почему?
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
так ли блаженны алчущие правды - большой вопрос. потому что не всегда жажда правды оборачивается добром
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
закономерный итог. если же воспринимать вышеперечисленное как просто награду небес после смерти, то говорить и думать тут не о чем.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
13 Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Очень сильные слова. Но необходимость прославлять при каждом добром деле Отца Небесного как-то ниоткуда логически не следует. Уж лучше прославлять человека, сделавшего доброе дело.
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
что значит перейти из закона?
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
ну да, оказыется в царстве небесном есть классовое неравенство.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака ", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный ", подлежит геенне огненной.
о дивный новый мир! нам всем гореть в аду?
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
значит ли это, что ад не вечен и грешники могут искупить там свою вину?
27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
мысль здравая, так что, видимо, прелюбодействовали все.
29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
при таких заповедях Иисус должен был сгореть как свечка. Что в общем-то и произошло.
31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
прелюбодеяние - вообще такая плодотворная тема, в рамках которой по христианству можно топтаться очень долго. Потому суть заповедей - забивание естественных инстинктов продолжения рода во имя религии. В итоге создается система замкнутая сама на себя: Вера запрещает прелюбодеяния(например), естественно мысли(хорошо если только мысли) о них посещяют верующих регулярно и последние несутся с ними на исповедь, избавляться от грехов. Система работает, чем больше веры, тем больше греха.
33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
о ком говорит Иисус? О себе? О Боге? О Боге-себе?
36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
Скажем так, клятва - это очень странная вещь. ПО большому счету - слова не ценнее да или нет. И клятвы прекрасно сосдствуют с христианством, хотя вот же черным по белому: не клянитесь
38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
заметим, в правую щеку как правило не бьют, бьют правой рукой в левую. К чему бы это.
40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
ау, христиане, где вы? никто со мной не поделится рубашкой с верхней одеждой?
41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
без комментариев
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
это с трудом сочетается с Содомом и Гоморрой, например. Да и вообще Иисус - порядочный идеалист.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Любите всех в общем. Бог есть любовь и все такое. Божественные заповеди как всегда разбиваются о неприспособленную к их выполнению человеческую натуру. Почему-то мне кажется, что любить всех - это значит не любить на самом деле никого.