Инструкция по замене колеса.
Встать на обочине, желательно на горизонтальной участке с твердым покрытием. Поставить машину на передачу и на ручник. Подъем автомобиля на уклоне чреват падением с домкрата. При установке в снег или мягкий грунт домкрат может провалиться, после чего и машина упадет и домкрат испортится. Поэтому я вожу площадку размером 150х200ммх10мм из алюминия. Позволяет уберечься от проваливания и позволяет, подкладывая камешки или нечто подобное, сделать нужный горизонт для пятки домкрата.
Достать запасное колесо, подкатить к месту замены, уложить рядом. (Необходимое действие, чтобы вас не сбили другие автомобили).
Снять колпаки (у каждого свои декоративные или секретные колпаки, закрывающие болты/гайки, поэтому тут общих рекомендаций нет)
Далее надо "сорвать" болты, т.е. чуть-чуть ослабить каждый болт. Тут возможны варианты.
Вариант 1- руками. Если болты свежие, смазаные и в наличии достаточно силы, то устанавливаем баллонный ключ на 4 или 3 часа, беремся за него двумя руками и работая мышцами спины, подымаем его вверх. Одевать ключ нужно плотно, до конца.
Вариант 2 - ногой. Устанавливаем баллонный ключ на болт/гайку так, чтобы хвост ключа сморел на 9-10 часов. Встать рядом с автомобилем правым боком, опереться на автомобиль правой рукой для устойчивости, прицелиться (можно потренироваться), затем резко ударить по ключу ногой. Удар должен прийтись на конец ключа и желательно каблуком, всей плоскостью. Если каблуки острые, подошва тонкая, бить будет больно, тогда можно просто наступить на ключ. Если он не поддаётся, можно попрыгать на нем. Обязательно ключ должен быть плотно до конца одет. После неудачного удара, он может подслезть, надо поправлять. Резкий ударный метод срыва предпочтителен для тяжелых случаев. Я, например, могу сорвать свои колесные болты ударом ладони по ключу.
Если болты не хотят срываться, можно через проставку постучать по их торцам молотком. Это помогает, разрушается держащая их пленка. Стучать надо не очень сильно и часто. Также если нет обуви (водитель босиком), и руками никак, может помочь молоток. Ставим ключ на 9-10 часов, на конец немного нажимаем левой рукой, и бьем молотком в центр ключа. Бить надо сильно и точно.
Когда все болты сорваны, ставим домкрат. Для этого желательно иметь коврик (в крайнем случае можно взять из салона). Если домкрат штатный и известно штатное место, куда устанавливается упор домкрата, следуем инструкции на автомобиль. Устанавливаем упор в штатное место, раскручиваем домкрат до выбора всей слабины, устанавливаем его ровно, чтобы пятка была строго под упором и домкрат стоял перпендикулярно порогу автомобиля и подымаем дальше автомобиль.
Если домкрат нештатный, или штатное место неизвестно, или пороги гниловаты, то упирать-поддомкрачивать надо в явно силовые места, которые не промнутся домкратом. Это места крепления балок, больших подвесочных рычагов - тут надо посмореть на подвеску, легко эти места визуально определяются. Для этого стелим коврик на землю, встаем на колени и подсовываем домкрат под автомобиль поглубже и упираем в нужное место. Если есть сомнения или машина гниловата, можно под место упора подложить доску/брусок или что-то еще, распределяющее давление. Дальше аккуратно выбрав слабину, ставим ровно домкрат и поднимаем машину.
Надо поднять автомобиль до отрыва покрышки от земли. После этого откручиваем колесные болты или гайки ключом, начиная с нижних. Последним откручивается самый верхний болт. После этого снимается колесо. Легче всего это сделать, взявшись за спицы обода (если есть). Если нет, тогда надо браться за покрышку. Сняли, откатили в сторону. Аналогично берем запасное и устанавливаем, ориентируя по отверстиям, чтобы можно было попасть болтом. Обычно есть какие-то направляющие, одев на них, колесо висит само и его можно чуть поворачивать. Если не видно отверстия можно помочь направить колесо отверткой, для чего вставить ее в отверстие и повернуть вперед-назад, поймав нужное положение. После чего взять болт и наживить его. С гайками проще - колесо сразу одевается в нужном положении. После этого наживляем остальные болты/гайки. Дальше берем ключ и легко, без особых усилий, до соприкосновения диска и ступицы затягиваем болты/гайки. Делать это нужно крест-накрест. Т.е. после затягивания одного болта переходить на противолежащий, а не на соседний. После этого опускаем домкрат. После этого окончательно затягиваем болты. Если ключ имеет вылет-рычаг около 25-30см, то достаточно установив ключ на 2-3 часа взявшись за него прямой рукой приналечь всем весом. Затягиваем также крест-накрест, т.е переходим далее к противоположному болту. Если вы девушка, весом в 40 кг, то можно закручивать ногой, становясь на ключ. Но прыгать не надо. Чрезмерное усилие при затяжке портит резьбу, несколько раз - и придется менять ступицу. Кроме того, такое перетянутое колесо потом еще будет не открутить. Если вы боитесь, что слабо затянули колеса, можно проверить степень затяжки болтов назавтра-послезавтра или через 10-30км или просто заехать в сервис и подтянуть динамометрическим ключом. Недостаточно затянутые колеса откручиваются немгновенно, они могут откручиваться даже чуть ли не 50км.