тут обыденность "транс" в том смысле, что как правило люди находясь в настоящем этим настоящим не живут. так как на реальность постоянно накладывается мышление, которое в значительной степени автоматично и определяемо подсознательными ментальными установками. оно и вводит в транс. в буддистской медитации удается встать в позицию при которой ты на
(
Read more... )
Comments 13
Вам удается выйти из транса?
Reply
ну только во время медитации. если не считать разовых озарений
Reply
У психолога Михая Чиксентмихайи есть концепция потока - состояния одержимости, когда творческий человек решает задачу.
Reply
не всем нравится "одержимость"
Reply
Интересно. А как объясняется то, что буддистская медитация, в отличие от мышления, не является автоматической, подсознательной ментальной установкой?
Концентрация на непосредственно данном, как присутствие здесь и сейчас, так же и мышление, может быть здесь и сейчас, сконцентрировано на этом - данном. Или я что-то упускаю, или не так?
Reply
Смотрите, как происходит стандартная буддистская медитация. Вы выбираете объект медитации, очень часто берется дыхание. Концентрируетесь на нем. Но в это время ум продолжает работать и в вашу голову начинают лезть всякие мысли не связанные с дыханием. Вы просто их фиксируете и продолжаете наблюдение за дыханием. Поэтому мыслительному процессу развернуться не удается. Ваше сознание не уводится в сторону , а пребывает здесь и сейчас. В свою очередь ментальные зажимы, напряжение в нейронке разряжается и вы постепенно входите во все болеее стабильное и спокойное состояние.
Reply
Спасибо за пояснение, это важно.
Лично у меня есть совсем небольшой опыт медитации, и некоторые соображения, чуть шире, по этому поводу.
Попробую продолжить мысль, и проговорить подробнее то, с чем был связан мой вопрос.
Можно пока обозначить цель медитации коротко, как Вы и сказали - это спокойное, стабильное состояние психики. С чем согласен.
В таком случае, медитация, представляется как незанятое внимание, свободное от сознательного мышления. Такое свободное состояние ума, оказывается чем-то вроде высокочувствительного детектора, или регистратора тонких, едва уловимых чувств. Которые в обычном, занятом мышлением состоянии, заглушаются шумом страстей и желаний.
Мне нравится в этом смысле один пример, связанный с восприятием тела. Что бы, скажем, обнаружить повреждение какого-либо его участка, боль обращает на него внимание. Если же она недостаточно сильна, мы не замечаем этого, потому что были заняты более "актуальным".
Так и медитация, делает свободным. Последовательно обнаруживает наиболее актуальное, но уже не столько телесное, ( ... )
Reply
Здорово вы все описали! Если говорить о буддизме, то там, конечно, нет антиинтеллектуализма. Одной из составляющих просветления является Праджня, мудрость. То есть, по сути, признается необходимость сознательной интеллектуальной перестройки сознания. Но у обычных людей процесс мышления во многом определяктся не чистой логикой, но самскарами, - бессознательными ментальными установками, возникающими, как считают буддисты, в результате кармического опыта. Задача состоит в том, чтобы вывести мышление из под власти этих самскар и сознательно перепрограммировать его. Та медитация, которою я вам описал, - медитация однонаправленного внимания, - подготавливает для этого почву. А дальше подключается, так называемая, аналитическая медитация, когда сосредотачиваются в процессе медитации на какой-нибудь важной, с точки зрения буддизма идее и она постепенно с сознательного внедряется на подсознательный уровень, где замещает собой все эти самскары. Все мы, по идее знаем, что такое хорошо, а что такой плохо. Но часто знания не переходят в действие. ( ... )
Reply
Leave a comment