Mar 21, 2013 18:22
чтобы, наконец, все мои френды разобрались в специфике понимания трансцендентального Кантом я перевел соответствующие отрывки из классического исследования Norman Kemp Smith. A Commentary to Kant's ''Critique of Pure Reason'
"Понятие "трансцендентального" в основном занято Кантом как название для определенного вида знания. Трансцендентальное знание есть знание не объектов, но природы и условия нашего априорного познания их. Иными словами, априорное знание не должно быть утверждаемо в качестве трансцендентального просто потому, что оно априорное; этот титул применяется только к такому знанию, которое априори конституирует теорию или науку. Трансцендентальное знание и трансцендентальная философия должны поэтому трактоваться как совпадающие области; и в качестве такого совпадения они образуют науку о возможности, природе и пределах априорного познания.
Но позже в Критике Кант использует термин трансцендентальности во втором смысле, а именно, для указания априорного фактора в знании. Все представления, которое априорны, но в то же время применимы к объектам являются трансцендентальными. Термин в этом случае определяется через его отличие от эмпирического, с одной стороны, и от трансцендентного, с другой.
Третье значение термина трансцендентальный возникает через его расширительное использование, - от обозначения априорных созерцаний и понятий к процессам и способностям, благодаря которым они полагаются. Так Кант говорит об трансцендентальных синтезах апперцепции, reproduction, и recognition, и трансцедентальных способностях воображения и рассудка. В этом смысле трансцендентальное становится обозначением для условий, которые делают опыт возможным".
(априорных условий! - прибавлю я от себя)
Надеюсь, что после этого трудностей с пониманием термина "трансцендентальный" больше ни у кого не останется
трансцендентальный,
Кант