Подозреваю, что большей части меня читающих это не слишком интересно, а значительной части тех, кому интересно, и так в курсе, но все же напишу - вся надежда на комментаторов и т.п. :)
В общем, с месяц назад мне пришел ключ в закрытую бету новой визардовской бесплатной онлайн-версии Magic: the Gathering.
До открытой беты она пока так и не дошла, ключа я ждал недели 2-3. Я играл почти во все компьютерные версии "Магии", и это - одна из наиболее удачных, а если добавить ограничения "сетевая" (чтобы отсечь Шандалар) и "бесплатная" (чтобы убрать из рассмотрения MTG Online), то я бы сказал, что лучшая. Да, в MTGO лучше примерно все - но она принципиально устроена как электронная версия "бумажной" Магии, в том числе и в части цен; играть в нее бесплатно - оплачивая участие в драфтах при помощи play points - можно, но для этого нужно играть лучше, чем я сейчас: призовые play points равняются взносу за участие примерно при 2/3 побед в турнире.
В Арене же типичная free-to-play экономика - есть две внутриигровые валюты: золото и драгоценные камни (gems). Gems можно купить за живые деньги или выиграть в турнирах со стартовым взносом в золоте; золото зарабатывается выполнением daily tasks. В целом в этой части особых претензий нет - все настроено более или менее сбалансированно. Хотя от каких-нибудь дешевых в золоте аналогов мтго-шных Phantom drafts я бы не отказался.
Базовый тип игры - это constructed (т.е. игра заранее подготовленной колодой, собранной из карт твоей коллекции) по системе "матч до 1 победы"; матчи до двух побед с сайдбордом недавно ввели как спецтурниры competitive constructed, но на них у меня пока все равно карт не хватает :)
Кроме того, есть драфты, хотя и несколько странные: играешь-то ты против живых людей, а вот набираешь колоду - с ботами. Впрочем, это очень разумная мера: в MTGO ожидание, пока наберется народ на драфт, все очень сильно портит. Тут же можно в любой момент зайти, надрафтить и собрать колоду - а дальше все ожидание сводится ко времени подбора одного соперника, а не восьмерых - так что занимает несколько секунд. (На самом деле, интересно, подбирают ли они противника с аналогичным положением в турнирной таблице, как в нормальной Магии, или первого попавшегося - но в целом есть ощущение, что да, скорее аналогичного. Хотя может и просто человека с аналогичным рейтингом). Кроме того, онлайновый Draft simulator именно для процесса сборки колоды, без матчей, визарды сделали уже очень давно, так что тут у них была домашняя заготовка. Собственно, мне больше нравится как раз драфты играть - но честным выполнением дэйликов на драфт набираешь где-то за 3-4 дня. Все остальное время приходится гонять констрактед :)
Чем эта игра мне понравилась ощутимо больше предыдущих заходов визардов в free-to-play online типа Magic Duels - из стартовых карт можно собрать нечто вполне адекватное, благодаря чему практически с первых же игр не чувствовать себя совсем уж безнадежно, а получать удовольствие от процесса. По сути, все это время я играю в основном переделкой базовой колоды на вампирах, пережившей один серьезный апгрейд и пару мелких. В принципе, от того, как ее рекомендуется собирать, моя версия отличается очень серьезно, но пока что результаты вполне устраивают, так что кардинально менять пока не хочется - тем более, что играть ею сейчас вполне приятно.
Что касается получения новых карт для апгрейдов, то тут разработчики приняли самое спорное решение. Вместо того, чтобы позаимствовать систему "распылил карту - собрал новую" из "Хартстоуна" (раз уж они клонировали практически весь интерфейс - за что им, кстати, фи - он не стильный), они придумали свою: в бустерах, кроме обычных карт, попадаются wildcards, которые можно превратить в любую карту такой же или меньшей редкости (еще wildcards можно получить из Сундука, который получаешь, наоткрывав сколько-то - много - бустеров). Проблема этого решения в том, что оно несколько убивает креативность. Получается, что стоимость проверенной топовой колоды будет примерно такой же, как у какого-нибудь безумного homebrew - хотя в реальной жизни они, возможно, будут различаться на пару порядков. И это вовсе не стимулирует тратить ценные wildcards не на топовую колоду. Из-за этого экосистема получается попримитивнее - скажем, в последнее время, когда всем игрокам еще и начислили для тестирования кучу редких карт из только что добавленного набора - примерно половину матчей приходится играть против Red Deck Wins в чуть разных вариантах.
Наверное, надо сказать что-то и об интерфейсе. Если вкратце, то пользоваться можно, но до идеала очень, очень далеко.
Вот в некоторых обзорах пишут, что он гораздо лучше MTGO и т.п. По мне так все ровно наоборот: в нем наделали каких-то глупых "красивостей" и разлекушечек для детей 7-10 лет, которые, к счастью, недели через две перестают раздражать. По мне так Магии не нужны отвлекающие рюшечки, она гораздо лучше в строгом оформлении. С точки зрения юзабилити интерфейса тоже не все круто - дизайнеры как будто не обращают внимания на то, что сейчас у всех широкие мониторы, и стоило бы позаимствовать расположение объектов у древнего микропрозовского Шандалара - сейчас же карты в руке и карты оппонента отъедают место по высоте, что становится очень неудобно, например, когда на столе у каждого игрока по дюжине существ, и надо найти среди них тех, кого надо отправить в атаку. В общем, интерфейс - это то, что пока решено наименее удачно, но, сильно подозреваю, правиться не будет, потому что "художник так видит".
Интерфейс сборки колоды тоже не сказать, чтобы слишком удобен - не хватает хотя бы банального разделения карт по столбикам с разной стоимостью, как это сделано в MTGO, поиск/фильтрация тоже как-то неидеальны (что делают пара кнопок в быстрых фильтрах, я до сих пор не могу запомнить, а хинтов на них нет).
Да, написано это все на Unity, из-за чего не особо потрясающая графикой настолка заставляет кулер видюхи врубаться примерно с той же интенсивностью, что при игре в World of Tanks (и, скажем, гораздо сильнее, чем в Wasteland, где все-таки тоже графики побольше).
Но в целом это все не такие проблемы, чтобы они прямо портили впечатление от игры. Опять же, это только бета, так что что-нибудь, может, еще поправят.
В общем, в последнее время Арена потеснила в моем личном рейтинге поглотителей времени даже онлайновые Seasons :) Посмотрим, как оно будет дальше, но пока что интересно.